Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 119

alt
  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Часть: 2.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 119

Номер 253.

Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.
    Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышан гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.4
    Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.
    Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

К. Паустовский

Ответ:

«Счастливый заяц»

  • Определите тип текста, его тему и главную мысль.
  • Почему большинство глаголов в тексте употреблено в форме прошедшего времени?
  • Пользуясь Памяткой 3 (с. 150), подготовьтесь к написанию изложения данного текста.
  • Напишите изложение. Проверьте себя.
Ответ:

Тип текста: повествование.
Тема: как заяц спас деда Лариона от пожара.
Главная мысль: животное всегда чует лучше человека, где спасение найти, а человеку к нему прислушиваться нужно.

Так как тип данного текста — повествование, то всё рассказанное в тексте — будто история, а значит, события, возможно, когда-то такие происходили. Поэтому, все глаголы в нем прошедшего времени, события произошли в прошлом.

1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
    Гарь — то, что получается при сгорании
    Гул — вой, непрекращающийся шум
    Волочил — перетаскивал; медленно тащил, с трудом
    Чуют — чувствуют
    Потише (переносн.) — медленнее
    Опалены — обожжены; повреждены огнем

2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
    Тема текста — как заяц спас деда Лариона от пожара. Об этом говорится в каждой из частей текста: как пожар начался, как дед спасался, появился заяц и сам того не понимая, выручил деда.
    Повествование выстроено так, что сначала читателя вводят в ситуацию речи, историю, затем — как события развиваются и наконец — каков исход истории.

3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
    Основная мысль текста — животное всегда чует лучше человека, где спасение найти, а человеку к нему прислушиваться нужно. Это значит, что животные нас учить многому могут, а нам их уважать нужно. Дед Ларион так и поступил: заяц его выручил, а дед ему добром отплатил и вылечил от ожогов, выходил.

4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
    В тексте 4 смысловые части, которые соответствуют абзацам.
    1 часть: «Как начался пожар»: охотился в лесу, потянуло гарью, поднялся ветер, лесной пожар, огонь гнало с огромной скоростью.
    2 часть: «Неожиданное спасение»: бежал по кочкам, спотыкался, падал, выедал глаза, гул и треск пламени, выскочил заяц, бежал и волочил задние ноги.
    3 часть: «Беги зайчик, беги»: дед обрадовался, как родному, звери чуют лучше человека, побежал за зайцем, плакал от страха и просил бежать потише.
    4 часть: «Как дед Ларион отплатил зайцу добротой»: вывел деда из огня, выбежали к берег, упали от усталости, понес домой, опаленный ноги, дед его вылечил.

5. Еще раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
    В лесу́ (ле́с)
    Потяну́ло (тя́нет)
    Начался́ (нача́ло)
    Пожа́р (сл. сл.)
    Ого́нь (о́гненный)
    По земле́ (зе́мли)
    Огро́мной (сл. сл.)
    Скоростью (ь — показатель мягкости предшествующего согласного)
    Бежа́л (бег)
    Кочкам (правописание чк-чн)
    Спотыка́лся (сл. сл.)
    Выеда́л (есть)
    Зверёк (зверь)
    Волочи́л (во́локом; воло́чет)
    Родно́му (ро́дненький)
    Чуют (правописание чу-щу)
    Проси́л (про́сит)
    Опалены́ (опа́лит)
    Живот (правописание жи-щи)
    Вы́лечил (ле́чит)

6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запомните их написание.

7. Еще раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Напишите изложение.

Синтаксический разбор
Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.4.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 31
Синтаксический разбор:

Зверёк бежал медленно и волочил здание ноги.4.

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о ком говорится в предложении? (О зверьке) В предложении слово зверёк отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о зверьке? (бежал и волочил) Слова бежал и волочил отвечают на вопрос что делал? (зверёк (что делал?) бежал и волочил) Значит, эти слова - однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее зверёк и сказуемые бежал и волочил – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: бежал (как?) медленно - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Волочил (что?) ноги - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: ноги (какие?) определение - подчёркиваю волнистой линией..
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: бежал медленно, волочил ноги, задние ноги.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 31
Памятка 3. (с. 150)
Как подготовиться к изложению

    1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
    2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
    3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
    4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
    5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
    6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
    7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
    После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 119

Номер 244.

Прочитайте.

    Дети были очень милые.
    Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
    Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но только очень плотный, лобастый2, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный1.
По М. Пришвину

  • Докажите, что данный текст – сравнительное описание. Какое это описание: деловое или художественное?
  • Какими вы представили Митрашу и Настю? Что понравилось вам в описании внешнего вида детей?
Ответ:

В данном тексте есть два персонажа, которых сравнивают: Настя и Митраша. Используются имена прилагательные в сравнительной степени, особенности детей противопоставляются. Это описание художественное, ведь в нем описываются и сравниваются образы детей, используются эпитеты, сравнения: волосы отливали золотом, носик глядел вверх попугайчиком и т. д.

    Митраша представился мне маленьким мальчиком, несмотря на то, что ему было всего десять лет. Крепкий, коренастый, очень проворный и бодрый. Характером упрямый, и всего всегда добивающийся.
    Настя – уже юная девушка красивая, высокая, с длинными ногами. Волосы будто золотые реки, собранные в две косы. Лицо усыпано веснушками – капельками солнца. А носик приподнят, вверх смотрит, к самому небу.
    В описании внешнего вида детей мне понравилось то, что по тому, что написано в тексе, очень легко представить детей. Так четко написаны их образы, что будто смотришь на фотографию, когда читаешь слова.

Разбор слова по составу:
лобастый

Звуко-буквенный разбор слова:
Сильный [с’и́л’ный’] – 2 слога
с – [с’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
и – [и́] – гласн., ударн.
л – [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
н – [н] – согл., зв. непарн., тв. парн.
ы – [ы] – гласн., безударн.
й – [й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.


7 б., 6 зв.

Номер 245.

Составьте свой текст – сравнительное описание ваших друзей, одноклассников или родных. Подумайте, по каким признакам вы будете проводить сравнение (лицо, прическа, одежда, черты характера).

  • Подготовьтесь рассказать составленный текст. Начните так: «Ира и Лена – мои подруги...»
Ответ:

    У меня есть две лучшие подруги. Их зовут Катя и Настя, они – сёстры, близнецы. Но несмотря на это, они такие разные, ведь у каждой есть свои уникальные черты.
    Катя – очень резвая, бодрая, никогда не унывающая девочка. Она никогда не сидит на месте. Наверное, поэтому, черты ее лица очень острые, будто выточенные из камня бурной рекой: нос прямой и острый, губы всегда плотно сжаты, чуть впалые щеки и белые-белые зубы. Лоб высокий. А волосы такие короткие, что она не может даже собрать их в прическу.
    Настя совершенно не похожа на сестру. Она намного мягче, тише, очень спокойная и не любит внимания людей. Черты лица намного мягче и часто напоминают мне лепестки нежного цветка: алые губы, пухлые щечки всегда с румянцем. Носик вздернут. На солнце иногда у неё на лбу проглядывают веснушки, чего нет у Кати.
    Они так похожи, но в то же время совершенно разные.

Номер 246.

Прочитайте. Определите тип текста. В каких словах выражена основная мысль? Подберите к тексту название.

Меня разбудили на рассвете: «Погляди – солнце играет!» Я смотрю в окно: за деревьями дальнего2 леса восходит3 огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный пылающий шар: играет!
По И. Соколову–Микитову

Ответ:

Тип текста: повествование, потому что автор рассказывает о событии, которое с ним произошло, а описание, потому что, не смотря на рассказ автора, он описывает всё то, что увидел, что поразило его своей красотой. И рассказывает об этом образами.
Основная мысль: солнце играет, ведь автор рассказывает о том, какое удивительное солнце он увидел на рассвете.
Название: «Солнце играет!».

  • Спишите текст. Проверьте себя.
Ответ:

Меня разбудили (правописание приставки раз-, потому что дальше следует звонкий согласный) на рассвете (сл. сл.): «Погляди (приставка по-, подглядывай) – солнце (солнышко) играет (играть, значит, I спряжение)!» Я смотрю (смотрим) в окно (о́кна): за деревьями (де́рево; дере́вья) дальнего леса восходит (приставка вос-) огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает (правописание приставки рас-, потому что дальше следует глухой согласный; распухать, значит, I спряжение), раздувается, точно (правописание чк-чн) огненный пылающий шар: играет (играть, значит, I спряжение)!

Разбор слова по составу:
дальнего

Разбор слова как части речи:
Восходит – гл., что делает? н. ф. – восходить, II спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.