Вспомним
• что такое глагол;
• как определить число, время, род глагола;
• как изменяются глаголы.
Узнаем:
• как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени;
• что такое спряжение глагола;
• что такое возвратные глаголы.
Будем учиться:
• определять спряжение глагола;
• грамотно писать безударные личные окончания глаголов, буквосочетания -ться, -тся в возвратных глаголах;
• проводить морфологический разбор глаголов.
Номер 133.
Прочитайте. Чем интересны предложения?
1. Однажды кот подкрался к попугаю: «Сейчас тебя я, братец, попугаю...» 2. Медведь в бору, не зная правил, однажды мотоциклом правил и в ёлку врезался. 3. Ты свети, свети, светило, я хочу, чтоб ты светило... 4. Кто без кисти и белил крыши города белил?
Я. Козловский
Предложения интересны тем, что них есть слова, которые пишутся одинаково, звучат, но являются разными членами предложения.
Попугаю (сущ.) – попугаю (гл.) Правил (сущ.) – правил (гл.) Светило (сущ.) – светило (гл.) Белил (сущ.) – белил (гл.)
Номер 134.
Прочитайте.
Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых н..бесных явлений!
Летние грозы пр..ходят над землёй и заваливаются за г..р..зонт. В н..роде любят г..в..рить, что туча не прошла, а свалилась.
Молнии то с размаху б..ют в землю прямым ударом, то полыхают на ч..рных тучах, как вырванные с корнем в..твистые з..лотые дерев..я.
Радуги сверкают над дымной, сырой дал..ю. Гром п..р..ка́тывается, гр..хочет, в..рчит, р..кочет, встряхивает землю.4
К. Паустовский
Читая текст, я представила летний день с сильнейшей грозой, молнии, которые разрывают небо в клочья, деревья трясутся, и чуть ли не вырываются с корнем ветром из земли.
Радуга сверкает после дождя, а воздух пахнет свежестью.
Я услышала шум от дождя, грохот грома и ветра. Увидела яркие вспышки молний.
Именно благодаря глаголам я смогла это все представить, потому что они выполняют основную роль в повествовательных текстах.
(Списать нужно только одну часть текста на выбор)
Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О громе) В предложении слово гром отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает) Слова перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает отвечают на вопрос что делают? Значит, эти слова – однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее гром и сказуемые перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: встряхивает (что?) землю - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении одно словосочетание: встряхивает землю.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Напишите свой комментарий внизу страницы.