Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 123

alt
  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Часть: 2.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 123

Номер 259.

Прочитайте.

    Дети были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
    Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но только очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

М. Пришвин

  • Докажите, что данный текст — сравнительное описание. Какое это описание: деловое или художественное?
  • Какими вы представили Митрашу и Настю? Что понравилось вам в описании внешнего вида детей?
  • Составьте свой текст — сравнительное описание ваших друзей, товарищей по школе или родных. Подумайте, по каким признакам вы будете проводить сравнение (лицо, прическа, одежда, черта характера).
  • Подготовьтесь рассказать составленный текст. Начните так: «Ира и Лена — мои подруги. Это очень милые, симпатичные девочки...»
Ответ:

    В данном тексте есть два персонажа, которых сравнивают: Настя и Митраша. Используются имена прилагательные в сравнительной степени, особенности детей противопоставляются.
    Это описание художественное, ведь в нем описываются и сравниваются образы детей, используются эпитеты, сравнения: волосы отливали золотом, носик глядел вверх попугайчиком и т. д.

    Митраша представился мне маленьким мальчиком, несмотря на то, что ему было всего десять лет. Крепкий, коренастый, очень проворный и бодрый. Характером упрямый, и всего всегда добивающийся.
    Настя — уже юная девушка красивая, высокая, с длинными ногами. Волосы будто золотые реки, собранные в две косы. Лицо усыпано веснушками — капельками солнца. А носик приподнят, вверх смотрит, к самому небу.
    В описании внешнего вида детей мне понравилось то, что по тому, что написано в тексе, очень легко представить детей. Так четко написаны их образы, что будто смотришь на фотографию, когда читаешь слова.

    У меня есть две лучшие подруги. Их зовут Катя и Настя, они — сёстры, близнецы. Но несмотря на это, они такие разные, ведь у каждой есть свои уникальные черты.
    Катя — очень резвая, бодрая, никогда не унывающая девочка. Она никогда не сидит на месте. Наверное, поэтому, черты ее лица очень острые, будто выточенные из камня бурной рекой: нос прямой и острый, губы всегда плотно сжаты, чуть впалые щеки и белые-белые зубы. Лоб высокий. А волосы такие короткие, что она не может даже собрать их в прическу.
    Настя совершенно не похожа на сестру. Она намного мягче, тише, очень спокойная и не любит внимания людей. Черты лица намного мягче и часто напоминают мне лепестки нежного цветка: алые губы, пухлые щечки всегда с румянцем. Носик вздернут. На солнце иногда у неё на лбу проглядывают веснушки, чего нет у Кати.
    Они так похожи, но в то же время совершенно разные.

Разбор слова по составу:
Лобастый — прил.

Фонетический разбор:
Настя [наст’а] — 2 слога.
Н — [н] — согл., зв. непарн., тв. парн.
а — [а] — гласн., ударн.
с — [с] — согл., глух. парн., тв. парн.
т — [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
я — [а] — гласн., безуд.


5 б., 5 зв.

Номер 260.

Прочитайте. Определите тип текста. В каких словах выражена главная мысль?

    Меня разбудили на рассвете: «Погляди — солнце играет!» Я смотрю в окно. За деревьями дальнего леса восходит огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный пылающий шар: играет!

И. Соколов-Микитов

Ответ:

Тип текста: повествование, потому что автор рассказывает о событии, которое с ним произошло, а описание, потому что, не смотря на рассказ автора, он описывает всё то, что увидел, что поразило его своей красотой. И рассказывает об этом образами.
Главная мысль: солнце играет, ведь автор рассказывает о том, какое удивительное солнце он увидел на рассвете.

  • Спишите текст. Проверьте себя.
Ответ:

    Меня разбудили (правописание приставки раз-, потому что дальше следует звонкий согласный) на рассвете (сл. сл.): «Погляди (приставка по-, подглядывай) — солнце (солнышко) играет (играть, значит, I спряжение)!» Я смотрю (смотрим) в окно (окна). За деревьями (дерево; деревья) дальнего леса восходит (приставка вос-) огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает (правописание приставки рас-, потому что дальше следует глухой согласный; распухать, значит, I спряжение), раздувается, точно (правописание чк-чн) огненный пылающий шар: играет (играть, значит, I спряжение)!

Разбор слова как части речи:
Дальнего3 — прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?». Н. ф. — дальний. м.р., ед. ч. В предложении является второстепенным членом предложения - определением.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 123

Номер 258.

Прочитайте диалог выразительно.

– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь3.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
О. Григорьев

  • Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников?
  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
  • Спишите диалог. Проверьте себя. Определите «работу» мягкого знака (ь) в словах диалога.
Ответ:

Между собой разговаривают два собеседника. Их речь разговорная, не официальная. Они товарищи. Именно поэтому друг обращается к другу по фамилии и обращается на ты. Поэтому глаголы употреблены во 2 л., ед. ч.

– Сизов, почему ты молчишь? (вопросительное, невосклицательное)
– Я слушаю тишь. (повествовательное, невосклицательное)
– Разве можно услышать тишь? (вопросительное, невосклицательное)
– Можно, если ты помолчишь. (повествовательное, невосклицательное)

– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.

Объясним «работу» мягкого знака (ь): молчишь, помолчишь – ь пишется после ш на конце глаголов 2-го л., ед. ч. (это грамматический ь); тишь – ь пишется после шипящих на конце существительных 3-го скл. (это грамматический ь).

Разбор слова как части речи:
Тишь – сущ., что?, н. ф. – тишь, нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл., в В. п., в ед. ч., вт. чл. (дополнение)

Номер 259.

Прочитайте.

Как хорошо уметь читать
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
В. Берестов

  • Найдите и прочитайте предложения с прямой речью после слов автора. Как вы понимаете значение глаголов в этих предложениях?
  • Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и в конце предложений.
  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
  • Спишите первые три предложения. Проверьте себя.
Ответ:

Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».

Глаголы «трясти» и «умолять» употребляются в значении «просить».
Глаголы «прочти» и «прочитай» употребляются в значении «воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя».

Как хорошо уметь читать! (на конце восклицательный знак, т. к. это восклицательное предложение)
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!» (прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки; слова автора стоят перед прямой речью, поэтому после них ставится двоеточие)
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу». (на конце стоит точка, т. к. это повествовательное предложение)
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать! (на конце восклицательный знак, т. к. это восклицательное предложение)

Как хорошо уметь читать! (повествовательное, восклицательное)
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!» (побудительное, восклицательное)
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу». (побудительное, невосклицательное)
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать! (повествовательное, восклицательное)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».

Номер 260.

Составьте текст на любую из данных тем: «Чтение – моё любимое занятие», «Моя любимая книга», «Какие книги для меня особенно интересны», «Мой любимый литературный герой». Подготовьтесь записать составленный текст.

Ответ:

«Мой любимый литературный герой»
    Моя любимая героиня – Герда из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Девочка была отзывчивой, доброй и отважной. Именно эти положительные качества помогли ей спасти Кая из плена Снежной Королевы и растопить кусочки льда в его сердце.
    Героиня дружила с соседским мальчиком Каем. Как–то раз в него попал осколок ядовитого зеркала, и он стал видеть в мире только плохое. Снежная Королева нашла мальчика на улице и увезла его с собой. Герда сразу же отправилась к нему на помощь. Она проявила силу духа и смелость.
    Люди, которые встречались на пути Герды, видели её доброту, открытость и воспитанность. Они охотно помогали, ведь хорошим людям всегда хочется помочь. У девочки получилось добраться до замка Снежной Королевы и освободить Кая. Ее любовь растопила лед в сердце мальчика.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.