Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 97

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 97

Номер 198.

Прочитайте пословицы.

    1. Пораньше (встать), побольше (сделать). 2. (Пожить) подольше, (узнать) побольше. 3. Конь вырвется — (догнать), а слова сказанного не (воротить). 4. (Написать) пером, не (вырубить) топором.

  • Спишите, ставя глаголы в форму 2-го лица единственного числа будущего времени.
  • Укажите спряжение глаголов, выделите их окончания.
Ответ:

1. Пораньше встанешь, побольше сделаешь.
2. Поживешь подольше, узнаешь побольше.
3. Конь вырвется — догонишь, а слова сказанного не воротишь.
4. Напишешь пером, не вырубишь топором.

1. Пораньше встанешь (I спр.), побольше сделаешь (I спр.).
2. Поживёшь (I спр.) подольше, узнаешь (I спр.) побольше.
3. Конь вырвется — догонишь (II спр.), а слова сказанного не воротишь (II спр.).
4. Напишешь (I спр.) пером, не вырубишь (II спр.) топором.

Номер 199.

Прочитайте. Узнайте сказку и назовите её автора.

Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет.
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюёт.

Ответ:

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»

  • Спишите. Выделите окончания глаголов. Обоснуйте правописание безударных личных окончаний глаголов.

Образец рассуждения. Глагол смотрит отвечает на вопрос «что делает?», стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ит безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол смотрит в неопределённую форму: что делать? — смотреть. Глагол оканчивается на -еть, но это глагол-исключение II спряжения. Окончание -ит написано правильно.

Ответ:

Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет.
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюёт.

1. Глагол смотрит отвечает на вопрос «что делает?», стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ит безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол смотрит в неопределённую форму: что делать? — смотреть. Глагол оканчивается на -еть, но это глагол-исключение II спряжения. Окончание -ит написано правильно.
2. Глагол стонет отвечает на вопрос «что делает?», стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ет безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол стонет в неопределённую форму: что делать? — стонать. Глагол оканчивается на -ать, I спряжение. Окончание -ет написано правильно.
3. Глагол тонет отвечает на вопрос «что делает?», стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ет безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол тонет в неопределённую форму: что делать? — тонуть. Глагол оканчивается на -ать, I спряжение. Окончание -ет написано правильно.

Разбор слова по составу:
Тонет — гл.

Справка
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Правописание букв Е и И в безударных личных окончаниях глаголов
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 97. 2023 год

Номер 193.

Прочитайте. Распределите глаголы в три группы: в первую группу – глаголы I спряжения, во вторую – глаголы II спряжения, в третью – глаголы-исключения II спряжения.

    (Мы) ве́рт..м, пода́р..м, свя́ж..м, угоща́..м, услы́ш..м, гру́з..м, вы́терп..м, посмо́тр..м, со́л..м, раско́л..м, кле́..м, спряга́..м, ма́ш..м, пи́ш..м, прого́н..м.

  • Запишите глаголы в 1-м лице множественного числа по группам, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
Ответ:

1 группа: свяжем, угощаем, расколем, спрягаем, машем, пишем.
2 группа: подарим, грузим, солим, клеим.
3 группа: вертим, услышим, вытерпим, посмотрим, прогоним.

Номер 194.

Прочитайте. Какие глаголы в пословицах пропущены? Прочитайте составленные пословицы.

1. Дождик вымоч..т3, а солнышко ... .
2. Упуст..шь минуту, ... час.
3. Не разгрызёш.. ореха – не ... ядра.
4. Поспеш..шь3 – людей ... .
5. Кто вч..ра солгал, тому за..тра не ... .

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и глаголы. Укажите над глаголами спряжение. Выделите их личные окончания.
  • Сколько орфограмм в выделенном глаголе? Объясните написание каждой орфограммы.
  • Выполните устный и письменный разбор любого глагола как части речи (см. Памятку 4, с. 144–145).
Ответ:
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 194

В выделенном глаголе четыре орфограммы поспешишь: неизменяемая приставка по-; проверяемая безударная гласная в корне (спе́шка); ударное окончание глагола II спр. ишь; мягкий знак на конце глагола 2-го лица.

Устный разбор глагола:
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
1. Глагол. Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что сделают?».
2. Начальная форма – (не) поверить.
3. II спряжение.
4. Будущее время. 3-е лицо, множественное число.
5. Сказуемое.

Письменный разбор глагола:
(Не) поверят – гл., что сделают?, н. ф. – (не) поверить, II спряжение, в буд. вр., в 3-м л., в мн. ч., сказ.

Разбор слова как части речи:
Вымочит – гл., что сделает?, н. ф. – вымочить, II спряжение, в буд. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.

Поспешишь – гл., что сделаешь?, н. ф. – поспешить, II спряжение, в буд. вр., в 2-м л., в ед. ч., сказ.

Номер 195.

Прочитайте. Определите тему текста.

Ласточка день начина..т (начинать), а соловей конча..т. А между ласточкой и соловьём люб..т3 петь скворец. В песне скворца чего только не услыш..шь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивля..т: все зна..т, что скворец – пересмешник2.

Ответ:

Тема текста: пение скворца–пересмешника.

  • Выпишите из текста глаголы, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. В скобках после каждого глагола напишите его неопределенную форму.
Ответ:

Начинает (начинать), кончает (кончать), любит (любить), не услышишь (услышать), не удивляет (удивлять), знают (знать).

Разбор слова как части речи:
Любит – гл., что делает?, н. ф. – любить, II спряжение, в наст. вр., в 3–м л., в ед. ч., сказ.

Разбор слова по составу:
пересмешник    - сущ.

Памятка 4 (с. 144 - 145).

Разбор глагола 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. 2. Начальная форма (неопределённая форма). 3. Спряжение. 4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении. Устный разбор Летят перелётные птицы. 1. Летят – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма – лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: птицы (что делают?) летят. Образец записи Летят – гл., что делают?, н. ф. – лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх