Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 35

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 35

Номер 74.

Прочитайте.

Берёзы желт(-ой, -ою) резьбой
Блестят в лазури голубой.

И. Бунин

Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмн(-ой, -ою) затуманился?

А. Кольцов

  • Выскажите мнение: какой вариант окончания был выбран автором? Объясните свой ответ. Запишите предложения, выбирая нужное окончание имени прилагательного.
Ответ:

Мы употребим окончание -ою, потому что это поэтическая, а не деловая речь. При таком варианте окончания стихотворные строки обладают совершенно другой мелодикой, нежели в разговорной речи(более ритмично и поэтично).
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.

Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмною затуманился?

Номер 75.

Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.

    1. Был прекрасн... июльск... день. 2. С ранн... утра небо ясно. 3. Утренн... заря не пылает пожаром: она разливается кротк... румянцем. 4. Солнце, светл...и приветно лучезарн..., мирно всплывает под узк... и длинн... тучкой. 5. Весело и величаво, словно взлетая, поднимается могуч... светило. 6. В сухом и чист... воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой4.

И. Тургенев

Ответ:

Приветно — ласково.
Весело — радостно.
Величаво — грандиозно.
Светило — солнце.

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж над именами прилагательными с пропущенными окончаниями.
  • Выпишите любое имя прилагательное. Разберите его устно и письменно как часть речи (см. памятку 1, с. 146-147).
Ответ:
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 75

Светлое
Устный разбор: светлое — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое? Начальная форма — светлый. Согласуется с именем существительным среднего рода, именительного падежа, единственного числа. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет подлежащее:
Солнце(какое?) светлое
Письменный разбор: Светлое(солнце) — прил., какое?, н. ф. — светлый, ср. р., в И. п., в ед. ч., вт. чл.

Фонетический разбор:
Заря [зар’а] — 2 слога.
з — [з] — согл., зв. парн., тв. парн.
а — [а] — гласн., безуд.
р — [р’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
я — [а] — гласн., ударн.


4 б., 4 зв.

Синтаксический разбор
В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.4.

Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть, задание 245. Синтаксический разбор
Синтаксический разбор:

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.4.

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. В предложении его нет.
3. Нахожу сказуемое. Слово пахнет отвечает на вопрос (что делает?). Значит, это сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: сказуемое пахнет – это главный член предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Пахнет (чем?) полынью, рожью, гречихой - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; пахнет (где?) в воздухе - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой; Нахожу второстепенные члены предложения, поясняющие другие второстепенные члены: в воздухе (каком?) сухом и чистом - определение - подчёркиваю волнистой линией; рожью (какой?) сжатой - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 6 словосочетаний: пахнет полынью, пахнет рожью, пахнет гречихой, сжатой рожью, в сухом воздухе, в чистом воздухе.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть, задание 245. Синтаксический разбор
Памятка

Разбор имени прилагательного
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
4. Роль в предложении.

Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.
1. Душистая —имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма — душистый. 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая.

Образец записи
Душистая (черёмуха) — прил., какая?, н. ф. — душистый, ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.

Обратите внимание!

Форма творительного падежа женского рода может быть образована при помощи вариантных окончания -ой/-ей -ою/-ею:
Голубой и голубою, синей и синею.
В книжной и поэтической речи используются оба варианта окончаний. В научной и деловой речи использование окончания -ою/-ею не принято.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 35

Номер 73.

Прочитайте.

Берёзы желт(-ой, -ою) резьбой
Блестят в лазури голубой.

И. Бунин

Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмн(-ой, -ою) затуманился?

А. Кольцов

  • Выскажите мнение: какой вариант окончания был выбран автором? Объясните свой ответ. Запишите предложения, выбирая нужное окончание имени прилагательного.
Ответ:

Мы употребим окончание -ою, потому что это поэтическая, а не деловая речь. При таком варианте окончания стихотворные строки обладают совершенно другой мелодикой, нежели в разговорной речи(более ритмично и поэтично).
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.

Что, дремучий лес, призадумался,
Грустью тёмною затуманился?

Номер 74.

Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.

    1. Был прекрасн... июльск... день. 2. С ранн... утра небо ясно. 3. Утренн... заря1 не пылает пожаром: она разливается кротк... румянцем. 4. Солнце, светл...и приветно лучезарн..., мирно всплывает под узк... и длинн... тучкой. 5. Весело и велича́во, словно взлетая, поднимается могуч... свети́ло.

По И. Тургенев

Ответ:

Приветно — ласково.
Весело — радостно.
Величаво — грандиозно.
Светило — солнце.

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж над именами прилагательными с пропущенными окончаниями. Объясните правильность написания окончаний.
  • Вы записали текст. Определите его тему. Подберите к тексту название.
  • Выпишите любое имя прилагательное. Разберите его устно и письменно как часть речи (см. памятку 1, с. 144).
Ответ:
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 74

Тема: июльский день.
Название: Прекрасный день.

Устный разбор:
Был прекрасный июльский день.
1. Июльский — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
2. Начальная форма — июльский.
3. Согласуется с именем существительным в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: день (какой?) июльский.

Письменный разбор:
Июльский (день) — прил., какой?, н. ф. — июльский, м. р., в И. п., в ед. ч., вт. чл. (определение)

Звуко-буквенный разбор:
Заря [зар’а] — 2 слога.
з — [з] — согл., зв. парн., тв. парн.
а — [а] — гласн., безуд.
р — [р’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
я — [а] — гласн., ударн.


4 б., 4 зв.

Памятка (с. 144).

Разбор имени прилагательного
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
4. Роль в предложении.

Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.
1. Душистая — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма — душистый. 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая.

Образец записи
Душистая (черёмуха) — прил., какая?, н. ф. — душистый, ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.

Обратите внимание!

Форма творительного падежа женского рода может быть образована при помощи вариантных окончания -ой/-ей -ою/-ею:
Голубой и голубою, синей и синею.
В книжной и поэтической речи используются оба варианта окончаний. В научной и деловой речи использование окончания -ою/-ею не принято.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх