Номер 71.
Рассмотрите схемы. Прочитайте примеры.
Имена прилагательные женского рода в Винительном падеже отвечают на вопрос «какую?» и имеют окончания -ую, -юю. Например: красивую девочку, умную ученицу. Имена прилагательные женского рода в Творительном падеже отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания -ой, -ою, -ей, -ею. Например: смешной загадкой, честной подругой.
Номер 72.
Прочитайте.
1. Кроет уж лист золотой влажн..ю землю в лесу. 2. Смело топчу я ногой вешн..ю леса красу.4 3. Люблю дорожкою лесн..ю, не зная сам куда, брести. 4. По ниве прохожу я узк..ю межой...
А. Майков
1. Кроет уж лист золотой влажную (В. п.) землю в лесу. 2. Смело топчу я ногой вешнюю (В. п.) леса красу. 3. Люблю дорожкою лесною (Т. п.), не зная сам куда, брести. 4. По ниве прохожу я узкою (Т. п.) межой...
Разбор предложения:
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (Обо мне). В предложении слово я отвечает на вопрос кто? Значит. это подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, обо мне? (Топчу). Слово топчу отвечает на вопрос что делаю? (Я (что делаю?) топчу.) Значит, слово топчу - это сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее я и сказуемое топчу - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Задаю вопрос от сказуемого: топчу (как?) смело - обстоятельство, подчёркиваю пунктирной линией с точкой; топчу (чем?) ногой - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; топчу (что?) дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
Нахожу второстепенные члены предложения, которые поясняют другие второстепенные члены предложения: красу (чего?) леса - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; красу (какую?) вешнюю - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 5 словосочетаний: топчу смело, топчу ногой, топчу красу, красу вешнюю, красу леса.
7. Записываю полную схему разбора предложения в тетрадь.
Номер 73.
Прочитайте.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрой стеной
Стоит над светлой поляной.
Смысл стихотворения не изменился, но изменилось его звучание, мелодика. Потому что окончание -ою добавляет какую-то волшебность, таинственность.
Автор стихотворения поставил окончания -ою и -ой, чтобы сохранить мелодику и красоту стихотворения, поэтической строки.
Мы установили, что если бы в стихотворении было употреблено дважды окончание -ой, то мелодика бы изменилась.
Номер 70.
Рассмотрите схемы. Прочитайте примеры.
Алую ленту, Алой лентой,
утреннюю зарю. утреннею зарёю.
Имена прилагательные женского рода в Винительном падеже отвечают на вопрос «какую?» и имеют окончания -ую, -юю. Например: красивую девочку, умную ученицу. Имена прилагательные женского рода в Творительном падеже отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания -ой, -ою, -ей, -ею. Например: смешной загадкой, честной подругой.
Номер 71.
Прочитайте.
1. Кроет уж лист золотой влажн..ю землю в лесу. 2. Смело топчу я ногой вешн..ю леса красу.4 3. Люблю дорожкою лесн..ю, не зная сам куда, брести. 4. По ниве прохожу я узк..ю межой...
А. Майков
1. Кроет уж лист золотой влажную (В. п.) землю в лесу. 2. Смело топчу я ногой вешнюю (В. п.) леса красу. 3. Люблю дорожкою лесною (Т. п.), не зная сам куда, брести. 4. По ниве прохожу я узкою (Т. п.) межой...
Разбор предложения:
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.
Смело топчу я ногой вешнюю леса красу.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (Обо мне). В предложении слово я отвечает на вопрос кто? Значит. это подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, обо мне? (Топчу). Слово топчу отвечает на вопрос что делаю? (Я (что делаю?) топчу.) Значит, слово топчу - это сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее я и сказуемое топчу - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Задаю вопрос от сказуемого: топчу (как?) смело - обстоятельство, подчёркиваю пунктирной линией с точкой; топчу (чем?) ногой - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; топчу (что?) дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
Нахожу второстепенные члены предложения, которые поясняют другие второстепенные члены предложения: красу (чего?) леса - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; красу (какую?) вешнюю - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 5 словосочетаний: топчу смело, топчу ногой, топчу красу, красу вешнюю, красу леса.
7. Записываю полную схему разбора предложения в тетрадь.
Номер 72.
Прочитайте.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрой стеной
Стоит над светлой поляной.
Смысл стихотворения не изменился, но изменилось его звучание, мелодика. Потому что окончание -ою добавляет какую-то волшебность, таинственность.
Автор стихотворения поставил окончания -ою и -ой, чтобы сохранить мелодику и красоту стихотворения, поэтической строки.
Мы установили, что если бы в стихотворении было употреблено дважды окончание -ой, то мелодика бы изменилась.
Напишите свой комментарий внизу страницы.