Номер 172.
Прочитайте. Запишите предложения, вставляя пропущенные глаголы из слов для справок.
Дождик … . Глаз … .
Ветер … . Солнце … .
Гром … . Печка … .
Ухо … . Холодильник … .
Дождик мочит; ветер веет; гром гремит; ухо слышит; глаз глядит; солнце светит; печка греет; холодильник холодит.
Зеркало отражает; еда насыщает; колыбельная усыпляет; лекарство лечит; цветы радуют; мама любит.
холодит, веет, греет, светит, глядит, мочит, слышит, гремит.
Номер 173.
Прочитайте.
1. Звонко ласточки щебечут. 2. Смотрит с неба месяц бледный. 3. Скоро солнце взойдёт. 4. Вот и лед на речке треснул. 5. Верба нарядилась в белые сережки. 6. В небе тучи набежали. 7. Скоро птички запоют.
И. Суриков
О б р а з е ц: Ласточки (что делают?) щебечут.
Ответ:
Для того, чтобы найти глагол, нужно помнить о двух признаках этой части речи: обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
(что делают?) щебечут
(что делает?) смотрит
(что сделает?) взойдёт
(что сделал?) треснул
(что сделала?) нарядилась
(что сделали?) набежали
(что сделают?) запоют
Ласточки (что делают?) щебечут; месяц (что делает?) смотрит; солнце (что сделает?) взойдёт; лёд (что сделал?) треснул; верба (что сделала?) нарядилась; тучи (что сделали?) набежали; птички (что сделают?) запоют.
Смотрит с неба месяц бледный.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О месяце) В предложении слово месяц отвечает на вопрос что? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (смотрит) Слово смотрит отвечает на вопрос (что делает?) Значит, слово смотрит – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее месяц и сказуемое смотрит – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Месяц (какой?) бледный - определение - подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: смотрит (откуда?) с неба - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: месяц бледный, смотрит с неба.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Лёд [л’от] − 1 слог
л [л’] − согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ё [о] − гласн., ударн.
д [т] − согл., глух. парн., твёрд. парн.
Номер 174.
Найдите в орфоэпическом словаре учебника (с. 150) глаголы. Произнесите их правильно.
О б р а з е ц: (что делать?) брать, (что делала?) брала, (что делали?) брали.
Ответ:
(Что делать?)
Брать, взять, ждать, звать, звонить, начинать.
(Что делала?)
Брала, взяла, ждала, звала, звонила, начинала.
(Что делали?)
Брали, взяли, ждали, звали, звонили, начинали.
Номер 172.
Прочитайте.
А речка эта по лугам и склонам…
Летит, журчит, смеется, как ребенок,
Звенит, лопо́чет, скачет по камням.
Р. Гамзатов
Летит, журчит, смеется, звенит, лопочет, скачет.
Автор использовал именно эти глаголы, чтобы показать какая она речка.
А речка эта по лугам и склонам…
Летит, журчит, смеется, как ребенок,
Звенит, лопочет, скачет по камням.
Номер 173.
Прочитайте. В чем сходство и различие слов в каждой паре? Объясните написание пропущенных орфограмм.
Завтрак – за́втракать, р..бота – р..ботать, танец – т..нцевать, уж..н – уж..нать, синий – с..неть, р..сунок – р..с..вать, ж..лтый – ж..лтеть, бег – б..жать, кр..снота – кр..снеть.
сущ.
О б р а з е ц. (Что?) завтрак, (что делать?) ... .
Слова каждой пары однокоренные, но различается их часть речи.
Объясним написание пропущенных орфограмм:
работа, работать, ужин, ужинать, рисунок, рисовать – словарные слова;
танцевать (та́нцы), синеть (си́ний), желтеть (жёлтый), бежать (бег), краснота (кра́сный), краснеть (кра́сный) – безударные гласные;
жёлтый (желтеть) – о/ё после шипящих.
Номер 174.
Прочитайте отрывок из стихотворения Б.Заходера «Петя мечтает».
Ответ:
…Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать1
И само бы меня мыло –
Хорошо бы это было!
Соответствует, ведь мыло не может само мыть. Это всего лишь мечта-греза Пети.
Можно мечтать, чтобы посуда сама мылась, уроки сами делались, а игрушки сами возвращались на место.
сущ.
…Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
гл.
И само бы меня мыло –
Хорошо бы это было!
Кровать [крава́т’] – 2 слога.
к – [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.;
р – [р] – согл., звон. непарн., твёрд. парн.;
о – [а] – гласн., безударн.;
в – [в] – согл., звон. парн., твёрд. парн.;
а – [а́] – гласн., ударн.;
т – [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.;
ь – [-] – не обозначает звука.
Напишите свой комментарий внизу страницы.