Номер 47.
Прочитайте. Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Объясните свой ответ.
1. Ры(б, п)ка мелка, да уха сла(т, д)ка. 2. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ж, ш) умом. 3. Лу(к, г) с морко(ф, в)кой хоть и с одной гряд(т, д)ки, да неодинаково сла(д, т)ки. 4. Тому великий сты(т, д), кто языком льсти(ф, в). 5. Хле(п, б) – всему голова.
Для слов со скобками надо подобрать проверочное слово по правилу о парных звонких/глухих согласных, чтобы после сомнительного согласного шёл гласный звук или согласный л, н.
1. Рыбка (рыба) мелка, да уха сладка (сладенький). 2. Некрасив (некрасивый) лицом, да хорош (хороший) умом. 3. Лук (луковый) с морковкой (морковочка) хоть и с одной грядки (грядочка), да неодинаково сладки (сладенький). 4. Тому великий стыд (стыдно), кто языком льстив (льстивый). 5. Хлеб (хлебный) – всему голова.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Тема: не нужно судить о ком-то или чем-то исключительно по внешнему виду.
Пословица с таким же смыслом: мал золотник, да дорог.
Однажды Маша и Петя возвращались из школы домой. Впереди них медленно шёл старичок. Он нёс тяжелые сумки и поэтому часто останавливался, переводя дыхание. Ребята предложили ему свою помощь. Старик засомневался, что им под силу поднять такую тяжесть – уж очень они были маленькие. Но школьники не отступили. Так втроём они донесли сумки до дома. Старик поблагодарил их за помощь и сказал: «И правда, говорят, рыбка мелка, да уха сладка!»
Номер 48.
Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?
герб – гербы́
плод – плоды
мороз – морозы
час – часы́
стриж – стрижи
карандаш – карандаши
Чтобы правильно написать слова задания надо знать правила:
• о безударных гласных в корне;
• о парных звонких-глухих согласных;
• сочетания жи-ши, ча-ща.
герб – гербы
плод – плоды
мороз – морозы
час – часы
стриж – стрижи
карандаш – карандаши
При проверке правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях общим будет изменение форм слов или подбор однокоренных слов. Но в случае с безударными гласными в проверочном слове этот гласный должен стать ударным. В случае с парным согласным. После этого согласного должна стоять гласная или буквы сонорных согласных (звонких непарных).
Номер 49.
Прочитайте.
Волшебная ска..ка, много берё.., вкусный йогур.., сильный дож..ь, у..кие сапо..ки, мя..кая поду..ка, гла..кая доро..ка, перерыв на обе.., тёплая обу..ь, меховая шу..ка, килограмм ябло.. и гру.. .
Продолжение номера 49 на следующей странице
Номер 49.
Прочитайте. Какую букву следует выбрать из скобок, чтобы правильно написать слово? Объясните свой ответ.
1. Ры(б, п)ка мелка, да уха сла(т, д)ка. 2. Некраси(ф, в) лицом, да хоро(ж, ш) умом. 3. Лу(к, г) с морко(ф, в)кой хоть и с одной гряд(т, д)ки, да неодинаково сла(д, т)ки. 4. Тому великий сты(т, д), кто языком льсти(ф, в). 5. Хле(п, б) – всему голова.
Для слов со скобками надо подобрать проверочное слово по правилу о парных звонких/глухих согласных, чтобы после сомнительного согласного шёл гласный звук или согласный л, н.
1. Рыбка (рыба) мелка, да уха сладка (сладенький). 2. Некрасив (некрасивый) лицом, да хорош (хороший) умом. 3. Лук (луковый) с морковкой (морковочка) хоть и с одной грядки (грядочка), да неодинаково сладки (сладенький). 4. Тому великий стыд (стыдно), кто языком льстив (льстивый). 5. Хлеб (хлебный) – всему голова.
Рыбка мелка, да уха сладка.
Тема: не нужно судить о ком-то или чем-то исключительно по внешнему виду.
Пословица с таким же смыслом: мал золотник, да дорог.
Однажды Маша и Петя возвращались из школы домой. Впереди них медленно шёл старичок. Он нёс тяжелые сумки и поэтому часто останавливался, переводя дыхание. Ребята предложили ему свою помощь. Старик засомневался, что им под силу поднять такую тяжесть – уж очень они были маленькие. Но школьники не отступили. Так втроём они донесли сумки до дома. Старик поблагодарил их за помощь и сказал: «И правда, говорят, рыбка мелка, да уха сладка!»
Номер 50.
Прочитайте. Какие правила надо знать, чтобы правильно написать каждое из данных слов?
герб – гербы́
плод – плоды
мороз – морозы
час – часы́
стриж – стрижи
карандаш – карандаши
Чтобы правильно написать слова задания надо знать правила:
• о безударных гласных в корне;
• о парных звонких-глухих согласных;
• сочетания жи-ши, ча-ща.
герб – гербы
плод – плоды
мороз – морозы
час – часы
стриж – стрижи
карандаш – карандаши
При проверке правописания слов с безударным гласным звуком и парным по глухости-звонкости согласным звуком в корнях общим будет изменение форм слов или подбор однокоренных слов. Но в случае с безударными гласными в проверочном слове этот гласный должен стать ударным. В случае с парным согласным. После этого согласного должна стоять гласная или буквы сонорных согласных (звонких непарных).
Номер 51.
Прочитайте.
Волшебная ска..ка, много берё.., вкусный йогур.., сильный дож..ь, у..кие сапо..ки, мя..кая поду..ка, гла..кая доро..ка, перерыв на обе.., тёплая обу..ь, меховая шу..ка.
Подберём проверочные слова для слов с пропущенными буквами (по правилу о парных звонких-глухих согласных), чтобы доказать, что слова написаны правильно.
Волшебная сказка (сказочка), много берёз (берёза), вкусный йогурт (йогурты), сильный дождь (дожди), узкие (узенький) сапожки (сапожок), мягкая (мягок) подушка (подушечка), гладкая (гладенький) дорожка (дорожный), перерыв на обед (обедать), тёплая обувь (обувной), меховая шубка (шуба).
Напишите свой комментарий внизу страницы.