Номер 4.
Прямые m и n на рисунке не пересекутся, сколько их ни продолжай. Это параллельные прямые. Найди образы параллельных прямых в окружающей обстановке.
Ответ:Трамвайные и железнодорожные рельсы, провода линий электропередач, линия пола и потолка, противоположные стороны стола и т. д.
Номер 5.
а) Чем похожи и чем различаются прямая и отрезок?
б) Начерти отрезок длиной 6 см. Измерь его красной, синей и зелёной меркой, если длина красной мерки – 3 клетки, синей – 4 клетки, а зелёной – 6 клеток. Запиши результаты измерения.
а) Отрезок – часть прямой линии. Но в отличие от прямой он ограничен, у него есть два конца. Поэтому его нельзя продолжить, а прямую – можно.
б) Чтобы измерить длину отрезка, надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине.
Номер 6.
Вырази в новых единицах измерения.
Ответ:Вспомним, что 1 дм = 10 см
50 см = 5 дм
78 см = 7 дм 8 см
3 дм 6 см = 36 см
9 дм = 90 см
Номер 7.
Выполни действия.
Ответ:Сравнивать, складывать и вычитать величины можно только тогда, когда они выражены в одних и тех же единицах измерения.
а) 1 дм 4 см + 6 дм 2 см = 7 дм 6 см
б) 45 см + 2 дм = 4 дм 5 см + 2 дм = 6 дм 5 см
в) 8 дм 7 см – 12 см = 8 дм 7 см – 1 дм 2 см = 7 дм 5 см
г) 96 см – 5 дм 6 см = 96 см – 56 см = 40 см = 4 дм
Номер 8.
а) В бочке было 75 л воды. После поливки огорода в ней осталось 32 л. Сколько литров воды использовали для поливки огорода?
б) С первой яблони собрали 21 кг яблок, что на 14 кг меньше, чем со второй. Сколько килограммов яблок собрали с этих двух яблонь?
а) Задачу можно оформить с помощью краткой записи или чертежа:
В задаче ищем часть. Для этого из целого, того, что было, отнимаем часть, которая осталась.
75 – 32 = 43 (л)
Ответ: 43 литра осталось.
б) Задачу можно оформить с помощью краткой записи или чертежа:
Чтобы узнать, сколько килограммов яблок собрали с двух яблонь, надо сложить массу яблок, собранную с каждой яблони. (Ищем целое.) С первой яблони собрали 21 кг, со второй – не известно, но сказано, что с первой собрали на 14 кг меньше, чем со второй. Значит, со второй яблони собрали на 14 кг больше, чем с первой. Поэтому, чтобы найти массу яблок, собранных со второй яблони, надо к 21 кг прибавить 14 кг. А затем для ответа на вопрос задачи сложить полученное число с 21 кг.
1) 21 + 14 = 35 (кг) – собрали со второй.
2) 21 + 35 = 56 (кг)
Ответ: с двух яблонь собрали 56 кг яблок.
Номер 9.
Ответ:В верхней строке и левом столбце таблиц – слагаемые, а в белых клетках – суммы. Поэтому для нахождения сумм соответствующие слагаемые складываются, а для нахождения слагаемых из сумм вычитаются другие слагаемые.
Номер 5.
Объясни по рисунку, как выполнить сложение и вычитание с переходом через десяток. Верны ли равенства?
Запиши решение с помощью цифр. Как связаны между собой эти примеры?
а) 7 + 5 = (7 + 3) + 2 = 10 + 2 = 12
Число 5 разбиваем на сумму чисел 3 и 2. Вначале к 7 прибавим 3 единицы и получаем 10, а потом к получившейся сумме прибавляем 2 единицы. Получаем 12.
б) 12 − 5 = 12 − (2 + 3) = (12 − 2) − 3 = 10 − 3 = 7
Число 5 разбиваем на сумму чисел 2 и 3. Вначале из числа 12 вычитаем 2 единицы и получаем 10, а потом вычитаем 3 единицы. Получаем 7.
В этих примерах одинаковы части и целое.
Номер 6.
Составь 4 равенства из чисел 8, 4, 12. Как проверить решение примеров на сложение и на вычитание?
Ответ:8 + 4 = 12
4 + 8 = 12
12 − 4 = 8
12 − 8 = 4
Сложение можно проверить вычитанием: из целого вычесть одну из частей и получим вторую часть.
Вычитание можно проверить сложением: сложить части и получим целое.
Номер 7.
Составь «домики» чисел 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18 из однозначных слагаемых.
Ответ:Номер 8.
Реши уравнения с комментированием и сделай проверку:
14 – х = 5 х + 6 = 13 х – 7 = 8
14 − x = 5
Чтобы найти разницу нужно из большего числа вычесть меньшее.
x = 14 − 5
x = 9
Проверка:
14 − 9 = 5
5 = 5
x + 6 = 13
Чтоб найти часть нужно из целого вычесть другую часть.
x = 13 − 6
x = 7
Проверка:
7 + 6 = 13
13 = 13
x − 7 = 8
Чтобы найти целое нужно части сложить.
x = 8 + 7
x = 15
Проверка:
15 − 7 = 8
8 = 8
Номер 9.
а) Почтальон принес в дом в первой половине дня 8 писем, а после обеда − на 3 письма больше. Сколько всего писем принес почтальон в этот день?
б) В школу привезли 22 маленькие парты и 15 больших. Из них 17 парт поставили в первом классе, а остальные − во втором. Сколько парт поставили во втором классе?
а) 1) 8 + 3 = 11 (писем) − принес после обеда;
2) 8 + 11 = 19 (писем) − принес всего.
Ответ: 19 писем.
б) 1) 22 + 15 = 37 (парт) − привезли всего;
2) 37 − 17 = 20 (парт) − поставили во втором классе.
Ответ: 20 парт.
Номер 10.
На первой шахматной доске стоят 11 фигур, среди которых 4 белые. На второй − 15 фигур, среди которых 6 белых. Сколько: а) фигур на обеих досках; б) белых фигур на обеих досках; в) черных фигур на каждой доске; г) черных фигур на обеих досках? На какой доске больше черных фигур? На сколько?
а) 11 + 15 = 26 (фигур) − на обеих досках.
б) 4 + 6 = 10 (белых) − фигур на обеих досках.
в) 1) 11 − 4 = 7 (черных) − фигур на первой доске;
2) 15 − 6 = 9 (черных) − фигур на второй доске.
г) 7 + 9 = 16 (черных) − фигур на обеих досках.
9 − 7 = 2 (черные) − фигуры на второй доске больше, чем на первой.
Номер 11.
Продолжи ряд на 5 чисел: 12, 16, 20, 24 ...
Ответ:Каждое следующее число на 4 больше предыдущего.
12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44.
24 + 4 = 28
28 + 4 = (28 + 2) + 2 = 32
32 + 4 = 36
36 + 4 = 30 + (6 + 4) = 30 + 10 = 40
40 + 4 = 44
Напишите свой комментарий внизу страницы.