Номер 259.
Прочитайте.
Дети были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но только очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
М. Пришвин
В данном тексте есть два персонажа, которых сравнивают: Настя и Митраша. Используются имена прилагательные в сравнительной степени, особенности детей противопоставляются.
Это описание художественное, ведь в нем описываются и сравниваются образы детей, используются эпитеты, сравнения: волосы отливали золотом, носик глядел вверх попугайчиком и т. д.
Митраша представился мне маленьким мальчиком, несмотря на то, что ему было всего десять лет. Крепкий, коренастый, очень проворный и бодрый. Характером упрямый, и всего всегда добивающийся.
Настя — уже юная девушка красивая, высокая, с длинными ногами. Волосы будто золотые реки, собранные в две косы. Лицо усыпано веснушками — капельками солнца. А носик приподнят, вверх смотрит, к самому небу.
В описании внешнего вида детей мне понравилось то, что по тому, что написано в тексе, очень легко представить детей. Так четко написаны их образы, что будто смотришь на фотографию, когда читаешь слова.
У меня есть две лучшие подруги. Их зовут Катя и Настя, они — сёстры, близнецы. Но несмотря на это, они такие разные, ведь у каждой есть свои уникальные черты.
Катя — очень резвая, бодрая, никогда не унывающая девочка. Она никогда не сидит на месте. Наверное, поэтому, черты ее лица очень острые, будто выточенные из камня бурной рекой: нос прямой и острый, губы всегда плотно сжаты, чуть впалые щеки и белые-белые зубы. Лоб высокий. А волосы такие короткие, что она не может даже собрать их в прическу.
Настя совершенно не похожа на сестру. Она намного мягче, тише, очень спокойная и не любит внимания людей. Черты лица намного мягче и часто напоминают мне лепестки нежного цветка: алые губы, пухлые щечки всегда с румянцем. Носик вздернут. На солнце иногда у неё на лбу проглядывают веснушки, чего нет у Кати.
Они так похожи, но в то же время совершенно разные.
Разбор слова по составу:
Лобастый — прил.
Фонетический разбор:
Настя [наст’а] — 2 слога.
Н — [н] — согл., зв. непарн., тв. парн.
а — [а] — гласн., ударн.
с — [с] — согл., глух. парн., тв. парн.
т — [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
я — [а] — гласн., безуд.
Номер 260.
Прочитайте. Определите тип текста. В каких словах выражена главная мысль?
Меня разбудили на рассвете: «Погляди — солнце играет!» Я смотрю в окно. За деревьями дальнего леса восходит огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный пылающий шар: играет!
И. Соколов-Микитов
Ответ:Тип текста: повествование, потому что автор рассказывает о событии, которое с ним произошло, а описание, потому что, не смотря на рассказ автора, он описывает всё то, что увидел, что поразило его своей красотой. И рассказывает об этом образами.
Главная мысль: солнце играет, ведь автор рассказывает о том, какое удивительное солнце он увидел на рассвете.
Меня разбудили (правописание приставки раз-, потому что дальше следует звонкий согласный) на рассвете (сл. сл.): «Погляди (приставка по-, подглядывай) — солнце (солнышко) играет (играть, значит, I спряжение)!» Я смотрю (смотрим) в окно (окна). За деревьями (дерево; деревья) дальнего леса восходит (приставка вос-) огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает (правописание приставки рас-, потому что дальше следует глухой согласный; распухать, значит, I спряжение), раздувается, точно (правописание чк-чн) огненный пылающий шар: играет (играть, значит, I спряжение)!
Разбор слова как части речи:
Дальнего3 — прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?». Н. ф. — дальний. м.р., ед. ч. В предложении является второстепенным членом предложения - определением.
Номер 258.
Прочитайте диалог выразительно.
– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь3.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
О. Григорьев
Между собой разговаривают два собеседника. Их речь разговорная, не официальная. Они товарищи. Именно поэтому друг обращается к другу по фамилии и обращается на ты. Поэтому глаголы употреблены во 2 л., ед. ч.
– Сизов, почему ты молчишь? (вопросительное, невосклицательное)
– Я слушаю тишь. (повествовательное, невосклицательное)
– Разве можно услышать тишь? (вопросительное, невосклицательное)
– Можно, если ты помолчишь. (повествовательное, невосклицательное)
– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
Объясним «работу» мягкого знака (ь): молчишь, помолчишь – ь пишется после ш на конце глаголов 2-го л., ед. ч. (это грамматический ь); тишь – ь пишется после шипящих на конце существительных 3-го скл. (это грамматический ь).
Разбор слова как части речи:
Тишь – сущ., что?, н. ф. – тишь, нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл., в В. п., в ед. ч., вт. чл. (дополнение)
Номер 259.
Прочитайте.
Как хорошо уметь читать
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
В. Берестов
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Глаголы «трясти» и «умолять» употребляются в значении «просить».
Глаголы «прочти» и «прочитай» употребляются в значении «воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя».
Как хорошо уметь читать! (на конце восклицательный знак, т. к. это восклицательное предложение)
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!» (прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки; слова автора стоят перед прямой речью, поэтому после них ставится двоеточие)
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу». (на конце стоит точка, т. к. это повествовательное предложение)
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать! (на конце восклицательный знак, т. к. это восклицательное предложение)
Как хорошо уметь читать! (повествовательное, восклицательное)
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!» (побудительное, восклицательное)
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу». (побудительное, невосклицательное)
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать! (повествовательное, восклицательное)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Номер 260.
Составьте текст на любую из данных тем: «Чтение – моё любимое занятие», «Моя любимая книга», «Какие книги для меня особенно интересны», «Мой любимый литературный герой». Подготовьтесь записать составленный текст.
Ответ:«Мой любимый литературный герой»
Моя любимая героиня – Герда из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Девочка была отзывчивой, доброй и отважной. Именно эти положительные качества помогли ей спасти Кая из плена Снежной Королевы и растопить кусочки льда в его сердце.
Героиня дружила с соседским мальчиком Каем. Как–то раз в него попал осколок ядовитого зеркала, и он стал видеть в мире только плохое. Снежная Королева нашла мальчика на улице и увезла его с собой. Герда сразу же отправилась к нему на помощь. Она проявила силу духа и смелость.
Люди, которые встречались на пути Герды, видели её доброту, открытость и воспитанность. Они охотно помогали, ведь хорошим людям всегда хочется помочь. У девочки получилось добраться до замка Снежной Королевы и освободить Кая. Ее любовь растопила лед в сердце мальчика.
Напишите свой комментарий внизу страницы.