Номер 307.
Прочитайте.
Утренн... горяч... солнце бьёт в окно. Я просыпаюсь. Чувство радост.. жизн.., ярк... летн... утра охватывает меня. Я торопливо од..ваюсь и выб..гаю на волю. Солнце выс..ко. В неб.. ни обл..чка. Под зелён... развесист... берёз... лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно.
И. Соколов-Микитов
Тема текста: летнее утро
Основная мысль: любовь к летнему утру
Утреннее (правописание падежных окончаний прил. ср. р.) горячее (правописание падежных окончаний прил. ср. р.) солнце бьет в окно. Я просыпаюсь. Чувство радости (радость — 3 скл, значит, земли) жизни (жизнь — 3 скл., значит, земли), яркого (какого?) летнего (какого?) утра охватывает меня. Я торопливо одеваюсь (одежда) и выбегаю (бег) на волю. Солнце высоко (высо́кий). В небе (небо — 2 скл.) ни облачка (сл. сл.). Под зелёной (какой?) развесистой (какой?) берёзой (береза — 1 скл.) лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно.
Разбор слова по составу:
Высоко — нареч.
Под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О росе) В предложении слово роса отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (лежит) Слово лежит отвечает на вопрос что делает? Значит, слово лежит – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее роса и сказуемое лежит – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: роса (какая?) седая - определение - подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: лежит (под чем?) под берёзой - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: берёзой (какой?) зелёной, развесистой - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Значит, в предложении 4 словосочетания: седая роса, лежит под берёзой, развесистой берёзой, зелёной берёзой.
7. Записываю полную схему разбора предложения в тетрадь.
Номер 308.
Вспомните, в чём сходство и различие имени существительного и личного местоимения. Какие грамматические признаки можно определить у личных местоимений?
Ответ:Сходства:
1) это самостоятельные части речи
2) отвечают на вопросы кто? что?
3) изменяются по числам
Различия:
1) существительные обозначают предмет, а местоимения указывают на предмет
2) имя существительное имеет род всегда, а местоимение — только в 3-м лице, ед. числе.
Грамматические признаки местоимений:
1) лицо: 1-е, 2-е и 3-е.
2) число: единственное и множественное
3) род: мужской, женский, средний в 3-м лице ед. ч.
4) падеж: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Номер 309.
Прочитайте выразительно.
Ландыш
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит,
Мне кажется, его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим — я и ты?
Е. Серова
Родился ландыш в майский день
И лес его хранит,
Мне кажется, его задень —
Он тихо зазвенит.
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
А вдруг
Услышим — я и ты?
Его (3-е л., ед. ч., м. р., В. п.)
Мне (1-е л., ед. ч., Д. п.)
Его (3-е л., ед. ч., м. р., В. п.)
Он (3-е л., ед. ч., м. р., И. п.)
Я (1-е л., ед. ч., И. п.)
Ты (2-е л., ед. ч., И. п.)
Начало номера 310 на предыдущей странице
кочка на свой страх и риск подскакала к самой Вьюшке. Сорока надеялась, что Вьюшка, глупая, бросится на неё, выбросит кость, она же изловчится и кость унесёт.
Вьюшка поняла замысел Выскочки.4 Она освободила косточку и на мгновение посмотрела в сторону, где наступали шесть сорок. Выскочка схватила кость и даже успела повернуться в другую сторону, успела ударить по земле крыльями. Тут Вьюшка схватила её за хвост, и кость выпала.
Выскочка вырвалась, но весь радужный длинный сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах и торчал из пасти её3 длинным острым кинжалом.
По М. Пришвину
Тема текста: похищение костей у Вьюшки
Основная мысль: нужно делать вывод из любой ситуации, чтобы не попасться на крючок дважды
Заголовок: «Похищение костей», «Извлекай урок», «Вьюшка и сороки»
Первый рисунок – Вьюшка грызет обе свои косточки
Второй рисунок – похищение первой косточки
Третий рисунок – неудачное похищение второй косточки
План текста:
1 часть: «Весёлая собачка Вьюшка»
2 часть: «Две обеденные косточки»
3 часть: «Похищение первой кости»
4 часть: «Неудачное похищение второй косточки»
5 часть: «Вьюшка разоблачает план»
6 часть: «Заслуженное наказание Выскочки»
Разбор слова как части речи:
Её – личное мест., н. ф. – она, 3-го л., в ед. ч., в ж. р., в Р. п., вт. чл. (дополнение)
Звуко-буквенный разбор:
Вьюшка [в’й’у́шка] – 2 слога
в – [в’] – согл., зв. парн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
ю – [й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
– [у́] – гласн., ударн.
ш – [ш] – согл., глух. парн., тв. непарн.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.
а – [а] – гласн., безуд.
Вьюшка поняла замысел Выскочки.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О Вьюшке). В предложении слово Вьюшка отвечает на вопрос "кто?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (поняла). Слово поняла отвечает на вопрос - что сделала? Вьюшка (что сделала?) поняла. Значит, слово поняла - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее Вьюшка и сказуемое поняла - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет сказуемое: поняла (что?) замысел - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: замысел (кого?) Выскочки - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: поняла замысел, замысел Выскочки.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 311.
Приглядитесь во время летних каникул к окружающей природе. Может, и вам удастся увидеть что-либо интересное из жизни животных и растений. Запишите свои наблюдения.
Ответ: Какой только удивительной красоты не увидишь в природе. Во время учебы нет времени любоваться её красотами, а в летнее – можно увидеть множество невероятных вещей: рассветы и закаты, красоты которых невозможно описать.
А как прекрасны водоемы. Этим летом мы с семьей побывали на водопаде. Какая же эта мощь воды, миллионы солнечных брызг и радуга, играющих на глади водопада. Были мы и на рыбалке, на реке. Только представьте: раннее утро, еще темно, солнышко медленно поднимается, комары пищат, утки летают, а как шумит река, играя волнами на камнях.
Удивительна природа, загадочна, как темный, густой лес, восход солнца и закаты. Сильные дожди и грозы.
Вот вы и закончили 4 класс. За это время вы узнали много нового, полезного и, как мы надеемся, интересного о русском языке.
Мы желаем вам и дальше открывать для себя удивительный мир русского языка, учиться использовать все его краски и богатства, грамотно писать и говорить, бережно и почтительно относиться к родному слову.
Авторы
Напишите свой комментарий внизу страницы.