Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 86
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 173.
Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.
Звонить – звонишь, спать – ..., цвести – ..., стучать – ..., плыть – ..., лететь – ... .
Ответ:Звонить – звонишь, спать – спишь, цвести – цветёшь, стучать – стучишь, плыть – плывёшь, лететь – летишь.
Номер 174.
Прочитайте диалог выразительно.
– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
О. Григорьев
- Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников?
- Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложениях. Спишите диалог.
- Определите работу мягкого знака в словах диалога.
Между собой разговаривают два собеседника. Их речь разговорная, не официальная. Они товарищи. Именно поэтому друг обращается к другу по фамилии и обращается на ты. Поэтому глаголы употреблены во 2 л., ед. ч.
Мягкий знак в слове ТИШЬ стоит потому, что это существительное 3-го склонения с мягким знаком на конце после шипящего.
Молчишь – глагол в форме 2 л. единственного числа.
После слова «Сизов» стоит запятая, потому что это обращение. В конце предложения стоит вопросительный знак, потому что оно вопросительное. А точки стоят в конце повествовательных предложений.
– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
Мягкий знак является показателем грамматической формы существительных и показателем того, что глагол 2-го лица ед. ч.
Разбор слова как части речи:
Тишь – сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?». Н.ф. – тишь. Нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл., в ед. ч., в В. п. В предложении является второстепенным членом.
Номер 175.
Прочитайте.
Помо[щ’], товари[щ’], изучае[ш], ланды[ш], помни[ш], смер[ч’], бага[ш], грусти[ш], мело[ч’], бере[ч’],мы[ш], ве[щ’], полно[ч’], бро[ш].
- Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов.
Помощь, товарищ, изучаешь, ландыш, помнишь, смерч, багаж, грустишь, мелочь, беречь, мышь, вещь, полночь, брошь.
Помощь, мелочь, мышь, вещь, полночь, брошь – правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода с шипящим на конце.
Товарищ, ландыш, смерч, багаж – правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных мужского рода.
Изучаешь, помнишь, грустишь – правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Номер 176.
Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.
1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Поживём – увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.
Ответ:1. Не нужно торопиться, иначе ошибок можно совершить.
2. Время покажет кто прав, а кто нет.
3. Слезы не помогут делу. Нужно действовать.
4. Говорят перед тем, как пригласить кого-нибудь к столу.
5. Приятное вреда принести не может.
6. Не всегда в жизни можно получить то, что желаешь. Многого нельзя достигнуть.
- Спишите. Выделите личные окончания глаголов.
- Устно определите время, лицо и число каждого глагола.
1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Поживём — увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.
1. Поспешишь (буд. вр., 2 л., ед. ч.) – людей насмешишь (буд. вр., 2 л., ед. ч.). 2. Поживём (буд. вр., 1 л., мн. ч.) – увидим (буд. вр., 1 л., мн. ч.). 3. Слезами горю не поможешь (буд. вр., 2 л., ед. ч.). 4. Соловья баснями не кормят (наст. вр., 3 л., мн. ч.). 5. Маслом кашу не испортишь (буд. вр., 2 л., ед. ч.). 6. И сокол выше солнца не летает (наст. вр., 3 л., ед. ч.).
Номер 168.
Прочитайте строки из стихотворения «Игра в слова».
Дождь пошёл и не проходит2,
Дождь, дождь.
Дождь идёт, хотя не ходит
Дождь, дождь.
Он прохо́жим хлещет в лица,
Дождь, дождь...
А. Барто
- В прямом или в переносном значении употреблены в стихотворении глаголы? Объясните свой ответ.
- В чём сходство в грамматических признаках выделенных глаголов (время, лицо, число)? А чем они различаются? Почему у них разные окончания?
- Выпишите глаголы. Укажите спряжение над глаголами в настоящем времени. Выделите личные окончания глаголов.
Глаголы употреблены в переносном значении, потому что дождь – неодушевленный предмет, а значит, проходить, идти, ходить и хлестать он не может.
Проходит – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Идет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Ходит – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Хлещет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Выделенные глаголы стоят в настоящем времени, 3-ем лице, единственном числа.
Окончания разные, потому что глаголы относятся к разным спряжениям.
Разбор слова по составу:
проходит
Номер 169.
Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов в будущем времени». Сравните личные окончания глаголов I и II спряжения в формах будущего и настоящего времени (с. 85). Различаются ли личные окончания в этих формах?
Глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.
Глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени: идёшь, пойдёшь; учит, выучит. p>
Напишите свой комментарий.