Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 123

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 123

Номер 259.

Прочитайте.

    Дети были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
    Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но только очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.

М. Пришвин

  • Докажите, что данный текст — сравнительное описание. Какое это описание: деловое или художественное?
  • Какими вы представили Митрашу и Настю? Что понравилось вам в описании внешнего вида детей?
  • Составьте свой текст — сравнительное описание ваших друзей, товарищей по школе или родных. Подумайте, по каким признакам вы будете проводить сравнение (лицо, прическа, одежда, черта характера).
  • Подготовьтесь рассказать составленный текст. Начните так: «Ира и Лена — мои подруги. Это очень милые, симпатичные девочки...»
Ответ:

    В данном тексте есть два персонажа, которых сравнивают: Настя и Митраша. Используются имена прилагательные в сравнительной степени, особенности детей противопоставляются.
    Это описание художественное, ведь в нем описываются и сравниваются образы детей, используются эпитеты, сравнения: волосы отливали золотом, носик глядел вверх попугайчиком и т. д.

    Митраша представился мне маленьким мальчиком, несмотря на то, что ему было всего десять лет. Крепкий, коренастый, очень проворный и бодрый. Характером упрямый, и всего всегда добивающийся.
    Настя — уже юная девушка красивая, высокая, с длинными ногами. Волосы будто золотые реки, собранные в две косы. Лицо усыпано веснушками — капельками солнца. А носик приподнят, вверх смотрит, к самому небу.
    В описании внешнего вида детей мне понравилось то, что по тому, что написано в тексе, очень легко представить детей. Так четко написаны их образы, что будто смотришь на фотографию, когда читаешь слова.

    У меня есть две лучшие подруги. Их зовут Катя и Настя, они — сёстры, близнецы. Но несмотря на это, они такие разные, ведь у каждой есть свои уникальные черты.
    Катя — очень резвая, бодрая, никогда не унывающая девочка. Она никогда не сидит на месте. Наверное, поэтому, черты ее лица очень острые, будто выточенные из камня бурной рекой: нос прямой и острый, губы всегда плотно сжаты, чуть впалые щеки и белые-белые зубы. Лоб высокий. А волосы такие короткие, что она не может даже собрать их в прическу.
    Настя совершенно не похожа на сестру. Она намного мягче, тише, очень спокойная и не любит внимания людей. Черты лица намного мягче и часто напоминают мне лепестки нежного цветка: алые губы, пухлые щечки всегда с румянцем. Носик вздернут. На солнце иногда у неё на лбу проглядывают веснушки, чего нет у Кати.
    Они так похожи, но в то же время совершенно разные.

Разбор слова по составу:
Лобастый — прил.

Фонетический разбор:
Настя [наст’а] — 2 слога.
Н — [н] — согл., зв. непарн., тв. парн.
а — [а] — гласн., ударн.
с — [с] — согл., глух. парн., тв. парн.
т — [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
я — [а] — гласн., безуд.


5 б., 5 зв.

Номер 260.

Прочитайте. Определите тип текста. В каких словах выражена главная мысль?

    Меня разбудили на рассвете: «Погляди — солнце играет!» Я смотрю в окно. За деревьями дальнего леса восходит огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный пылающий шар: играет!

И. Соколов-Микитов

Ответ:

Тип текста: повествование, потому что автор рассказывает о событии, которое с ним произошло, а описание, потому что, не смотря на рассказ автора, он описывает всё то, что увидел, что поразило его своей красотой. И рассказывает об этом образами.
Главная мысль: солнце играет, ведь автор рассказывает о том, какое удивительное солнце он увидел на рассвете.

  • Спишите текст. Проверьте себя.
Ответ:

    Меня разбудили (правописание приставки раз-, потому что дальше следует звонкий согласный) на рассвете (сл. сл.): «Погляди (приставка по-, подглядывай) — солнце (солнышко) играет (играть, значит, I спряжение)!» Я смотрю (смотрим) в окно (окна). За деревьями (дерево; деревья) дальнего леса восходит (приставка вос-) огромное, яркое, как бы расплавленное солнце. Оно распухает (правописание приставки рас-, потому что дальше следует глухой согласный; распухать, значит, I спряжение), раздувается, точно (правописание чк-чн) огненный пылающий шар: играет (играть, значит, I спряжение)!

Разбор слова как части речи:
Дальнего3 — прил., обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?». Н. ф. — дальний. м.р., ед. ч. В предложении является второстепенным членом предложения - определением.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 123

Номер 258.

Прочитайте диалог выразительно.

– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь3.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
О. Григорьев

  • Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников?
  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
  • Спишите диалог. Проверьте себя. Определите «работу» мягкого знака (ь) в словах диалога.
Ответ:

Между собой разговаривают два собеседника. Их речь разговорная, не официальная. Они товарищи. Именно поэтому друг обращается к другу по фамилии и обращается на ты. Поэтому глаголы употреблены во 2 л., ед. ч.

– Сизов, почему ты молчишь? (вопросительное, невосклицательное)
– Я слушаю тишь. (повествовательное, невосклицательное)
– Разве можно услышать тишь? (вопросительное, невосклицательное)
– Можно, если ты помолчишь. (повествовательное, невосклицательное)

– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.

Объясним «работу» мягкого знака (ь): молчишь, помолчишь – ь пишется после ш на конце глаголов 2-го л., ед. ч. (это грамматический ь); тишь – ь пишется после шипящих на конце существительных 3-го скл. (это грамматический ь).

Разбор слова как части речи:
Тишь – сущ., что?, н. ф. – тишь, нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл., в В. п., в ед. ч., вт. чл. (дополнение)

Номер 259.

Прочитайте.

Как хорошо уметь читать
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
В. Берестов

  • Найдите и прочитайте предложения с прямой речью после слов автора. Как вы понимаете значение глаголов в этих предложениях?
  • Объясните расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью и в конце предложений.
  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
  • Спишите первые три предложения. Проверьте себя.
Ответ:

Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».

Глаголы «трясти» и «умолять» употребляются в значении «просить».
Глаголы «прочти» и «прочитай» употребляются в значении «воспринимать написанное, произнося или воспроизводя про себя».

Как хорошо уметь читать! (на конце восклицательный знак, т. к. это восклицательное предложение)
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!» (прямая речь пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки; слова автора стоят перед прямой речью, поэтому после них ставится двоеточие)
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу». (на конце стоит точка, т. к. это повествовательное предложение)
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать! (на конце восклицательный знак, т. к. это восклицательное предложение)

Как хорошо уметь читать! (повествовательное, восклицательное)
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!» (побудительное, восклицательное)
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу». (побудительное, невосклицательное)
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать! (повествовательное, восклицательное)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».

Номер 260.

Составьте текст на любую из данных тем: «Чтение – моё любимое занятие», «Моя любимая книга», «Какие книги для меня особенно интересны», «Мой любимый литературный герой». Подготовьтесь записать составленный текст.

Ответ:

«Мой любимый литературный герой»
    Моя любимая героиня – Герда из сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Девочка была отзывчивой, доброй и отважной. Именно эти положительные качества помогли ей спасти Кая из плена Снежной Королевы и растопить кусочки льда в его сердце.
    Героиня дружила с соседским мальчиком Каем. Как–то раз в него попал осколок ядовитого зеркала, и он стал видеть в мире только плохое. Снежная Королева нашла мальчика на улице и увезла его с собой. Герда сразу же отправилась к нему на помощь. Она проявила силу духа и смелость.
    Люди, которые встречались на пути Герды, видели её доброту, открытость и воспитанность. Они охотно помогали, ведь хорошим людям всегда хочется помочь. У девочки получилось добраться до замка Снежной Королевы и освободить Кая. Ее любовь растопила лед в сердце мальчика.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх