Математика 4 класс учебник Моро, Бантова 2 часть ответы – страница 32
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
- Часть: 2.
- Год: 2020-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Задание вверху страницы
1) Объясни решение.
2) Объясни, как более кратко записаны те же вычисления.
425400 : 600
Первое неполное делимое 4254 сотни, значит, в записи частного будет три цифры.
Найду, сколько сотен будет в частном,
Разделю 4254 на 600, для этого разделю 42 на 6, получится 7 – столько сотен будет в частном.
Умножу 600 на 7, получится 4200 – столько сотен разделил.
Вычту 4200 из числа 4254, получится 54 сотни – столько сотен осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 600.
Второе неполное делимое 54 сотни, или 540 десятков.
Найду число десятков в частном: разделю 540 на 600, получится 0 десятков.
Умножу 600 на 0, получится 0.
Вычту 0 из 540, получится 540 десятков – столько десятков осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем 600.
Третье неполное делимое 5400.
Разделю 5400 единиц на 600, получится 9.
Умножу 600 на 9, получится 5400, все единицы разделили.
Ответ: 709.
28500 : 30
Первое неполное делимое 285 сотен, значит, в записи частного будет три цифры.
Найду, сколько сотен будет в частном,
Разделю 285 на 30, для этого разделю 28 на 3, получится 9 – столько сотен будет в частном.
Умножу 30 на 9, получится 270 – столько сотен разделил.
Вычту 270 из числа 285, получится 15 сотен – столько сотен осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 30.
Второе неполное делимое 15 сотен, или 150 десятков.
Найду число десятков в частном: разделю 150 на 30, получится 5 десятков.
Умножу 30 на 5, получится 150.
Вычту 150 из 150, получится 0 – все десятки разделили.
Третье неполное делимое 0 единиц.
Разделю 0 единиц на 30, получится 0.
Умножу 0 на 30, получится 0, все единицы разделили.
Ответ: 950.
В остальных случаях рассуждаем аналогично, особое внимание при этом надо уделить записи нулей в частном (не приписывать нули, а получать их делением).
При сокращенной записи если неполное делимое меньше делителя можно просто приписать в частном 0 и списать следующую цифру. В случае, когда в делимом в разряде 0 единиц, а десятки разделены полностью, последний 0 можно не сносить для деления, а списать его в частное.
Алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями:
1. Выделить первое неполное делимое.
2. Определить количество цифр в частном.
3. Разделить неполное делимое на делитель.
4. Умножить делитель на полученное число.
5. Найти остаток от деления вычитанием.
6. Сравнить остаток с делителем.
Рассмотрим данные примеры и их решения.

Объясним, как выполнено деление в первом примере.
425400 : 600
Первое неполное делимое 4254 сотни, значит, в записи частного будет три цифры.
Найду, сколько сотен будет в частном,
Разделю 4254 на 600, для этого разделю 42 на 6, получится 7 – столько сотен будет в частном.
Умножу 600 на 7, получится 4200 – столько сотен разделил.
Вычту 4200 из числа 4254, получится 54 сотни – столько сотен осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 600.
Второе неполное делимое 54 сотни, или 540 десятков.
Найду число десятков в частном: разделю 540 на 600, получится 0 десятков.
Умножу 600 на 0, получится 0.
Вычту 0 из 540, получится 540 десятков – столько десятков осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем 600.
Третье неполное делимое 5400.
Разделю 5400 единиц на 600, получится 9.
Умножу 600 на 9, получится 5400, все единицы разделили.
Ответ: 709.
Объясним, как выполнено деление во втором примере.
28500 : 30
Первое неполное делимое 285 сотен, значит, в записи частного будет три цифры.
Найду, сколько сотен будет в частном,
Разделю 285 на 30, для этого разделю 28 на 3, получится 9 – столько сотен будет в частном.
Умножу 30 на 9, получится 270 – столько сотен разделил.
Вычту 270 из числа 285, получится 15 сотен – столько сотен осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 30.
Второе неполное делимое 15 сотен, или 150 десятков.
Найду число десятков в частном: разделю 150 на 30, получится 5 десятков.
Умножу 30 на 5, получится 150.
Вычту 150 из 150, получится 0 – все десятки разделили.
Третье неполное делимое 0 единиц.
Разделю 0 единиц на 30, получится 0.
Умножу 0 на 30, получится 0, все единицы разделили.
Ответ: 950.
Объясним, как выполнено деление в четвертом примере.
43600 : 40
Первое неполное делимое 43 тысячи, значит, в записи частного будет четыре цифры.
Разделю 43 на 40. Для этого разделю 4 на 4, получу 1– столько тысяч будет в частном.
Умножу 40 на 1, получу 40 – столько тысяч разделили.
Вычту 40 и 43, получу 3 – столько тысяч осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: тысяч осталось меньше, чем 40.
Второе неполное делимое – 36 сотен.
Разделю 36 на 40. Неполное делимое меньше делителя, поэтому пишу в частном 0.
Добавляем к 36 сотням 0 десятков, получается 360 десятков.
Разделю 360 на 40. Для этого разделю 36 на 4, получу 9 – столько десятков будет в частном.
Умножу 40 на 9, получу 360 – все десятки разделили.
Третье неполное делимое – 0 единиц.
Неполное делимое меньше делителя, поэтому пишу в частном 0.
Читаю ответ: частное равно 1 090.
В остальных случаях рассуждаем аналогично, особое внимание при этом надо уделить записи нулей в частном (не приписывать нули, а получать их делением).
Рассмотрим как более кратко записаны те же примеры.

Объясним, как выполнено деление в данных примерах.
При сокращенной записи, если неполное делимое меньше делителя можно просто приписать в частном 0 и списать следующую цифру. В случае, когда в делимом в разряде 0 единиц, а десятки разделены полностью, последний 0 можно не сносить для деления, а списать его в частное.
Номер 120.
Реши, записывая вычисления подробно или кратко.
Ответ:
Алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями:
1. Выделить первое неполное делимое.
2. Определить количество цифр в частном.
3. Разделить неполное делимое на делитель.
4. Умножить делитель на полученное число.
5. Найти остаток от деления вычитанием.
6. Сравнить остаток с делителем.
Выполняем вычисления с пояснениями.
Пишу: 35 270 : 70.
Первое неполное делимое – 352 сотни. В записи частного будет 3 цифры.
Разделю 352 на 70. Для этого разделю 35 на 7, получу 5 – столько сотен будет в частном.
Умножу 70 на 5, получу 350 – столько сотен разделили.
Вычту 350 из 352, получу 2 – столько сотен осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 70.
Второе неполное делимое – 21 десяток.
Разделю 21 на 70. Неполное делимое меньше делителя, поэтому пишу в частном 0.
Добавляем к 21 десятку 0 единиц, получается 210 единиц.
Разделю 210 на 70. Для этого разделю 21 на 7, получу 3 – столько единиц будет в частном.
Умножу 70 на 3, получу 210 – все единицы разделили.
Читаю ответ: частное равно 503.
Пишу: 168 000 : 400.
Первое неполное делимое – 1 680 сотни. В записи частного будет 3 цифры.
Разделю 1680 на 400. Для этого разделю 16 на 4, получу 4 – столько сотен будет в частном.
Умножу 400 на 4, получу 1 600 – столько сотен разделили.
Вычту 1 600 из 1 680, получу 80 – столько сотен осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: тысяч осталось меньше, чем 400.
Второе неполное делимое – 800 десятков.
Разделю 800 на 400. Для этого разделю 8 на 4, получу 2 – столько десятков будет в частном.
Умножу 400 на 2, получу 800 – все десятки разделили.
Третье неполное делимое – 0 единиц.
Неполное делимое меньше делителя, поэтому пишу в частном 0.
Читаю ответ: частное равно 420.
В остальных случаях рассуждаю аналогично.
Выполняем вычисления и оформляем задание в тетрадь.
Номер 121.
Выполни деление с остатком.
Ответ:
Алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями:
1. Выделить первое неполное делимое.
2. Определить количество цифр в частном.
3. Разделить неполное делимое на делитель.
4. Умножить делитель на полученное число.
5. Найти остаток от деления вычитанием.
6. Сравнить остаток с делителем.
Выполняем вычисления с пояснениями.
Пишу: 48 179 : 80.
Первое неполное делимое – 481 сотен. В записи частного будет 3 цифры.
Разделю 481 на 80. Для этого разделю 48 на 8, получу 6 – столько сотен будет в частном.
Умножу 80 на 6, получу 480 – столько сотен разделили.
Вычту 480 из 481, получу 1 – столько сотен осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 80.
Второе неполное делимое – 17 десятков.
Разделю 17 на 80. Неполное делимое меньше делителя, поэтому пишу в частном 0.
Добавляем к 17 десяткам 9 единиц, получается 179 единиц.
Разделю 179 на 80. Для этого разделю 17 на 8, получу 2 – столько единиц будет в частном.
Умножу 80 на 2, получу 160 – столько единиц разделили.
Вычту 160 из 179, получу 19 – столько единиц осталось.
Сравню остаток с делителем: единиц осталось меньше, чем 80.
Читаю ответ: частное равно 602, остаток 19.
В остальных случаях рассуждаю аналогично.
Выполняем вычисления и оформляем задание в тетрадь.
Номер 122.
Два пловца спрыгнули одновременно с лодки и проплыли по реке в противоположных направлениях: первый со скоростью 90 м/мин, второй со скоростью 40 м/мин. Сколько метров проплывёт второй пловец, когда первый проплывёт 270 м? Сделай схематический чертёж и реши задачу. Составь и реши задачи, обратные данной.
Ответ:
1) 270 : 90 = 3 (мин) – время заплыва 1-ого пловца.
2) 40 ∙ 3 = 120 (м) – проплывёт 2-ой пловец.
Ответ: 120 метров всего проплывёт второй пловец.
Обратная задача 1:
Два пловца спрыгнули одновременно с лодки и проплыли по реке в противоположных направлениях: первый проплыл 270 м, второй – 120 м. С какой скоростью плыл второй пловец, если скорость первого – 90 м/мин?
1) 270 : 90 = 3 (мин) – время заплыва 1-ого пловца.
2) 120 : 3 = 40 (м/мин) – скорость 2-ого пловца.
Ответ: скорость второго пловца составляет 40 м/мин.
Обратная задача 2:
Два пловца спрыгнули одновременно с лодки и проплыли по реке в противоположных направлениях: первый со скоростью 90 м/мин, второй со скоростью 40 м/мин. Сколько метров проплывет первый спортсмен, когда второй спортсмен проплывет 120 м?
1) 120 : 40 = 3 (мин) – время заплыва 2-ого пловца.
2) 90 ∙ 3 = 270 (м) – проплывёт 1-ый пловец.
Ответ: первый пловец проплывёт всего 270 метров.
S = V ∙ t: Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
V = S : t: Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
t = S : V: Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
Шаг 1.
Оформляем условие в виде схематического чертежа.
Рассуждаем.
Узнаем время заплыва одного пловца. Для этого расстояние разделим на скорость, с которой он двигался.
1) 270 : 90 = 3 (мин) – время заплыва 1-ого пловца.
Продолжаем рассуждение.
Узнаем, сколько метров проплывет второй пловец. Для этого скорость, с которой он двигался, умножим на время заплыва одного пловца.
2) 40 ∙ 3 = 120 (м) – проплывёт 2-ой пловец.
Записываем ответ.
Ответ: 120 метров.
Шаг 1.
Составляем первую задачу обратную данной.
Два пловца спрыгнули одновременно с лодки и проплыли по реке в противоположных направлениях: первый проплыл 270 м, второй – 120 м. С какой скоростью плыл второй пловец, если скорость первого – 90 м/мин?
Рассуждаем.
Узнаем время заплыва первого пловца. Для этого расстояние разделим на скорость, с которой он двигался.
1) 270 : 90 = 3 (мин) – время проплыва 1-ого пловца.
Продолжаем рассуждение.
Узнаем, скорость второго пловца. Для этого расстояние, которое преодолел второй пловец разделить на время заплыва одного пловца.
2) 120 : 3 = 40 (м/мин) – скорость 2-ого пловца.
Записываем ответ.
Ответ: 40 м/мин.
Шаг 1.
Составляем вторую задачу обратную данной.
Два пловца спрыгнули одновременно с лодки и проплыли по реке в противоположных направлениях: первый со скоростью 90 м/мин, второй со скоростью 40 м/мин. Сколько метров проплывет первый спортсмен, когда второй спортсмен проплывет 120 м?
Рассуждаем.
Узнаем время заплыва второго пловца. Для этого расстояние разделим на скорость, с которой он двигался.
1) 120 : 40 = 3 (мин) – время проплыва 2-ого пловца.
Продолжаем рассуждение.
Чтобы узнать, сколько метров проплывет второй пловец, нужно скорость его движения умножить на время.
2) 90 ∙ 3 = 270 (м) – проплывёт 1-ый пловец.
Записываем ответ.
Ответ: 270 метров.
Номер 123.
Реши уравнения.
Ответ:
х : 5 = 1400 − 900
х : 5 = 500
х = 500 ∙ 5
х = 2500
Проверка:
2500 : 5 = 1400 − 900
500 = 500
Ответ: х = 2500.
х − 30 = 1000 − 200
х − 30 = 800
х = 800 + 30
х = 830
Проверка:
830 − 30 = 1000 − 200
800 = 800
Ответ: х = 830.
Уравнение – равенство с неизвестной, при подстановке числа в которую, получается верное равенство.
Вспомни названия компонентов действия умножения, и зависимость между компонентами и результатом действия умножения:
1 множитель ∙ 2 множитель = значение произведения.
Значение произведения : 1 множитель = 2 множитель.
Значение произведения : 2 множитель = 1 множитель.
Уменьшаемое – вычитаемое = значение разности.
Уменьшаемое – значение разности = вычитаемое.
Значение разности + вычитаемое = уменьшаемое.
Делимое : делитель = значение разности.
Делимое : значение разности = делитель.
Значение разности ∙ делитель = делимое
Поясняем.
В каждом из уравнений сначала выполняем вычисления в правой части.
1. Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель:
500 ∙ 5 = 2500
Проверка:
2500 : 5 = 1 400 – 900
500 = 500
2. Чтобы найти уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое:
800 + 30 = 830.
Проверка:
830 – 30 = 1 000 – 200
800 = 800
Выполняем вычисления.
х : 5 = 1400 − 900
х : 5 = 500
х = 500 ∙ 5
х = 2500
Проверка:
2500 : 5 = 1400 − 900
500 = 500
Ответ: х = 2500.
х − 30 = 1000 − 200
х − 30 = 800
х = 800 + 30
х = 830
Проверка:
830 − 30 = 1000 − 200
800 = 800
Ответ: х = 830.
Оформляем задание в тетрадь.
Номер 124.
Расставь знаки действий и скобки так, чтобы получились верные равенства.
Ответ:
Помним о порядке выполнения арифметических действий и что скобки влияют на порядок выполнения действий.
Сначала выполняются действия в скобках, умножение или деление, а потом – сложение или вычитание. Слева направо.
Затем – действия вне скобок – умножение или деление, а потом – сложение или вычитанием. Слева направо.
Выполняем вычисления.
728 − (72 ∙ 8) = 152
728 − 72 : 8 = 719
(728 + 72) : 8 = 100
728 + 72 : 8 = 737
Оформляем задание в тетрадь.
Задание внизу страницы
Выполни деление с остатком.
Ответ:
Алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями:
1. Выделить первое неполное делимое.
2. Определить количество цифр в частном.
3. Разделить неполное делимое на делитель.
4. Умножить делитель на полученное число.
5. Найти остаток от деления вычитанием.
6. Сравнить остаток с делителем.
Выполняем вычисления с пояснением.
Пишу: 438 500 : 700.
Первое неполное делимое – 4 385 сотен. В записи частного будет 3 цифры.
Разделю 4 385 на 700. Для этого разделю 43 на 7, получу 6 – столько сотен будет в частном.
Умножу 700 на 6, получу 4 200 – столько сотен разделили.
Вычту 4 200 из 4 385, получу 185 – столько сотен осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: сотен осталось меньше, чем 700.
Второе неполное делимое – 1 850 десятков.
Разделю 1 850 на 700. Для этого разделю 18 на 7, получу 2 – столько десятков будет в частном.
Умножу 700 на 2, получу 1 400 – столько десятков разделили.
Вычту 1 400 из 1 850, получу 450 – столько десятков осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем 700.
Третье неполное делимое – 4 500 единиц.
Разделю 4 500 на 700. Для этого разделю 45 на 7, получу 6 – столько единиц будет в частном.
Умножу 700 на 6, получу 4 200 – все единицы разделили.
Вычту 4 200 из 4 500, получу 300 – столько единиц осталось.
Сравню остаток с делителем: единиц осталось меньше, чем 700.
Читаю ответ: частное равно 626, остаток 300.
Оформляем задание в тетрадь.

Задание на полях страницы
Магический квадрат.

Ответ:
Проверка:
135 + 120 + 195 = 330 + 120 = 450
210 + 150 + 90 = 300 + 150 = 450
105 + 180 + 165 = 270 + 180 = 450
135 + 210 + 105 = 240 + 210 = 450
120 + 150 + 180 = 300 + 150 = 450
195 + 90 + 165 = 360 + 90 = 450
135 + 150 + 165 = 300 + 150 = 450
105 + 150 + 195 = 150 + 300 = 450
Магический квадрат – таблица, заполненная различными числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова.
Выполняем вычисления.
135 + 120 + 195 = 450
450 – (120 + 150) = 180
450 – (180 + 165) = 105
450 – (105 + 135) = 210
450 – (195 + 165) = 90
Заполняем магический квадрат.

Номер 114.
Объясни по записи, как выполнили деление 3570 : 90. Назови частное и остаток.
Ответ:
3570 : 90 = 39 (ост. 60)
Объяснение:
Первое неполное делимое – 357 десятков. В записи частного будет 2 цифры.
Разделю 357 на 90. Для этого разделю 35 на 9, получу 3 – столько десятков будет в частном.
Умножу 90 на 3, получу 270 – столько десятков разделили.
Вычту 270 из 357, получу 87 – столько десятков осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: десятков осталось меньше, чем 90.
Второе неполное делимое – 870 единиц.
Разделю 870 на 90. Для этого разделю 87 на 9, получу 9 – столько единиц будет в частном.
Умножу 90 на 9, получу 810.
Вычту 810 из 870, получу 60 – столько единиц осталось разделить.
Сравню остаток с делителем: единиц осталось меньше, чем 90.
Читаю ответ: частное равно 39, остаток 60.
Краткий ответ:
Деление выполнено так: попробуем по 3.
3 умножить на 90 будет 270.
357 минус 270 будет 87 сносим нуль.
Попробуем по 9. 9 умножить на 90 будет 810.
870 минус 810 будет 60, и это остаток, а 39 – неполное частное.
Номер 115.
Ответ:
Номер 116.
Выполни деление с остатком.
Ответ:
Номер 117.
На завод отправлено 3600 т угля в вагонах, по 60 т в каждом, и столько же угля в вагонах, по 90 т в каждом. Каких вагонов потребовалось больше и на сколько больше?
Ответ:
1) 3600 : 60 = 60 (в.) – угля, было по 60 т.
2) 3600 : 90 = 40 (в.) – угля, было по 90 т.
3) 60 − 40 = 20 (в.) - больше потребовалось вместимостью 60 тонн.
Ответ: на 20 штук потребовалось больше вагонов вместимостью 60 тонн.
Номер 118.
За 8 мин самолёт, двигаясь с одинаковой скоростью, пролетел 96 км. Какое расстояние он пролетит за 40 мин, если его скорость увеличится на 2 км/мин?
Ответ:
1) 96 : 8 = 12 (км/мин) – была скорость самолета.
2) 12 + 2 = 14 (км/мин) – увеличенная скорость самолета.
3) 14 ∙ 40 = 560 (км)- всего пролетит самолёт
Ответ: 560 км пролетит самолёт за 40 мин.
Задание внизу страницы
Выполни деление с остатком и сделай проверку.
Ответ:
Задание на полях страницы
Начерти узор
Ответ:
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.