Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 84

alt
  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Часть: 2.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 84

Номер 170.

Прочитайте.

    Посмотришь на пеликана — ну и чудная птица. Голова маленькая, а клюв огромный, да ещё под ним мешок из кожи висит. В таком мешке может свободно поместиться целая утка.
    Кормятся пеликаны рыбой. А ловят её целой стаей. Выстроятся на воде полукругом и плывут к берегу. Плывут, а сами крыльями хлопают, голову в воду опускают. Это они рыбу перед собой гонят. Подгонят к мелкому месту, тут самая ловля начнётся.

Г. Скребицкий, В. Чаплина

  • Определите тему текста, придумайте к нему заголовок.
  • Какую часть в тексте можно назвать описанием, а какую — повествованием? Объясните свой ответ.
  • Спишите описательную часть текста. Укажите над глаголами настоящего и будущего времени лицо и число, выделите окончания этих глаголов.
Ответ:

Тема: чудная птица – пеликан.
Заголовок: «Пеликан».

Описанием можно назвать первую часть текста. В нем много прилагательных, которые указывают на признаки пеликана.
А вторую часть — повествованием, потому что в нем много глаголов, указывающих на действия в истории.


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 170

Разбор слова по составу:
Посмотришь — гл.

Страничка для любознательных

Можно ли сказать «победю»?

    В русском языке некоторые глаголы не имеют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени. Это глаголы победить, убедить, дерзить, лебезить, дудеть, голосить, шелестеть и др. Выразить действие говорящего вам помогут описательные выражения либо близкие по смыслу глаголы:
(Я) сумею победить, одержу победу.
Хочу (думаю) убедить, убеждаю.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 84. 2023 год

Проектные задания.

Пословицы и поговорки

Номер 1.

Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Спишите. Выделите окончания глаголов.

    1. Что посеешь, то и пожнёшь. 2. Поспешишь – людей насмешишь. 3. Любишь кататься – люби и саночки возить. 4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Ответ:

1. Что посеешь, то и пожнёшь – любые действия дадут результат.
2. Поспешишь – людей насмешишь – нужно не спешить, а действовать размеренно, вдумчиво.
3. Любишь кататься – люби и саночки возить – любое удовольствие требует труда.
4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда – чтобы что-то получить, нужно хорошенько потрудиться.

Номер 2.

Прочитайте рассказ Л. Толстого. Объясните название рассказа.

Как глядишь, так и видишь
    Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

Ответ:

Заголовок текста значит, что то, как ты все воспринимаешь, влияет на то, что ты видишь. Все зависит только от нас самих.

Номер 3.

Найдите в «Сборнике пословиц и поговорок» 10 пословиц и поговорок, в которых был бы глагол или глаголы во 2-м лице единственного числа. Запишите эти пословицы и поговорки. Выделите личные окончания глаголов.

Ответ:

1. Кашу маслом не испортишь.
2. Поживёшь подольше – узнаешь побольше.
3. Шила в мешке не утаишь.
4. Выше головы не прыгнешь.
5. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
6. Тише едешь – дальше будешь.
7. Едешь на день – хлеба бери на неделю.
8. С дураком говоришь – что горох в стену лепишь.
9. Насильно мил не будешь.
10. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

  • Сможете ли вы объяснить смысл каждой выбранной вами пословицы и поговорки? В каких случаях их можно употребить в речи?
  • По какой пословице можно составить текст? Выберите такую пословицу или поговорку и составьте текст. Составьте слайд-презентацию по выбранной пословице. Можете подобрать или нарисовать иллюстрацию.
Ответ:

Кашу маслом не испортишь – хорошего много не бывает.
Поживешь подольше – узнаешь побольше – чем больше живешь, тем мудрее становишься.
Шила в мешке не утаишь – все тайное становится явным.
Выше головы не прыгнешь – нельзя сделать что-то больше своих способностей.
С кем поведешься, от того и наберешься – все те, с кем мы общаемся, учат нас многому.
Тише едешь – дальше будешь – не всегда нужно торопиться.
Едешь на день – хлеба бери на неделю – даже маленькое дело, требует большой подготовки.
С дураком говоришь – что горох в стену лепишь – с глупым человеком общаться бессмысленно.
Насильно мил не будешь – если не нравишься человеку, то заставить кого-то любить себя не получится.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь – крепкую связь между людьми не разорвать.

Шила в мешке не утаишь
    Маша с Гришей часто оставались дома одни, потому что мама и папа много работали. Бывало, старший брат сам укладывал сестру спать, читал ей сказки.
    Однажды, Маша пришла домой и сразу закрылась в своей комнате. Гриша был занят уроками и не обратил внимания на странное поведение сестры. В тот день родители снова задержались.
    Гриша обещал поиграть с сестрой в куклы. Они построили домик из подушек, кровать для каждой куклы Маши. Стали они истории с ними придумывать, настоящий кукольный спектакль сыграли.
    Играют они, и тут Гриша смотрит, а среди кукол появилась какая–то незнакомая игрушка: беловолосая, с длинными косичками, в синем платье. Не видел он никогда у сестры ее. Решил спросить:
    – Маша, а Маша, какая у тебя красивая игрушка. Не видел ее раньше.
    Маша как-то странно на брата посмотрела, глаза в пол опустила, край платья теребит, и отвечает:
    – Была у меня эта кукла. Просто я с ней не играла.
    И глаза в пол опустила. Ну, Гриша и решил не давить на сестру.
    Стали они дальше играть, разные новые истории придумывать.
    А потом вдруг Маша как зарыдает и так жалобно, что Гриша испугался. Обнял сестру, и спрашивает:
    – Машка, Машенька, ты только не рыдай. Знаю я, все знаю. Шила в мешке не утаишь. А куклу всегда вернуть можно.
    Вцепилась она в шею брата и плачет. А сквозь слезы шепчет:
    – Никогда. Я больше никогда, слышишь?!


Подготовьтесь представить общеклассную презентацию, в которую будут включены выбранные вами пословицы и поговорки, составленный текст по этим пословицам, а также подобранные вами иллюстрации.

Справка.

Пословицы и поговорки являются одним из средств образной и выразительной речи. В пословицах и поговорках часто используются глаголы во 2-м лице единственного числа.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.