Номер 173.
Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.
Звонить – звонишь, спать – ..., цвести – ..., стучать – ..., плыть – ..., лететь – ... .
Ответ:Звонить – звонишь, спать – спишь, цвести – цветёшь, стучать – стучишь, плыть – плывёшь, лететь – летишь.
Номер 174.
Прочитайте диалог выразительно.
– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
О. Григорьев
Между собой разговаривают два собеседника. Их речь разговорная, не официальная. Они товарищи. Именно поэтому друг обращается к другу по фамилии и обращается на ты. Поэтому глаголы употреблены во 2 л., ед. ч.
Мягкий знак в слове ТИШЬ стоит потому, что это существительное 3-го склонения с мягким знаком на конце после шипящего.
Молчишь – глагол в форме 2 л. единственного числа.
После слова «Сизов» стоит запятая, потому что это обращение. В конце предложения стоит вопросительный знак, потому что оно вопросительное. А точки стоят в конце повествовательных предложений.
– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.
Мягкий знак является показателем грамматической формы существительных и показателем того, что глагол 2-го лица ед. ч.
Разбор слова как части речи:
Тишь – сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?». Н.ф. – тишь. Нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл., в ед. ч., в В. п. В предложении является второстепенным членом.
Номер 175.
Прочитайте.
Помо[щ’], товари[щ’], изучае[ш], ланды[ш], помни[ш], смер[ч’], бага[ш], грусти[ш], мело[ч’], бере[ч’],мы[ш], ве[щ’], полно[ч’], бро[ш].
Помощь, товарищ, изучаешь, ландыш, помнишь, смерч, багаж, грустишь, мелочь, беречь, мышь, вещь, полночь, брошь.
Помощь, мелочь, мышь, вещь, полночь, брошь – правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода с шипящим на конце.
Товарищ, ландыш, смерч, багаж – правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных мужского рода.
Изучаешь, помнишь, грустишь – правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Номер 176.
Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.
1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Поживём – увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.
Ответ:1. Не нужно торопиться, иначе ошибок можно совершить.
2. Время покажет кто прав, а кто нет.
3. Слезы не помогут делу. Нужно действовать.
4. Говорят перед тем, как пригласить кого-нибудь к столу.
5. Приятное вреда принести не может.
6. Не всегда в жизни можно получить то, что желаешь. Многого нельзя достигнуть.
1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Поживём — увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.
1. Поспешишь (буд. вр., 2 л., ед. ч.) – людей насмешишь (буд. вр., 2 л., ед. ч.). 2. Поживём (буд. вр., 1 л., мн. ч.) – увидим (буд. вр., 1 л., мн. ч.). 3. Слезами горю не поможешь (буд. вр., 2 л., ед. ч.). 4. Соловья баснями не кормят (наст. вр., 3 л., мн. ч.). 5. Маслом кашу не испортишь (буд. вр., 2 л., ед. ч.). 6. И сокол выше солнца не летает (наст. вр., 3 л., ед. ч.).
Номер 168.
Прочитайте строки из стихотворения «Игра в слова».
Дождь пошёл и не проходит2,
Дождь, дождь.
Дождь идёт, хотя не ходит
Дождь, дождь.
Он прохо́жим хлещет в лица,
Дождь, дождь...
А. Барто
Глаголы употреблены в переносном значении, потому что дождь – неодушевленный предмет, а значит, проходить, идти, ходить и хлестать он не может.
Проходит – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Идет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Ходит – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Хлещет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Выделенные глаголы стоят в настоящем времени, 3-ем лице, единственном числа.
Окончания разные, потому что глаголы относятся к разным спряжениям.
Разбор слова по составу:
проходит
Номер 169.
Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов в будущем времени». Сравните личные окончания глаголов I и II спряжения в формах будущего и настоящего времени (с. 85). Различаются ли личные окончания в этих формах?
Глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.
Глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени: идёшь, пойдёшь; учит, выучит. p>
Напишите свой комментарий внизу страницы.