Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 118

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 118

Номер 251.

Прочитайте.

Звезды меркн..т и гасн..т. В огне обл..ка.
    Белый пар по лугам расстила..тся.4
По з..ркальной воде, по кудрям лозняка2
    От з..ри алый свет разлива..тся.4
Дремл..т чуткий камыш. Тиш.. — безлюд..е вокруг.
    Чуть приметна тр..пинка р..систая.
Куст заден..ш.. плеч..м — на лицо т..бе вдруг
    С лист..ев брызн..т роса с..ребристая.2

И. Никитин

  • Какую картину летнего утра вы представили?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Укажите время глаголов, выделите их окончания.
Ответ:

    Я представила себе утро около пруда. Ивы качают своими тонкими, гибкими ветвями, ударяясь ими о гладь ледяной утренней воды.
    Алый закат поднимается над горизонтом, а туман застилает все вокруг, словно белое молоко. Все тонет в нем и намокает от маленьких капелек воды.
    Людей нигде нет. Тишина. Только птицы сонно щебечут, да комары пищат, медленно влача свои тельца к воде. Я бреду по тропинке. Одежда промокла от росы, волосы слиплись. Но так красиво, так чисто вокруг. Хочется сесть на бережке и любоваться наступлением нового дня.

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
    Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
    От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
    Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
    С листьев брызнет роса серебристая.


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 251

Разбор слова по составу:
Лозняка — сущ.
Серебристая — прил.

Разбор слова как части речи:
Дремлет — глаг., обозначает действие, отвечает на вопрос «что делает?». Н. ф. — дремать. I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор4:

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 251

Синтаксический разбор:

Белый пар по лугам расстилается.4

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О паре) В предложении слово пар отвечает на вопрос что? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (расстилается) Слово расстилается отвечает на вопрос что делает? Значит, слово расстилается – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее пар и сказуемое расстилается – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: пар (какой?) белый - определение - подчёркиваю волнистой линией; расстилается (по чему?) по лугу - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: белый пар, расстилается по лугам.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 251

Номер 252.

О каком явлении природы вам хотелось бы рассказать своим друзьям?

  • Составьте по своим впечатлениям пейзажную зарисовку или выберите для ее составления любую из данных тем: «А дождь идет...», «Ветер, ветер, ты могуч...», «Тучки дружные мчатся надо мной...», «Звезда зажглась...», «Лед идет!», «Лист зеленеет...», «Бушует вешняя вода...».
  • Подготовьтесь рассказать составленный текст по выбранной теме по данному рисунку.
Ответ:

Вот вам и весна, вот вам и весна...

    Весна — время пробуждения природы, когда все обновляется и оживает. Снега в этом году было очень много. Таяние началось раннее и вешняя вода хлынула по руслу. Но как же такая вода может уместится в русле маленькой речушки? Вот и вылилась она, заливая прибрежные территории. Деревья утонули в бурлящей воде, маленькие клочки земли разбросаны то тут, то там.
    Казалось, будто случился всемирный потоп или дожди лили не прекращая. Животные сидели на кочках, озираясь по сторонам: не убежать им, не намочив шерстку. И только птицы с высоты на них насмешливо глядят: «Вот вам и весна, вот вам и весна... Вешние воды вокруг. Прыгайте, скачите, спасайте».


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 252
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 118

Начало номера 241 на предыдущей странице

    Гов..рит старый Илья Тимофеевич:
    – Я на добрые дела благословляю т..бя, а на худые дела м..его благословения нет. Защ..щ..й нашу землю Ру...кую не для зол..та, не из коры́ст.., а для чест..3, для богатырской славушк.. .

Ответ:

Данный отрывок из былины «Илья–Муромец».

  • Каковы тема и основная мысль диалога? Как речь характеризует Илью и его отца?
  • Найдите слова, которые в нашей речи вышли из употребления. Что они обозначают?
  • Спишите речь любого из участников диалога, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
Ответ:

Тема текста: благословение сына Илья Муромца отцом Ильей Тимофеевичем.

Основная мысль: только на добрые дела благословение ты получишь, а плохие совершишь – так против наказа родителя пойдешь.

Речь Ильи говорит о его уважительном отношении к родителям, о воспитанности. Речь отца характеризует его как серьёзного, сурового человека, который любит своего сына и переживает за него.

Слова, которые вышли из употребления:
Снарядился – собрался в путь, собрав вооружение
Батюшка – отец
Матушка – мама
Стольный – столичный
Град – город
Недруги – враги
Благословение – позволение, добро
Корысть – выгода.

    Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
    – Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю Русскую от недругов-ворогов.
    Говорит старый Илья Тимофеевич:
    – Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки.

Разбор слова как части речи:
(для) чести – сущ., для чего?, н. ф. – честь, нариц., неодуш., ж. р., 3–го скл., в Р. п., в ед. ч., вт. чл.

Текст

Номер 242.

Вспомните, что такое текст. Как определить тему и основную мысль текста? Как составить план текста?

Ответ:

    Текст – группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Т. е. предложения в тексте объединяет общий смысл и грамматические формы слов в них.
    Тема – то, о чем говорится в тексте.
    Главная мысль – основная мысль, которую высказывает автор в тексте.
    Составление плана текста – важный этап в работе с текстом. Для того, чтобы его составить, необходимо разбить текст на смысловые части. Чаще всего смысловые части соответствуют абзацам, значит, в каждом абзаце-части нужно выделить что-то главное, какую–то центральную мысль.
    При этом все выделенные части должны быть между собой связаны. К каждой части можно подобрать заголовок, который части является словом из этой же части.

  • Тексты бывают разные: текст–повествование, текст–описание, текст–рассуждение. Как их отличить друг от друга? В каких жизненных ситуациях мы будем пользоваться каждым из текстов?
Ответ:

    Текст повествование – это тип текста, в котором рассказывается о каких-то событиях. Преобладают в тексте-повествовании глаголы, которые «рассказывают» историю.
    Текст-описание – это тип текста, в котором описываются какие-то события, факты, выражается отношение к этому рассказчика, который описывает факты.
    Текст-рассуждение – это тип текста, в котором описываются, какие-то мысли автора по какому-то вопросу. Приводятся факты, доказательства, делается вывод.
    Все эти тексты можно использовать в разных жизненных ситуациях: текст-описание поможет нам описать всякие события, увиденное или услышанное; текст-повествование – самый верный способ рассказать какую-то историю, передать динамику и развитие действия; наконец, текст рассуждение – то, что мы используем в диалогах, ведя спор с кем-то, беседу.

Номер 243.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    На ночном небе вы можете увид..ть красн..ватую2 звёзд..чку, которая как будто вам подмигива..т. Знайте, что эта планета Марс, бл..жайший сосе.. нашей Земли.
    Почему Марс красный? Красн..м Марс кажется потому, что м..рсианская земля красно–бур... цвета. И м..рсианское небо не г..лубое, как над Землёй, а тускло–розовое из-за ч..стичек красн..ватой пыли, которые постоянно наход..тся в атмосфере планеты.
Р. Кошурникова

Ответ:

    На ночном небе вы можете увидеть красноватую звёздочку, которая как будто вам подмигивает. Знайте, что эта планета Марс, ближайший сосед нашей Земли.
    Почему Марс красный? Красным Марс кажется потому, что марсианская земля красно-бурого цвета. И марсианское небо не голубое, как над Землёй, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которые постоянно находятся в атмосфере планеты.

  • Какова тема текста. Определите тип каждой части текста. О чем говорится в первой части текста? На какой вопрос дает ответ вторая часть текста? Придумайте заголовок к тексту.
Ответ:

Тема текста – Марс.
Каждая часть текста отличается своим типом:
1 часть – повествование, потому что в ней рассказывается об удивительной планете Марс. О том, чем она особенна и уникальна.
2 часть – рассуждение, потому в ней доказывается из-за чего Марс красный. Приводится доказательство и делается вывод.
Заголовок к тексту: «Красный Марс», «Цветная загадка Марса».

Разбор слова по составу:
красноватую

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх