Номер 6.
а) В классе было 6 девочек и 7 мальчиков. Потом 5 детей ушли домой. Сколько детей осталось?
б) В ведре было 11л воды. Отлили 2 л воды в банку и 5 л воды в кастрюлю. Сколько литров воды осталось в ведре?
в) Из корзины взяли на обед 8 огурцов, а на ужин – 4 огурца. После этого в корзине осталось 7 огурцов. Сколько огурцов было в корзине до обеда?
а) Задачу можно оформить краткой записью или с помощью чертежа:
Было – 6 чел. и 7 чел.
Ушли – 5 чел.
Осталось – ? чел.
I способ:
Зная, что было 6 девочек и 7 мальчиков, можно найти, сколько всего было детей. Если потом мы отнимем 5 человек, которые ушли, найдём количество детей, которые остались.
1) 6 + 7 = 13 (чел.) – всего.
2) 13 – 5 = 8 (чел.)
II способ:
Если предположить, что ушли только девочки, то нужно от 6 отнять 5. К оставшимся девочкам прибавим мальчиков.
1) 6 – 5 = 1 (чел.) – осталось девочек.
2) 1 + 7 = 8 (чел.)
III способ:
Если предположить, что ушли только мальчики, то нужно от 7 отнять 5. К оставшимся мальчикам прибавим девочек.
1) 7 – 5 = 2 (чел.) – осталось мальчиков.
2) 2 + 6 = 8 (чел.)
Ответ: 8 человек осталось в классе.
б) Задачу можно оформить краткой записью или с помощью чертежа:
Было – 11 л
Отлили – 2 л и 5 л
Осталось – ? л
I способ:
Оставшаяся вода в ведре – это часть. Чтобы найти ее нужно от целого отнять части, которые отлили.
11 – 2 – 5 = 4 (л)
II способ:
Можно сначала найти, сколько всего отлили, а только потом отнять.
1) 2 + 5 = 7 (л) – отлили.
2) 11 – 7 = 4 (л)
Ответ: литра осталось в ведре.
в) Задачу можно оформить краткой записью или с помощью чертежа:
Было – ? ог.
Взяли – 8 ог. и 4 ог.
Осталось – 7 ог.
Огурцы, которые были в корзине – это целое. Чтобы его найти, нужно сложить все части.
8 + 4 + 7 = 19 (ог.)
Ответ: 19 огурцов было в корзине.
Номер 7.
Володя и папа копали на даче картошку три дня. В первый день они накопали 12 вёдер, во второй – 13 вёдер, а в третий день – столько, сколько в первый и во второй день вместе. Сколько вёдер картошки накопали Володя и папа за эти три дня?
Ответ:– Чтобы узнать, сколько ведер картошки выкопали папа и Володя за три дня, надо сложить количество ведер, которое они выкопали в каждый из этих дней. (Ищем целое.) Известно, что в первый день они выкопали 12 ведер, а во второй – 13 ведер. Количество ведер картошки, которое они выкопали в третий день, не дано, но его можно найти, сложив 12 и 13, так как известно, что папа и Володя выкопали в третий день столько картошки, сколько в первые два дня вместе.
1) 12 + 13 = 25 (в.) – выкопали в третий день.
2) 25 + 25 = 50 (в.)
Ответ: за три дня папа и Володя выкопали 50 ведер картошки.
Номер 8.
Расшифруй названия рассказов. Кто их написал?
Ответ:Зашифрованы названия рассказов Н. Носова «Мишкина каша», «Веселая семейка» и «Бенгальские огни».
Номер 9.
Раздели квадрат со стороной 4 см на 4 равные части четырьмя разными способами.
Ответ:Номер 1.
а) Объясни, как выполнили вычитание. Почему его называют вычитанием «по частям»?
б) Что нового в примерах и их решении? Как выполнить переход через разряд?
Сделай вывод.
Ответ:а)
Вычитаемое 37 разложили на сумму чисел 30 и 7. Вначале из уменьшаемого вычли число 20, а потом 7. То есть вначале вычли десятки, а потом единицы.
Вычитаемое 9 разложили на сумму чисел 6 и 3. Вначале из уменьшаемого вычли число 6, а потом 3.
Данное вычитание называют вычитанием «по частям», так как вычитание выполнили с помощью разложения вычитаемого на сумму двух «частей», то есть двух чисел.
б)
Нужно сделать так, чтобы уменьшаемое стало круглым числом, для этого вычитаемое 3 разложили на сумму чисел 1 и 2. Сначала из уменьшаемого 41 вычли число 1, а потом число 2.
Сначала вычитаемое 23 представим в виде суммы чисел 20 и 3. Из уменьшаемого 41 вычтем число 20 и получим 21. Теперь по правилу вычитание «по частям» вычтем из числа 21 число 3, разложив его на сумму 1 и 2.
Чтобы выполнить такое вычитание, нужно из уменьшаемого вначале вычесть столько, чтобы оно стало круглым числом, а потом вычесть оставшееся.
Номер 2.
Вычти по частям с объяснением. Что ты замечаешь?
72 – 8 96 – 7 31 – 25 54 – 19
72 – 38 96 – 47 81 – 25 64 – 19
72 − 8 = 72 – (2 + 6) = (72 – 2) – 6 = 70 − 6 = 64
Вычитаемое 8 разложим на сумму чисел 2 и 6. Вначале из уменьшаемого 72 вычитаем число 2, а потом 6.
72 − 38 = 72 – (30 + 8) = (72 – 30) − 8 = 42 − 8 = (42 – 2) − 6 = 40 − 6 = 34
Вычитаемое 38 разложим на сумму чисел 30 и 8. Вначале из уменьшаемого 72 вычитаем 30, а потом 8 по частям, разложив его на числа 2 и 6.
96 − 7 = 96 – (6 + 1) = (96 – 6) – 1 = 90 − 1 = 89
Вычитаемое 7 разложим на сумму чисел 6 и 1. Вначале из уменьшаемого 96 вычитаем число 6, а потом 1.
96 − 47 = 96 – (40 + 7) = (96 – 40) – 7 = 56 − 7 = (56 – 6) − 1 = 50 − 1 = 49
Вычитаемое 47 разложим на сумму чисел 40 и 7. Вначале из уменьшаемого 96 вычитаем 40, а потом 7 по частям, разложив его на числа 6 и 1.
31 − 25 = 31 – (20 + 5) = (31 – 20) – 5 = 11 − 5 = 11 − 1 − 4 = 10 − 4 = 6
Вычитаемое 25 разложим на сумму чисел 20 и 5. Вначале из уменьшаемого 31 вычитаем 20, а потом 5 по частям, разложив его на числа 1 и 4.
81 − 25 = 81 – (20 + 5) = (81 – 20) − 5 = 61 − 5 = 61 − 1 − 4 = 60 − 4 = 56
Вычитаемое 25 разложим на сумму чисел 20 и 5. Вначале из уменьшаемого 81 вычитаем 20, а потом 5 по частям, разложив его на числа 1 и 4.
54 − 19 = 54 – (10 + 9) = (54 – 10) – 9 = 44 − 9 = 44 − 4 − 5 = 40 − 5 = 35
Вычитаемое 19 разложим на сумму чисел 10 и 9. Вначале из уменьшаемого 54 вычитаем 10, а потом 9 по частям, разложив его на числа 4 и 5.
64 − 19 = 64 − 10 − 9 = 54 − 9 = 54 − 4 − 5 = 50 − 5 = 45
Вычитаемое 19 разложим на сумму чисел 10 и 9. Вначале из уменьшаемого 64 вычитаем 10, а потом 9 по частям, разложив его на числа 4 и 5.
В первом и втором столбике одинаковые уменьшаемые, а разность меньше на столько же, на сколько больше вычитаемое.
В третьем и четвертом столбике одинаковые вычитаемые, разность больше на столько же, на сколько больше уменьшаемое.
Номер 3.
Выполни вычитание по частям:
23 – 7 71 – 56 64 – 28 42 – 19
23 − 7 = 23 – (3 + 4) = (23 – 3) – 4 = 20 − 4 = 16
71 − 56 = 71 – (50 + 6) = (71 – 50) – 6 = 21 − 6 = 21 − 1 − 5 = 20 − 5 = 15
64 − 28 = 64 – (20 + 8) = (64 – 20) – 8 = 44 − 8 = 44 − 4 − 4 = 40 − 4 = 36
42 − 19 = 42 – (10 + 9) = (42 – 10) – 9 = 32 − 9 = 32 − 2 − 7 = 30 − 7 = 23
Номер 4.
Придумай и реши свой пример на вычитание с переходом через разряд по частям.
Ответ:92 – 27 = 92 – (20 + 7) = (92 – 20) – 7 = 72 – (2 + 5) = (72 – 2) – 5 = 70 – 5 = 65
Вычитаемое 27 разложим на сумму чисел 20 и 7. Вначале из уменьшаемого 92 вычитаем 20, а потом 7 по частям, разложив его на числа 2 и 5.
Номер 5.
а) Составь 4 равенства из чисел 3, 8, 11. Как можно проверить правильность решения сложения, вычитания?
б) Выполни вычитание в столбик и сделай проверку:
91 – 19 82 – 28 73 – 37 64 – 46
а) 3 + 8 = 11
8 + 3 = 11
11 − 8 = 3
11 − 3 = 8
Сложение можно проверить вычитанием − из суммы вычесть одно из слагаемых и получим второе слагаемое.
Вычитание можно проверить:
1) сложением − к разности прибавить вычитаемое и получим уменьшаемое;
2) вычитанием − из уменьшаемого вычтем разность и получим вычитаемое.
б)
Номер 6.
Можно ли сравнит эти длины, не видя закрытых цифр?
2 дм * см ☐ 3 дм * см 7 дм * см ☐ * дм 9 см
6 дм * см ☐ 6 дм 9 см 2 * см ☐ 5 дм 1 см
2 дм * см < 3 дм * см − так как 2 дм < 3 дм;
6 дм * см ☐ 6 дм 9 см − сравнить нельзя;
7 дм * см ☐ * дм 9 см − сравнить нельзя;
2* см < 5 дм 1 см − так как 2* см = 2 дм * см, и 2 дм < 5 дм.
Номер 7.
а) В классе было 6 девочек и 7 мальчиков. Потом 5 детей на автобусе уехали домой. Сколько детей осталось?
б) В ведре было 11 л воды. Отлили 2 л воды в банку и 5 л воды в кастрюлю. Сколько литров воды осталось в ведре?
а) 1) 6 + 7 = 13 (детей) − всего в классе;
2) 13 − 5 = 8 (детей) − осталось.
Ответ: 8 детей.
б) Способ решения 1:
1) 2 + 5 = 7 (л) − воды отлили всего;
2) 11 − 7 = 4 (л) − воды осталось в ведре.
Ответ: 4 литра.
Способ решения 2:
1) 11- 2 = 9 (л) – воды осталось, когда отлили в банку;
2) 9 – 5 = 4 (л) – воды осталось в ведре.
Ответ: 4 литра.
Напишите свой комментарий внизу страницы.