Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 37

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 37

Номер 78.

Прочитайте.

    1. Рыба-ремень длинная и плоская. 2. Иной раз достигает девяти метров. 3. Ну и ремешок! 4. Эту серебристо-розовую рыбу с алой короной на голове ещё называют сельдяным королём. 5. А уж так тяжёл – пятерым не поднять! 6. Она любит плавать во главе косяков сельди.

Г. Юрмин

  • Составьте из предложений текст. Придумайте к нему заголовок.
  • Объясните написание выделенных орфограмм.
  • Запишите заголовок и составленный текст.
Ответ:

Заголовок: Рыба-ремень.

Рыба-ремень длинная и плоская. Иной раз достигает девяти метров. Ну и ремешок! А уж так тяжёл – пятерым не поднять! Эту серебристо-розовую рыбу с алой короной на голове ещё называют сельдяным королём. Она любит плавать во главе косяков сельди.

Это текст описание, ведь в нем содержится множество сравнений рыбы-ремня.

Длинная - правописание удвоенной согласной "нн" на стыке морфем
Плоская – правописание падежного окончания прил. ед. ч., ж. р., И. п.
Метров – правописание падежного окончания сущ. мн. ч., м. р., Р. п.
Серебристо – сочетание -ере-.
Алой – правописание падежного окончания прил. ед. ч., ж. р., Т. п.
Голове́ – го́ловы.
Сельдяны́м – се́льдь.
Тяжёл – тя́жесть.
Пятеры́м – пя́ть.
Косяков – 1. словарное слово; 2. кося́к.
Сельди – мягкий знак указывает мягкость согласного.

Рыба-ремень

    Рыба-ремень длинная и плоская. Иной раз достигает девяти метров. Ну и ремешок! А уж так тяжёл – пятерым не поднять! Эту серебристо-розовую рыбу с алой короной на голове ещё называют сельдяным королём. Она любит плавать во главе косяков сельди.

Разбор слова как части речи:
Сельдяным – прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «каким?», н. ф. – сельдяной, согласуется с сущ. в ед. ч., м. р., Т. п. В предложении является второстепенным членом.

сельдяным (королём) - прил., каким?, н.ф. - сельдяной, м.р., в Т.п., в ед.ч., вт.чл. (определение)

Номер 79.

Прочитайте. Спишите, дописывая пропущенные окончания. Подготовьтесь объяснить правописание безударных окончаний имен прилагательных.

    Солнечн... настроение, дальн... поле, белоснежн... облако, алюминиев... кастрюля.
    Песчан... берегом, волнист... лентой, над син... океаном, серебрян... инеем.
    В небесн... лазури, на прекрасн... картине, о весенн... празднике, о бескрайн... равнине, на фарфоров... тарелке.

Ответ:

Солнечное настроение (И. п., ср. р.), дальнее поле (И. п., ср. р.), белоснежное облако (И. п., ср. р.), алюминиевая кастрюля (И. п., ж. р.).
Песчаным берегом (Т. п., м. р.), волнистой лентой (Т. п., ж. р.), над синим океаном (Т. п., м. р.), серебряным инеем (Т. п., м. р.).
В небесной лазури (П. п., ж. р.), на прекрасной картине (П. п., ж. р.), о весеннем празднике (П. п., м. р.), о бескрайней равнине (П. п., ж. р.), на фарфоровой тарелке (П. п., ж. р.).

  • Объясните значение выделенных словосочетаний.
  • Найдите лишнее словосочетание в каждой группе. Объясните, почему оно лишнее.
Ответ:

Солнечное настроение – радостное настроение.
Алюминиевая кастрюля – кастрюля из алюминия.
На фарфоровой тарелке – на тарелке из фарфора.

1 группа: лишнее словосочетание – алюминиевая кастрюля, потому что прилагательное женского рода, а все остальные – среднего.
2 группа: лишнее словосочетание – волнистой лентой, потому что прилагательное женского рода, а в остальных – мужского.
3 группа: лишнее словосочетание – о весеннем празднике, потому что это прилагательное мужского рода, а все остальные – женского.

Разбор слова как части речи:
В небесной – прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «в какой?», н. ф. – небесный, согласуется с сущ. в ед. ч., ж. р., П. п. В предложении является второстепенным членом.

В лазури – сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «в чём?», н. ф. – лазурь, нариц., неодуш., ж. р., 3 скл. в ед. ч., П. п. В предложении является второстепенным членом.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 37

Номер 77.

Прочитайте.

    В погожий летний день в чаще леса у лосихи родился лосёнок.
    Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у неё серая, жёсткая, как щетина. Лосёнок родился маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки1 тоненькие-тоненькие — кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.
    Мать и сын лежали у ручья, в густых ольховых зарослях.

По Г. Скребицкому

  • Определите тему текста. Найдите в тексте описание. Какие сравнения использует автор, описывая внешний облик животных? Для чего автор даёт сравнительное описание животных?
  • Подготовьтесь написать по памяти описание животных (лосихи и лосёнка). Напишите. Проверьте себя.
Ответ:

Тема: у лосихи родился лосенок.

Описания:
Лосиха была огромная, больше домашней коровы. Шерсть у нее серая, жесткая, как щетина. Лосенок родился маленький, рыженький, совсем как домашний теленок. Ножки тоненькие-тоненькие — кажется, на таких и стоять нельзя: сейчас переломятся.

Сравнения:
Лосиха больше домашней коровы; шерсть жесткая как щетин; лосенок как домашний теленок рыженький; ножки тоненькие-тоненькие будто сломаются вот-вот.

Автор даёт сравнительное описание животных, чтобы читатель смог лучше представить лосиху и лосёнка.

«У лосихи родился лосёнок»

    В тёплый и солнечный летний день в дремучем лесу у лосихи родился лосёнок.
    Лосиха была огромная, больше коровы, а лосёнок — совсем маленький. Шерсть у неё серая, жесткая, как щетина, а у лосёнка — совсем нежная, словно у домашнего телёнка. Ножки тоненькие, будто сейчас переломятся.
    Мать и сын отдыхали у ручья в густых зарослях ольхи.

Звуко-буквенный анализ:
Ножки [но́шк’и] – 2 слога
н – [н] – согл., зв. непарн., тв. парн.
о – [о́] – гласн., ударн.
ж – [ш] – согл., глух. парн., тв. непарн.
к – [к’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
и – [и] – гласн., безуд.


5 б., 5 зв.

Номер 78.

Прочитайте.

Собака – лучш... друг человека. Сколько, например, достоинств у немецк... овчарк..! Прекрасн... нюх сила олимпийск... спокойствие безграничн... преданность благородство. Немецк... овчарка часто служит поводырём у слепых помогает находить людей при землетрясениях и снежных обвалах.

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания имен прилагательных и пропущенные запятые. Проверьте себя.
  • Составьте текст о достоинствах вашего любимого животного. (см. Памятку 7 «Как подготовиться к составлению описательного текста», с. 147).
  • Подготовьтесь рассказать составленный текст.
Ответ:

Собака – лучший друг человека. Сколько, например, достоинств у немецкой овчарки! Прекрасный нюх, сила, олимпийское спокойствие, безграничная преданность, благородство. Немецкая овчарка часто служит поводырём у слепых, помогает находить людей при землетрясениях и снежных обвалах.

    Мое любимое животное – собака Бэлла. Бэлла – лабрадор. Лабрадоры — прекрасные друзья, хорошо ладят с детьми. Они верны, безопасны и очень привязываются к своему хозяину.
    Бэллу мне подарили на день рождения родители. С ней мы сразу подружились. Было тяжело в начале: нужно было часто гулять. Самой кормить ее, помогать готовить еду.
    Но с нашего первого знакомства Бэлла платит мне огромной собачьей любовью и дружбой. Она встречает меня, когда я прихожу домой, ходит со мной в магазин и ждет у дверей, спит на моей кровати.
    Я ее часто балую. А еще мой папа берет Бэллу на охоту. Лабрадоров называют «водяными крысами», потому что они хорошо плавают, а на охоте выполняют функцию подносчиков.
    Мы очень любим Бэллу, и она платит нам тем же.

Памятка 7 (с. 147).

Как подготовиться к составлению описательного текста
1. Определите предмет и его признаки, которые нужно описать.
2. Подумайте, какие слова надо употребить, чтобы описание было точным и выразительным, какие сравнения использовать.
3. Определите своё отношение к предмету либо его признакам, которые будете описывать.
4. Продумайте содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх