Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 86

alt
  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Часть: 2.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 86

Номер 173.

Прочитайте. Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы в форме настоящего времени 2-го лица единственного числа. Запишите глаголы парами. Выделите личные окончания глаголов.

    Звонить – звонишь, спать – ..., цвести – ..., стучать – ..., плыть – ..., лететь – ... .

Ответ:

    Звонить – звонишь, спать – спишь, цвести – цветёшь, стучать – стучишь, плыть – плывёшь, лететь – летишь.

Номер 174.

Прочитайте диалог выразительно.

– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.

О. Григорьев

  • Кто с кем разговаривает? Что вы можете сказать о речи собеседников?
  • Объясните написание выделенных орфограмм и употребление знаков препинания в предложениях. Спишите диалог.
  • Определите работу мягкого знака в словах диалога.
Ответ:

Между собой разговаривают два собеседника. Их речь разговорная, не официальная. Они товарищи. Именно поэтому друг обращается к другу по фамилии и обращается на ты. Поэтому глаголы употреблены во 2 л., ед. ч.

Мягкий знак в слове ТИШЬ стоит потому, что это существительное 3-го склонения с мягким знаком на конце после шипящего.
Молчишь – глагол в форме 2 л. единственного числа.
После слова «Сизов» стоит запятая, потому что это обращение. В конце предложения стоит вопросительный знак, потому что оно вопросительное. А точки стоят в конце повествовательных предложений.

– Сизов, почему ты молчишь?
– Я слушаю тишь.
– Разве можно услышать тишь?
– Можно, если ты помолчишь.

Мягкий знак является показателем грамматической формы существительных и показателем того, что глагол 2-го лица ед. ч.

Разбор слова как части речи:
Тишь – сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «что?». Н.ф. – тишь. Нариц., неодуш., ж. р., 3-го скл., в ед. ч., в В. п. В предложении является второстепенным членом.

Номер 175.

Прочитайте.

    Помо[щ’], товари[щ’], изучае[ш], ланды[ш], помни[ш], смер[ч’], бага[ш], грусти[ш], мело[ч’], бере[ч’],мы[ш], ве[щ’], полно[ч’], бро[ш].

  • Спишите, обозначая звук из скобок буквой или буквами. Объясните правописание данных слов.
Ответ:

Помощь, товарищ, изучаешь, ландыш, помнишь, смерч, багаж, грустишь, мелочь, беречь, мышь, вещь, полночь, брошь.

Помощь, мелочь, мышь, вещь, полночь, брошь – правописание мягкого знака на конце имен существительных женского рода с шипящим на конце.
Товарищ, ландыш, смерч, багаж – правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных мужского рода.
Изучаешь, помнишь, грустишь – правописание мягкого знака в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

Номер 176.

Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

    1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Поживём – увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.

Ответ:

1. Не нужно торопиться, иначе ошибок можно совершить.
2. Время покажет кто прав, а кто нет.
3. Слезы не помогут делу. Нужно действовать.
4. Говорят перед тем, как пригласить кого-нибудь к столу.
5. Приятное вреда принести не может.
6. Не всегда в жизни можно получить то, что желаешь. Многого нельзя достигнуть.

  • Спишите. Выделите личные окончания глаголов.
  • Устно определите время, лицо и число каждого глагола.
Ответ:

    1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Поживём — увидим. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Соловья баснями не кормят. 5. Маслом кашу не испортишь. 6. И сокол выше солнца не летает.

    1. Поспешишь (буд. вр., 2 л., ед. ч.) – людей насмешишь (буд. вр., 2 л., ед. ч.). 2. Поживём (буд. вр., 1 л., мн. ч.) – увидим (буд. вр., 1 л., мн. ч.). 3. Слезами горю не поможешь (буд. вр., 2 л., ед. ч.). 4. Соловья баснями не кормят (наст. вр., 3 л., мн. ч.). 5. Маслом кашу не испортишь (буд. вр., 2 л., ед. ч.). 6. И сокол выше солнца не летает (наст. вр., 3 л., ед. ч.).

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 86. 2023 год

Номер 168.

Прочитайте строки из стихотворения «Игра в слова».

Дождь пошёл и не проходит2,
Дождь, дождь.
Дождь идёт, хотя не ходит
Дождь, дождь.
Он прохо́жим хлещет в лица,
Дождь, дождь...
А. Барто

  • В прямом или в переносном значении употреблены в стихотворении глаголы? Объясните свой ответ.
  • В чём сходство в грамматических признаках выделенных глаголов (время, лицо, число)? А чем они различаются? Почему у них разные окончания?
  • Выпишите глаголы. Укажите спряжение над глаголами в настоящем времени. Выделите личные окончания глаголов.
Ответ:

Глаголы употреблены в переносном значении, потому что дождь – неодушевленный предмет, а значит, проходить, идти, ходить и хлестать он не может.

Проходит – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Идет – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Ходит – наст. вр., 3 л., ед. ч.
Хлещет – наст. вр., 3 л., ед. ч.

Выделенные глаголы стоят в настоящем времени, 3-ем лице, единственном числа.

Окончания разные, потому что глаголы относятся к разным спряжениям.


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 168

Разбор слова по составу:
проходит

Номер 169.

Прочитайте таблицу «Спряжение глаголов в будущем времени». Сравните личные окончания глаголов I и II спряжения в формах будущего и настоящего времени (с. 85). Различаются ли личные окончания в этих формах?

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 169
Ответ:

Глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.

Обратите внимание!

Глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени: идёшь, пойдёшь; учит, выучит.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.