Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 134

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 134

Номер 291.

На форзацах учебника (4 класс, части 1 и 2) даны орфограммы, которые вы изучили. Выберите любую орфограмму, подберите слова, в которых встречается эта орфограмма.

Ответ:

Правописание безударных гласных в корне слова:
Проверяемые орфограммы: леса́ – лес, отголо́сок – го́лос.
Непроверяемые орфограммы: моро́з, пара́д – сл. сл.

  • Составьте текст-совет на тему «Что надо знать, чтобы правильно написать слова с данной орфограммой».
Ответ:

    Для того, чтобы правильно написать слова с данной орфограммой, необходимо сделать так, чтобы буква в слабой позиции, т.е. орфограмма стояла в проверочном слове в сильной позиции, т. е. под ударением.
    Значит, к слову нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква-орфограмма будет под ударением.
    Существуют слова, написание которых нужно просто запомнить. Это словарные слова. Однокоренных слов к ним для проверки подобрать нельзя.

Номер 292.

Прочитайте.

    У[сн]ая про[з’]ба, чуде[сн]ая окре[сн]ость, лё[х’к’]ие заморо[с]ки, вку[сн]ый пиро[к], чу[т]кое се[рц]е, ги[п]кий тро[с’н’]ик, радо[сн]ое чу[ст]во, преле[сн]ый пейза[ш], ужа[сн]ая оши[п]ка, мя[хк]ая поду[ш]ка, изве[сн]ая ме[сн]ость, опа[сн]ая ле[с’н’]ица, скоро[сн]ой поез[т].

  • Запишите, обозначая буквами звук или звуки, данные в скобках.
  • К каким словам можно подобрать антонимы?
Ответ:

У[сн]ая про[з’]ба — устная просьба
чуде[сн]ая окре[сн]ость — чудесная окрестность
лё[х’к’]ие замор[с]ки — легкие заморозки
вку[сн]ый пиро[к] — вкусный пирог
чут[к]ое се[рц]е — чуткое сердце
ги[п]кий тро[с’н’]ик — гибкий тростник
радо[сн]ое чу[ст]во — радостное чувство
преле[сн]ый пейза[ш] — прелестный пейзаж
ужа[сн]ая оши[п]ка — ужасная ошибка
мя[хк]ая поду[ш]ка — мягкая подушка
изве[сн]ая ме[сн]ость — известная местность
опа[сн]а яле [с‘н‘]ица — опасная лестница
скоро[сн]ой поез[т] — скоростной поезд.

    Чудесная — отвратительная, лёгкие — сильные, вкусный — отвратительный, чуткое — чёрствое, радостное — ужасное, прелестный — ужасный, мягкая — жёсткая, известная — таинственная, опасная — безопасная, скоростной — медленный.

Номер 293.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Ярко звёзды г..рят,
И в кр..млёвском саду
Неизвес..ный с..лдат
Спит у всех на в..ду.

Над гранитной пл..той
Вечный свет нег..сим.
Вся стр..на с..ротой
Наклонилась над ним.

Ю. Коринец

Ответ:

Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.

  • Определите тему и главную мысль стихотворения.
Ответ:

Тема: Могила неизвестного солдата
Главная мысль: вечная память и благодарность солдату, чье имя неизвестно, но никогда не будет забыто.

Номер 294.

Прочитайте стихотворение из упр. 293 ещё раз. Когда люди приходят к Могиле Неизвестного Солдата? Что они вспоминают, что чувствуют, на что надеются, находясь в этом священном месте? Составьте текст на эту тему, придумайте к нему заголовок.

Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.

Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.

Ю. Коринец

  • Запишите заголовок и составленный текст.
Ответ:

На могиле неизвестного солдата

    Спит солдат, отдавший всё, что имел, самое дорогое, чтобы спасти свою страну, свою Родину. Он не вернулся домой, затерялся на полях сражений, но не был забыт потомками.
    Спустя года и десятилетия, мы приходим на могилы Неизвестного солдата, чтобы отдать дань памяти всем тем, кого с нами уже нет. Гордость, которая нас переполняет, благодарность, радость, всё это царит там — на месте, где люди оплакивают тех, кто погиб, кто не вернулся домой, защищая страну, Родину, семью, всех людей.
    Помните тех, чьи имена стерлись из памяти, но чьи подвиги никогда не забудутся.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 134. 2023 год

Номер 292.

Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Какие слова передают ощущение автора от увиденного?

    Утренн... горяч... солнце бьёт в окно. Я просыпаюсь. Чувство радост.. жизн.., ярк... летн... утра охватывает2 меня. Я торопливо од..ваюсь и выб..гаю на волю. Солнце выс..ко. В неб.. ни обл..чка. Под зелён... развесист... берёз... лежит седая роса.4 В тени по-утреннему прохладно.
По И. Соколову-Микитову

Ответ:

Тема текста: летнее утро.
Основная мысль: любовь к летнему утру.
Ощущение автора от увиденного выражено в следующих словах: солнце бьёт в окно, чувство радости жизни, яркого летнего утра.

  • Объясните написание пропущенных орфограмм. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
Ответ:

    Утреннее (правописание падежных окончаний прил. ср. р.) горячее (правописание падежных окончаний прил. ср. р.) солнце бьет в окно. Я просыпаюсь. Чувство радости (радость – 3 скл, значит, земли) жизни (жизнь – 3 скл., значит, земли), яркого (какого?) летнего (какого?) утра охватывает меня. Я торопливо одеваюсь (одежда) и выбегаю (бег) на волю. Солнце высоко (высо́кий). В небе (небо – 2 скл.) ни облачка (сл. сл.). Под зелёной (какой?) развесистой (какой?) берёзой (береза – 1 скл.) лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно.

Разбор слова по составу:
Охватывает

Разбор предложения:
Под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса. (повеств., невосклиц., прост., распростр.)

Разбор предложения:
Под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса.

В предложении говорится о росе. Что? – роса, это подлежащее. Что известно о росе? Она лежит – это сказуемое.
Лежит (где?) под берёзой – обстоятельство, поясняет сказуемое.
Под берёзой (какой?) зелёной – определение, поясняет другой второстепенный член.
Под берёзой (какой?) развесистой – определение, поясняет другой второстепенный член.
Роса (какая?) седая – определение, поясняет подлежащее.

Номер 293.

Вспомните, в чём сходство и различие имени существительного и личного местоимения. Какие грамматические признаки можно определить у личных местоимений?

Ответ:

Сходства:
1) это самостоятельные части речи
2) отвечают на вопросы кто? что?
3) изменяются по числам

Различия:
1) существительные обозначают предмет, а местоимения указывают на предмет
2) имя существительное имеет род всегда, а местоимение – только в 3-м лице, ед. числе.

Грамматические признаки местоимений:
1) лицо: 1-е, 2-е и 3-е.
2) число: единственное и множественное
3) род: мужской, женский, средний в 3-м лице ед. ч.
4) падеж: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

Номер 294.

Прочитайте. Определите тему текста.

    Крымский мост – грандиозное сооружение, настоящее инж..нерное ч..́до. Он возведён через Керченский проли́в и соединяет Керченский и Таманский полуострова. Это самый длинный в Р..ссии и в Европе мост. Его3 длина – 19 к..л..метров. Для прохода к..раблей сооружена оригинальная ажу́рная арка высотой 35 метров. Она органично вписывается в м..рской3 п..йзаж и уд..вляет своей красотой3 и гармонией.4 Крымский мост по праву считают3 «д..вятым ч..дом света». Дв..жение3 по Крымскому мосту открылось 5 мая 2018 года.

Ответ:

Тема текста: Крымский мост.

  • Объясните написание пропущенных и выделенных орфограмм. Спишите первые четыре предложения. Проверьте себя.
  • Найдите в тексте личные местоимения, определите их грамматические признаки (лицо, число, падеж). Устно передайте содержание данного текста.
Ответ:

инженерное – словарное слово;
чудо – буквосочетания ЧУ-ЩУ пишутся с У;
соединяет – глагол I спряжения (соединять);
длинный – правописание -н- / -нн- в именах прилагательных;
России – имя собственное; словарное слово;
в Европе – сущ., ж. р., 1-го скл., П. п.;
километров – словарное слово;
кораблей – словарное слово;
морско́й – мо́ре;
пейзаж – словарное слово; пейзажи;
удивляет – ди́во;
девя́тым – де́вять;
чудом – буквосочетания ЧУ-ЩУ пишутся с У;
движе́ние – дви́гаться;
по Крымскому – прил., м. р., Д. п.

Крымский мост – грандиозное сооружение, настоящее инженерное чудо. Он возведён через Керченский пролив и соединяет Керченский и Таманский полуострова. Это самый длинный в России и в Европе мост. Его длина – 19 километров.

Он – 3-е л., ед. ч., И. п.
Его – 3-е л., ед. ч., Р. п.
Она – 3-е л., ед. ч., И. п.

Разбор слова как части речи:
Его – личное мест., н. ф. – он, 3-го л., в ед. ч., в Р. п., вт. чл.

(в) морской (пейзаж) – прил., в какой?, н. ф. – морской, м. р., в В. п., в ед. ч., вт. чл. (определение).

Красотой – сущ., чем?, н. ф. – красота, нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл., в Т. п., в ед. ч., вт. чл. (дополнение)

Движение – сущ., что?, н. ф. – движение, нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл., в И. п., в ед. ч., гл. чл.

Считают – гл., что делают?, н. ф. – считать, I спряжение, в наст. вр., в 3-м л., в мн. ч., сказ.

Разбор предложения:
Она органично вписывается в морской пейзаж и удивляет своей красотой и гармонией. (повеств., невосклиц., прост., распростр., осложн. однород. сказуемыми и дополнениями)

Разбор предложения:
Она органично вписывается в морской пейзаж и удивляет своей красотой и гармонией.

В предложении говорится о ней. Кто? – она, это подлежащее. Что известно о ней? Она вписывается и удивляет – это однородные сказуемые.
Вписывается и удивляет (как?) органично – обстоятельство, поясняет сказуемые.
Вписывается (куда?) в пейзаж – обстоятельство, поясняет сказуемое. В пейзаж (какой?) морской – определение, поясняет другой второстепенный член.
Удивляет (чем?) красотой – дополнение, поясняет сказуемое. Красотой (какой? чей?) своей – определение, поясняет второстепенный член.
Удивляет (чем?) гармонией – дополнение, поясняет сказуемое.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх