Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 119

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 119

Номер 253.

Прочитайте. Озаглавьте текст.

    Дед Ларион охотился в лесу. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.
    Дед бежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышан гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у деда выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.4
    Дед обрадовался зайцу, будто родному. Ларион знал, что звери лучше человека чуют, откуда идет огонь, и всегда спасаются. Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.
    Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и понес домой. У зайца были опалены ноги и живот. Потом дед его вылечил и оставил у себя.

К. Паустовский

Ответ:

«Счастливый заяц»

  • Определите тип текста, его тему и главную мысль.
  • Почему большинство глаголов в тексте употреблено в форме прошедшего времени?
  • Пользуясь Памяткой 3 (с. 150), подготовьтесь к написанию изложения данного текста.
  • Напишите изложение. Проверьте себя.
Ответ:

Тип текста: повествование.
Тема: как заяц спас деда Лариона от пожара.
Главная мысль: животное всегда чует лучше человека, где спасение найти, а человеку к нему прислушиваться нужно.

Так как тип данного текста — повествование, то всё рассказанное в тексте — будто история, а значит, события, возможно, когда-то такие происходили. Поэтому, все глаголы в нем прошедшего времени, события произошли в прошлом.

1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
    Гарь — то, что получается при сгорании
    Гул — вой, непрекращающийся шум
    Волочил — перетаскивал; медленно тащил, с трудом
    Чуют — чувствуют
    Потише (переносн.) — медленнее
    Опалены — обожжены; повреждены огнем

2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
    Тема текста — как заяц спас деда Лариона от пожара. Об этом говорится в каждой из частей текста: как пожар начался, как дед спасался, появился заяц и сам того не понимая, выручил деда.
    Повествование выстроено так, что сначала читателя вводят в ситуацию речи, историю, затем — как события развиваются и наконец — каков исход истории.

3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
    Основная мысль текста — животное всегда чует лучше человека, где спасение найти, а человеку к нему прислушиваться нужно. Это значит, что животные нас учить многому могут, а нам их уважать нужно. Дед Ларион так и поступил: заяц его выручил, а дед ему добром отплатил и вылечил от ожогов, выходил.

4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
    В тексте 4 смысловые части, которые соответствуют абзацам.
    1 часть: «Как начался пожар»: охотился в лесу, потянуло гарью, поднялся ветер, лесной пожар, огонь гнало с огромной скоростью.
    2 часть: «Неожиданное спасение»: бежал по кочкам, спотыкался, падал, выедал глаза, гул и треск пламени, выскочил заяц, бежал и волочил задние ноги.
    3 часть: «Беги зайчик, беги»: дед обрадовался, как родному, звери чуют лучше человека, побежал за зайцем, плакал от страха и просил бежать потише.
    4 часть: «Как дед Ларион отплатил зайцу добротой»: вывел деда из огня, выбежали к берег, упали от усталости, понес домой, опаленный ноги, дед его вылечил.

5. Еще раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
    В лесу́ (ле́с)
    Потяну́ло (тя́нет)
    Начался́ (нача́ло)
    Пожа́р (сл. сл.)
    Ого́нь (о́гненный)
    По земле́ (зе́мли)
    Огро́мной (сл. сл.)
    Скоростью (ь — показатель мягкости предшествующего согласного)
    Бежа́л (бег)
    Кочкам (правописание чк-чн)
    Спотыка́лся (сл. сл.)
    Выеда́л (есть)
    Зверёк (зверь)
    Волочи́л (во́локом; воло́чет)
    Родно́му (ро́дненький)
    Чуют (правописание чу-щу)
    Проси́л (про́сит)
    Опалены́ (опа́лит)
    Живот (правописание жи-щи)
    Вы́лечил (ле́чит)

6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запомните их написание.

7. Еще раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Напишите изложение.

Синтаксический разбор
Зверёк бежал медленно и волочил задние ноги.4.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 31
Синтаксический разбор:

Зверёк бежал медленно и волочил здание ноги.4.

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о ком говорится в предложении? (О зверьке) В предложении слово зверёк отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о зверьке? (бежал и волочил) Слова бежал и волочил отвечают на вопрос что делал? (зверёк (что делал?) бежал и волочил) Значит, эти слова - однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее зверёк и сказуемые бежал и волочил – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: бежал (как?) медленно - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Волочил (что?) ноги - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: ноги (какие?) определение - подчёркиваю волнистой линией..
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: бежал медленно, волочил ноги, задние ноги.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 31
Памятка 3. (с. 150)
Как подготовиться к изложению

    1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
    2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
    3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
    4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
    5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
    6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
    7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.
    После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 119

Номер 244.

Прочитайте.

    Дети были очень милые.
    Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
    Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но только очень плотный, лобастый2, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный1.
По М. Пришвину

  • Докажите, что данный текст – сравнительное описание. Какое это описание: деловое или художественное?
  • Какими вы представили Митрашу и Настю? Что понравилось вам в описании внешнего вида детей?
Ответ:

В данном тексте есть два персонажа, которых сравнивают: Настя и Митраша. Используются имена прилагательные в сравнительной степени, особенности детей противопоставляются. Это описание художественное, ведь в нем описываются и сравниваются образы детей, используются эпитеты, сравнения: волосы отливали золотом, носик глядел вверх попугайчиком и т. д.

    Митраша представился мне маленьким мальчиком, несмотря на то, что ему было всего десять лет. Крепкий, коренастый, очень проворный и бодрый. Характером упрямый, и всего всегда добивающийся.
    Настя – уже юная девушка красивая, высокая, с длинными ногами. Волосы будто золотые реки, собранные в две косы. Лицо усыпано веснушками – капельками солнца. А носик приподнят, вверх смотрит, к самому небу.
    В описании внешнего вида детей мне понравилось то, что по тому, что написано в тексе, очень легко представить детей. Так четко написаны их образы, что будто смотришь на фотографию, когда читаешь слова.

Разбор слова по составу:
лобастый

Звуко-буквенный разбор слова:
Сильный [с’и́л’ный’] – 2 слога
с – [с’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
и – [и́] – гласн., ударн.
л – [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
н – [н] – согл., зв. непарн., тв. парн.
ы – [ы] – гласн., безударн.
й – [й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.


7 б., 6 зв.

Номер 245.

Составьте свой текст – сравнительное описание ваших друзей, одноклассников или родных. Подумайте, по каким признакам вы будете проводить сравнение (лицо, прическа, одежда, черты характера).

  • Подготовьтесь рассказать составленный текст. Начните так: «Ира и Лена – мои подруги...»
Ответ:

    У меня есть две лучшие подруги. Их зовут Катя и Настя, они – сёстры, близнецы. Но несмотря на это, они такие разные, ведь у каждой есть свои уникальные черты.
    Катя – очень резвая, бодрая, никогда не унывающая девочка. Она никогда не сидит на месте. Наверное, поэтому, черты ее лица очень острые, будто выточенные из камня бурной рекой: нос прямой и острый, губы всегда плотно сжаты, чуть впалые щеки и белые-белые зубы. Лоб высокий. А волосы такие короткие, что она не может даже собрать их в прическу.
    Настя совершенно не похожа на сестру. Она намного мягче, тише, очень спокойная и не любит внимания людей. Черты лица намного мягче и часто напоминают мне лепестки нежного цветка: алые губы, пухлые щечки всегда с румянцем. Носик вздернут. На солнце иногда у неё на лбу проглядывают веснушки, чего нет у Кати.
    Они так похожи, но в то же время совершенно разные.

Номер 246.

Прочитайте. Определите тип текста. В каких словах выражена основная мысль? Подберите к тексту название.

Меня разбудили на рассвете: «Погляди – солнце играет!» Я смотрю в окно: за деревьями дальнего2 леса восходит3 огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный пылающий шар: играет!
По И. Соколову–Микитову

Ответ:

Тип текста: повествование, потому что автор рассказывает о событии, которое с ним произошло, а описание, потому что, не смотря на рассказ автора, он описывает всё то, что увидел, что поразило его своей красотой. И рассказывает об этом образами.
Основная мысль: солнце играет, ведь автор рассказывает о том, какое удивительное солнце он увидел на рассвете.
Название: «Солнце играет!».

  • Спишите текст. Проверьте себя.
Ответ:

Меня разбудили (правописание приставки раз-, потому что дальше следует звонкий согласный) на рассвете (сл. сл.): «Погляди (приставка по-, подглядывай) – солнце (солнышко) играет (играть, значит, I спряжение)!» Я смотрю (смотрим) в окно (о́кна): за деревьями (де́рево; дере́вья) дальнего леса восходит (приставка вос-) огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает (правописание приставки рас-, потому что дальше следует глухой согласный; распухать, значит, I спряжение), раздувается, точно (правописание чк-чн) огненный пылающий шар: играет (играть, значит, I спряжение)!

Разбор слова по составу:
дальнего

Разбор слова как части речи:
Восходит – гл., что делает? н. ф. – восходить, II спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх