Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 126

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 126

Номер 268.

Вспомните: предложения бывают распространенные и нераспространенные, простые и сложные. Почему их так называют? Как их отличить друг от друга?

Ответ:

    В зависимости от наличия в предложении второстепенных предложений они делятся на распространенные и нераспространенные.
    Распространенные предложения — это предложения, в которых есть второстепенные члены предложения, распространяющие главные. Пример: Листья падали с деревьев.
    Нераспространенные — это те, в которых второстепенные члены отсутствуют. Пример: Маша закричала.
    В зависимости от количества грамматических основ в предложении все предложения делятся на простые и сложные.
    Простое предложение — предложение, в котором одна грамматическая основа. Пример: Резвый конь скакал по полям.
    Сложное предложение — предложение, в котором две и более грамматических основ. Пример: Резвый конь скакал по полям, а Ванюша бежал за ним по пятам.

Номер 269.

Прочитайте.

    1. Ранн... ива распуш..лась, и к ней прил..тела пчела. 2. З..гудели шм..ли, з..скр..пели жуки. 3. Звонкими г..л..сами з..пели дрозды. 4. Св..стела иволга. 5. Урч..ли и квак..ли л..гушки. 6. В б..р..зняке куковала кукушка, а в с..сновом бору пел зяблик.

  • Определите вид каждого предложения по составу: простое или сложение, распространенное или нераспространенное? Как соединяются части сложного предложения?
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните в предложениях грамматические основы.
Ответ:

1. Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. — сложное, потому что есть две грамматические основы; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения.
2. Загудели шмели, заскрипели жуки. — сложное, потому что есть две грамматические основы; нераспространенное, потому что отсутствуют второстепенные члены предложения.
3. Звонкими голосами запели дрозды. — простое, потому что есть только одна грамматическая основа; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения.
4. Свистела иволга. — простое, потому что есть только одна грамматическая основа; нераспространенное, потому что нет второстепенных членов предложения.
5. Урчали и квакали лягушки. — простое, потому что есть только одна грамматическая основа; нераспространенное, потому что отсутствуют второстепенные члены предложения.
6. В березняке куковала кукушка, а в сосновом бору пел зяблик. — сложное, потому что есть две грамматические основы; распространенное, потому что есть второстепенные члены предложения.

    1. Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела. 2. Загудели шмели, заскрипели жуки. 3. Звонкими голосами запели дрозды. 4. Свистела иволга. 5. Урчали и квакали лягушки. 6. В березняке куковала кукушка, а в сосновом бору пел зяблик.

Номер 270.

Рассмотрите схемы. Составьте и запишите предложения, которые соответствуют таким схемам.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 270
Ответ:

1. Красивая девочка стояла на полянке.
2. На дороге оказался чёрный след.

Номер 271.

Вспомните: предложения бывают разными в зависимости от цели высказывания. Как определить повествовательные, вопросительные и побудительные предложения? Приведите примеры таких предложений.

Ответ:
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 271
  • Какие предложения называются восклицательными? Когда они употребляются в речи? Приведите примеры восклицательных предложений.
Ответ:

Восклицательные предложения — предложения, в которых передаются сильные эмоции говорящего: какие-то чувства, эмоции, отношение к происходящему: страх, волнение, радость, переживание и т.д.
Пример: Гена! Нет! Не ходи, ведь там могут быть змеи!

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 126. 2023 год

Состав слова

Номер 266.

Вспомните, из каких значимых частей состоит слово. Какая из них является главной в слове? Почему?

Ответ:

Значимые части слова – это корень, приставка, суффикс и окончание.
Главная часть в слове – корень, ведь в нем заключено лексическое значение слова, т.е. то, что оно значит, его смысл.
Корень – главная часть слова, в которой заключено лексическое значение.
Суффикс – часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов.
Приставка – часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов.
Окончание – часть слова, служащая для связи слов в предложении.

  • Для чего служат приставки? суффиксы? окончания? А что такое основа?
  • Объясните, как найти значимые части в любом из данных ниже слов. Спишите. Выделите в каждом слове значимые части. Проверьте себя.

Сынишка, золотистый, подсвечник, прочитаешь, заморозили, подснежники, безжа́лостный.

Ответ:

Приставки и суффиксы служат для образования новых слов; окончания нужны для связи слов в словосочетаниях и предложениях.
Основа слова – это всё слово без окончания, в котором заключено лексическое значение слова, его смысл.

Для того, чтобы найти в любом слове основу нужно:
1. определить часть речи слова, чтобы понять, изменяемое это слово или нет;
2. в зависимости от того изменяемое это слово или нет, выделить в нем окончание;
3. выделить всё оставшееся слово, ведь основа – часть слова без окончания.
Сынишка (сущ., изменяемое), золотистый (прил., изменяемое), подсвечник   (сущ., изменяемое), прочитаешь (глаг., изменяемое), заморозили (глаг., изменяемое), подснежники (сущ., изменяемое), безжалостный (прил., изменяемое).

Номер 267.

Прочитайте, вставляя пропущенный корень. Как образовались эти однокоренные слова? Объясните их лексическое значение.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 267
Ответ:

Инструментом для образования новых слов служат приставка и суффикс.
Лексическое значение заключено в основе, т.е. слове без окончания.

Дождик   (сущ.) – маленький дождь, небольшой.
Дождинка (сущ.) – капелька дождя.
Дождливый (прил.) – наполненный дождём.
Дождить (глаг.) – проливать дождь.

Носик   (сущ.) – маленький нос.
Носишко (сущ.) – небольшой носик.
Носовой (прил.) – предназначенный для носа.
ПереНосица (сущ.) – часть лица между глазами.

  • Запишите любую группу однокоренных слов. Выделите в них значимые части. Рядом с каждым словом в скобках укажите, какой частью речи оно является. Проверьте себя.

Образец. Дождик   (сущ.)

Ответ:

Выпишем группу однокоренных слов (одну на выбор):
Дождик   (сущ.)
Дождинка (сущ.)
Дождливый (прил.)
Дождить (глаг.)

Носик   (сущ.)
Носишко (сущ.)
Носовой (прил.)
ПереНосица (сущ.)

Номер 268.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    До чего славные бывают у птиц имена! <…> Если пухл..нькая2 – то пухляк, если пёстр..нькая2 – то п..струшка, если с хохолком2 – х..хла́тка. З..леная – зел..нушка, п..щи́т – п..щу́ха, полза..т3 по стволу – по́ползень. К..дровка – орешки1 к..дровые2 собира..т.
По Н. Сладкову

Ответ:

    До чего славные бывают у птиц имена! Если пухленькая – то пухляк, если пёстренькая – то пеструшка, если с хохолком – хохлатка. Зеленая – зеленушка, пищит – пищуха, ползает по стволу – поползень. Кедровка – орешки кедровые собирает.

  • Обсудите, почему птицам дали такие имена. Составьте схему состава выделенных слов.
Ответ:

Птицам дали такие имена из-за их особенностей.
Птичка пухляк пухленькая, потому так и называется, из-за своей формы.
Пёстренькая птичка – пеструшка, из-за своего причудливого узора. Хохлатая птичка – хохлушка, потому что на голове причудливые перышки.
Зеленая птичка – зеленушка, от того, что пёрышки зеленые.
Пищуха – птичка, которая пищит, голосок у нее красивый.
Ползает хорошо – поползень, ведь умеет взбираться на высокие стволы.
Кедровка – птичка, которая любит кедровые орешки.

Схема состава выделенных слов:
               

Разбор слова по составу:
Пухленькая, Пёстренькая, хохолком, кедровые

Разбор слова как части речи:
Ползает – гл., что делает? н. ф. – ползать, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.

Звуко-буквенный разбор:
Орешки [ар’э́шк’и] – 3 слога.
о – [а] – гласн., безуд.
р – [р’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
е – [э́] – гласн., ударн.
ш – [ш] – согл., глух. парн., тв. непарн.
к – [к’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
и – [и] – гласн., безуд.


6 б., 6 зв.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх