Номер 198.
Прочитайте пословицы.
1. Пораньше (встать), побольше (сделать). 2. (Пожить) подольше, (узнать) побольше. 3. Конь вырвется — (догнать), а слова сказанного не (воротить). 4. (Написать) пером, не (вырубить) топором.
1. Пораньше встанешь, побольше сделаешь.
2. Поживешь подольше, узнаешь побольше.
3. Конь вырвется — догонишь, а слова сказанного не воротишь.
4. Напишешь пером, не вырубишь топором.
1. Пораньше встанешь (I спр.), побольше сделаешь (I спр.).
2. Поживёшь (I спр.) подольше, узнаешь (I спр.) побольше.
3. Конь вырвется — догонишь (II спр.), а слова сказанного не воротишь (II спр.).
4. Напишешь (I спр.) пером, не вырубишь (II спр.) топором.
Номер 199.
Прочитайте. Узнайте сказку и назовите её автора.
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет.
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюёт.
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта́не, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидо́не Салта́новиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Образец рассуждения. Глагол смотрит отвечает на вопрос «что делает?», стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ит безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол смотрит в неопределённую форму: что делать? — смотреть. Глагол оканчивается на -еть, но это глагол-исключение II спряжения. Окончание -ит написано правильно.
Ответ:Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет.
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюёт.
1. Глагол смотрит отвечает на вопрос «что делает?», стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ит безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол смотрит в неопределённую форму: что делать? — смотреть. Глагол оканчивается на -еть, но это глагол-исключение II спряжения. Окончание -ит написано правильно.
2. Глагол стонет отвечает на вопрос «что делает?», стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ет безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол стонет в неопределённую форму: что делать? — стонать. Глагол оканчивается на -ать, I спряжение. Окончание -ет написано правильно.
3. Глагол тонет отвечает на вопрос «что делает?», стоит в 3-м лице настоящего времени. Окончание -ет безударное. Определяю спряжение. Для этого ставлю глагол тонет в неопределённую форму: что делать? — тонуть. Глагол оканчивается на -ать, I спряжение. Окончание -ет написано правильно.
Разбор слова по составу:
Тонет — гл.
Номер 193.
Прочитайте. Распределите глаголы в три группы: в первую группу – глаголы I спряжения, во вторую – глаголы II спряжения, в третью – глаголы-исключения II спряжения.
(Мы) ве́рт..м, пода́р..м, свя́ж..м, угоща́..м, услы́ш..м, гру́з..м, вы́терп..м, посмо́тр..м, со́л..м, раско́л..м, кле́..м, спряга́..м, ма́ш..м, пи́ш..м, прого́н..м.
1 группа: свяжем, угощаем, расколем, спрягаем, машем, пишем.
2 группа: подарим, грузим, солим, клеим.
3 группа: вертим, услышим, вытерпим, посмотрим, прогоним.
Номер 194.
Прочитайте. Какие глаголы в пословицах пропущены? Прочитайте составленные пословицы.
1. Дождик вымоч..т3, а солнышко ... .
2. Упуст..шь минуту, ... час.
3. Не разгрызёш.. ореха – не ... ядра.
4. Поспеш..шь3 – людей ... .
5. Кто вч..ра солгал, тому за..тра не ... .
В выделенном глаголе четыре орфограммы поспешишь: неизменяемая приставка по-; проверяемая безударная гласная в корне (спе́шка); ударное окончание глагола II спр. ишь; мягкий знак на конце глагола 2-го лица.
Устный разбор глагола:
Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.
1. Глагол. Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что сделают?».
2. Начальная форма – (не) поверить.
3. II спряжение.
4. Будущее время. 3-е лицо, множественное число.
5. Сказуемое.
Письменный разбор глагола:
(Не) поверят – гл., что сделают?, н. ф. – (не) поверить, II спряжение, в буд. вр., в 3-м л., в мн. ч., сказ.
Разбор слова как части речи:
Вымочит – гл., что сделает?, н. ф. – вымочить, II спряжение, в буд. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Поспешишь – гл., что сделаешь?, н. ф. – поспешить, II спряжение, в буд. вр., в 2-м л., в ед. ч., сказ.
Номер 195.
Прочитайте. Определите тему текста.
Ласточка день начина..т (начинать), а соловей конча..т. А между ласточкой и соловьём люб..т3 петь скворец. В песне скворца чего только не услыш..шь: есть там и ласточка, есть соловей и много других птиц. И никого это не удивля..т: все зна..т, что скворец – пересмешник2.
Ответ:Тема текста: пение скворца–пересмешника.
Начинает (начинать), кончает (кончать), любит (любить), не услышишь (услышать), не удивляет (удивлять), знают (знать).
Разбор слова как части речи:
Любит – гл., что делает?, н. ф. – любить, II спряжение, в наст. вр., в 3–м л., в ед. ч., сказ.
Разбор слова по составу:
пересмешник - сущ.
Разбор глагола 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. 2. Начальная форма (неопределённая форма). 3. Спряжение. 4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении. Устный разбор Летят перелётные птицы. 1. Летят – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма – лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: птицы (что делают?) летят. Образец записи Летят – гл., что делают?, н. ф. – лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ. p>
Напишите свой комментарий внизу страницы.