Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 84

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 84

Номер 170.

Прочитайте.

    Посмотришь на пеликана — ну и чудная птица. Голова маленькая, а клюв огромный, да ещё под ним мешок из кожи висит. В таком мешке может свободно поместиться целая утка.
    Кормятся пеликаны рыбой. А ловят её целой стаей. Выстроятся на воде полукругом и плывут к берегу. Плывут, а сами крыльями хлопают, голову в воду опускают. Это они рыбу перед собой гонят. Подгонят к мелкому месту, тут самая ловля начнётся.

Г. Скребицкий, В. Чаплина

  • Определите тему текста, придумайте к нему заголовок.
  • Какую часть в тексте можно назвать описанием, а какую — повествованием? Объясните свой ответ.
  • Спишите описательную часть текста. Укажите над глаголами настоящего и будущего времени лицо и число, выделите окончания этих глаголов.
Ответ:

Тема: чудная птица – пеликан.
Заголовок: «Пеликан».

Описанием можно назвать первую часть текста. В нем много прилагательных, которые указывают на признаки пеликана.
А вторую часть — повествованием, потому что в нем много глаголов, указывающих на действия в истории.


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 170

Разбор слова по составу:
Посмотришь — гл.

Страничка для любознательных

Можно ли сказать «победю»?

    В русском языке некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Это глаголы победить, убедить, дерзить, лебезить, дудеть, голосить, шелестеть и др. Выразить действие говорящего вам помогут описательные выражения либо близкие по смыслу глаголы:
(Я) сумею победить, одержу победу.
Хочу (думаю) убедить, убеждаю.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 84. 2023 год

Проектные задания.

Пословицы и поговорки

Номер 1.

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Спишите. Выделите окончания глаголов.

    1. Что посеешь, то и пожнёшь. 2. Поспешишь – людей насмешишь. 3. Любишь кататься – люби и саночки возить. 4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Ответ:

1. Что посеешь, то и пожнёшь – любые действия дадут результат.
2. Поспешишь – людей насмешишь – нужно не спешить, а действовать размеренно, вдумчиво.
3. Любишь кататься – люби и саночки возить – любое удовольствие требует труда.
4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда – чтобы что-то получить, нужно хорошенько потрудиться.

Номер 2.

Прочитайте рассказ Л. Толстого. Объясните название рассказа.

Как глядишь, так и видишь
    Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

Ответ:

Заголовок текста значит, что то, как ты все воспринимаешь, влияет на то, что ты видишь. Все зависит только от нас самих.

Номер 3.

Найдите в «Сборнике пословиц и поговорок» 10 пословиц и поговорок, в которых был бы глагол или глаголы во 2-м лице единственного числа. Запишите эти пословицы и поговорки. Выделите личные окончания глаголов.

Ответ:

1. Кашу маслом не испортишь.
2. Поживёшь подольше – узнаешь побольше.
3. Шила в мешке не утаишь.
4. Выше головы не прыгнешь.
5. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
6. Тише едешь – дальше будешь.
7. Едешь на день – хлеба бери на неделю.
8. С дураком говоришь – что горох в стену лепишь.
9. Насильно мил не будешь.
10. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

  • Сможете ли вы объяснить смысл каждой выбранной вами пословицы и поговорки? В каких случаях их можно употребить в речи?
  • По какой пословице можно составить текст? Выберите такую пословицу или поговорку и составьте текст. Составьте слайд-презентацию по выбранной пословице. Можете подобрать или нарисовать иллюстрацию.
Ответ:

Кашу маслом не испортишь – хорошего много не бывает.
Поживешь подольше – узнаешь побольше – чем больше живешь, тем мудрее становишься.
Шила в мешке не утаишь – все тайное становится явным.
Выше головы не прыгнешь – нельзя сделать что-то больше своих способностей.
С кем поведешься, от того и наберешься – все те, с кем мы общаемся, учат нас многому.
Тише едешь – дальше будешь – не всегда нужно торопиться.
Едешь на день – хлеба бери на неделю – даже маленькое дело, требует большой подготовки.
С дураком говоришь – что горох в стену лепишь – с глупым человеком общаться бессмысленно.
Насильно мил не будешь – если не нравишься человеку, то заставить кого-то любить себя не получится.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь – крепкую связь между людьми не разорвать.

Шила в мешке не утаишь
    Маша с Гришей часто оставались дома одни, потому что мама и папа много работали. Бывало, старший брат сам укладывал сестру спать, читал ей сказки.
    Однажды, Маша пришла домой и сразу закрылась в своей комнате. Гриша был занят уроками и не обратил внимания на странное поведение сестры. В тот день родители снова задержались.
    Гриша обещал поиграть с сестрой в куклы. Они построили домик из подушек, кровать для каждой куклы Маши. Стали они истории с ними придумывать, настоящий кукольный спектакль сыграли.
    Играют они, и тут Гриша смотрит, а среди кукол появилась какая–то незнакомая игрушка: беловолосая, с длинными косичками, в синем платье. Не видел он никогда у сестры ее. Решил спросить:
    – Маша, а Маша, какая у тебя красивая игрушка. Не видел ее раньше.
    Маша как-то странно на брата посмотрела, глаза в пол опустила, край платья теребит, и отвечает:
    – Была у меня эта кукла. Просто я с ней не играла.
    И глаза в пол опустила. Ну, Гриша и решил не давить на сестру.
    Стали они дальше играть, разные новые истории придумывать.
    А потом вдруг Маша как зарыдает и так жалобно, что Гриша испугался. Обнял сестру, и спрашивает:
    – Машка, Машенька, ты только не рыдай. Знаю я, все знаю. Шила в мешке не утаишь. А куклу всегда вернуть можно.
    Вцепилась она в шею брата и плачет. А сквозь слезы шепчет:
    – Никогда. Я больше никогда, слышишь?!


Подготовьтесь представить общеклассную презентацию, в которую будут включены выбранные вами пословицы и поговорки, составленный текст по этим пословицам, а также подобранные вами иллюстрации.

Справка.

Пословицы и поговорки являются одним из средств образной и выразительной речи. В пословицах и поговорках часто используются глаголы во 2-м лице единственного числа.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх