Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 134

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.


Номер 291.
На форзацах учебника (4 класс, части 1 и 2) даны орфограммы, которые вы изучили. Выберите любую орфограмму, подберите слова, в которых встречается эта орфограмма.
Ответ:Правописание безударных гласных в корне слова:
Проверяемые орфограммы: леса́ – лес, отголо́сок – го́лос.
Непроверяемые орфограммы: моро́з, пара́д – сл. сл.
- Составьте текст-совет на тему «Что надо знать, чтобы правильно написать слова с данной орфограммой».
Для того, чтобы правильно написать слова с данной орфограммой, необходимо сделать так, чтобы буква в слабой позиции, т.е. орфограмма стояла в проверочном слове в сильной позиции, т. е. под ударением.
Значит, к слову нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква-орфограмма будет под ударением.
Существуют слова, написание которых нужно просто запомнить. Это словарные слова. Однокоренных слов к ним для проверки подобрать нельзя.
Номер 292.
Прочитайте.
У[сн]ая про[з’]ба, чуде[сн]ая окре[сн]ость, лё[х’к’]ие заморо[с]ки, вку[сн]ый пиро[к], чу[т]кое се[рц]е, ги[п]кий тро[с’н’]ик, радо[сн]ое чу[ст]во, преле[сн]ый пейза[ш], ужа[сн]ая оши[п]ка, мя[хк]ая поду[ш]ка, изве[сн]ая ме[сн]ость, опа[сн]ая ле[с’н’]ица, скоро[сн]ой поез[т].
- Запишите, обозначая буквами звук или звуки, данные в скобках.
- К каким словам можно подобрать антонимы?
У[сн]ая про[з’]ба — устная просьба
чуде[сн]ая окре[сн]ость — чудесная окрестность
лё[х’к’]ие замор[с]ки — легкие заморозки
вку[сн]ый пиро[к] — вкусный пирог
чу[т]кое се[рц]е — чуткое сердце
ги[п]кий тро[с’н’]ик — гибкий тростник
радо[сн]ое чу[ст]во — радостное чувство
преле[сн]ый пейза[ш] — прелестный пейзаж
ужа[сн]ая оши[п]ка — ужасная ошибка
мя[хк]ая поду[ш]ка — мягкая подушка
изве[сн]ая ме[сн]ость — известная местность
опа[сн]а яле [с‘н‘]ица — опасная лестница
скоро[сн]ой поез[т] — скоростной поезд.
Чудесная — отвратительная, лёгкие — сильные, вкусный — отвратительный, чуткое — чёрствое, радостное — ужасное, прелестный — ужасный, мягкая — жёсткая, известная — таинственная, опасная — безопасная, скоростной — медленный.
Номер 293.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ярко звёзды г..рят,
И в кр..млёвском саду
Неизвес..ный с..лдат
Спит у всех на в..ду.
Над гранитной пл..той
Вечный свет нег..сим.
Вся стр..на с..ротой
Наклонилась над ним.
Ю. Коринец
Ответ:Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
- Определите тему и главную мысль стихотворения.
Тема: Могила неизвестного солдата
Главная мысль: вечная память и благодарность солдату, чье имя неизвестно, но никогда не будет забыто.
Номер 294.
Прочитайте стихотворение из упр. 293 ещё раз. Когда люди приходят к Могиле Неизвестного Солдата? Что они вспоминают, что чувствуют, на что надеются, находясь в этом священном месте? Составьте текст на эту тему, придумайте к нему заголовок.
Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Ю. Коринец
- Запишите заголовок и составленный текст.
На могиле неизвестного солдата
Спит солдат, отдавший всё, что имел, самое дорогое, чтобы спасти свою страну, свою Родину. Он не вернулся домой, затерялся на полях сражений, но не был забыт потомками.
Спустя года и десятилетия, мы приходим на могилы Неизвестного солдата, чтобы отдать дань памяти всем тем, кого с нами уже нет. Гордость, которая нас переполняет, благодарность, радость, всё это царит там — на месте, где люди оплакивают тех, кто погиб, кто не вернулся домой, защищая страну, Родину, семью, всех людей.
Помните тех, чьи имена стерлись из памяти, но чьи подвиги никогда не забудутся.

Номер 292.
Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Какие слова передают ощущение автора от увиденного?
Утренн... горяч... солнце бьёт в окно. Я просыпаюсь. Чувство радост.. жизн.., ярк... летн... утра охватывает2 меня. Я торопливо од..ваюсь и выб..гаю на волю. Солнце выс..ко. В неб.. ни обл..чка. Под зелён... развесист... берёз... лежит седая роса.4 В тени по-утреннему прохладно.
По И. Соколову-Микитову
Тема текста: летнее утро.
Основная мысль: ясное летнее утро вызывает в человеке чувство радости и жизни.
Ощущения автора от увиденного передают слова «чувство радости, жизни, яркого летнего утра охватывают меня».
- Объясните написание пропущенных орфограмм. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
Утреннее (какое?) горячее (какое?) солнце бьет в окно. Я просыпаюсь. Чувство радости (3 скл., р. п.) жизни (3 скл., р. п.), яркого (какого?) летнего (какого?) утра охватывает меня. Я торопливо одеваюсь (одеться) и выбегаю (бег) на волю. Солнце высоко (высо́кий). В небе (2 скл., п. п.) ни облачка (непр.). Под зелёной (какой?) развесистой (какой?) берёзой (1 скл., тв. п.) лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно.
Разбор слова по составу:
Охватывает

Под развесистой берёзой лежит седая роса.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (росе) В предложении слово роса отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (лежит) Слово лежит отвечает на вопрос что делает? Значит, это слово – сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее роса и сказуемое лежит – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: роса (какая?) седая - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: лежит (под чем?) под берёзой - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: берёзой (какой?) развесистой, зелёной - определения - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 4 словосочетания: роса седая, лежит под берёзой, под берёзой развесистой, под берёзой зелёной.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

Номер 293.
Вспомните, в чём сходство и различие имени существительного и личного местоимения. Какие грамматические признаки можно определить у личных местоимений?
Ответ:Имена существительные обозначают предметы, а личные местоимения указывают на предметы, не называя их. Имена существительные и личные местоимения изменяются по падежам. Как и существительные, личные местоимения имеют значение числа, но в отличие от существительных по числам не изменяются: число – это постоянный признак личного местоимения. Местоимения третьего лица имеют значение рода (как существительные). В предложении личные местоимения чаще всего являются подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
Таким образом, у личных местоимений можно определить лицо, число и падеж. У личных местоимений 3-го лица единственного числа можно определить род.
Номер 294.
Прочитайте. Определите тему текста.
Крымский мост – грандиозное сооружение, настоящее инж..нерное ч..́до. Он возведён через Керченский проли́в и соединяет Керченский и Таманский полуострова. Это самый длинный в Р..ссии и в Европе мост. Его3 длина – 19 к..л..метров. Для прохода к..раблей сооружена оригинальная ажу́рная арка высотой 35 метров. Она органично вписывается в м..рской3 п..йзаж и уд..вляет своей красотой3 и гармонией.4 Крымский мост по праву считают3 «д..вятым ч..дом света». Дв..жение3 по Крымскому мосту открылось 5 мая 2018 года.
Ответ:Тема текста: Крымский мост.
- Объясните написание пропущенных и выделенных орфограмм. Спишите первые четыре предложения. Проверьте себя.
- Найдите в тексте личные местоимения, определите их грамматические признаки (лицо, число, падеж). Устно передайте содержание данного текста.
инженерное – словарное слово;
чудо – буквосочетания ЧУ-ЩУ пишутся с У;
соединяет – глагол I спряжения (соединять);
длинный – правописание -н- / -нн- в именах прилагательных;
России – имя собственное; словарное слово;
в Европе – сущ., ж. р., 1-го скл., П. п.;
километров – словарное слово;
кораблей – словарное слово;
морско́й – мо́ре;
пейзаж – словарное слово; пейзажи;
удивляет – ди́во;
девя́тым – де́вять;
чудом – буквосочетания ЧУ-ЩУ пишутся с У;
движе́ние – дви́гаться;
по Крымскому – прил., м. р., Д. п.
Крымский мост – грандиозное сооружение, настоящее инженерное чудо. Он возведён через Керченский пролив и соединяет Керченский и Таманский полуострова. Это самый длинный в России и в Европе мост. Его длина – 19 километров.
Он (3 л., ед. ч., м. р., им. п.), она (3 л., ед. ч., ж. р., им. п.).
Разбор слова как части речи:
Его (чья?) – местоимение, указывает на признак, не называя его; начальная форма – его; притяжательное, неизменяемое; второстепенный член (определение).
Морской (какой?) – имя прилагательное, обозначает признак предмета; начальная форма – морской; в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа; второстепенный член (определение).
Красотой (чем?) – имя существительное, обозначает предмет; начальная форма – красота; неодушевленное, нарицательное, женского рода, 1-го склонения; стоит в форме единственного числа, творительного падежа; второстепенный член (дополнение).
Считают (что делают?) – глагол, действие предмета; начальная форма – считать; невозвратный, несовершенного вида, 1-го спряжения; стоит в форме настоящего времени, 3-го лица, множественного числа; сказуемое.
Движение (что?) – имя существительное, обозначает предмет; начальная форма – движение; нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения (на -ие); стоит в форме единственного числа, именительного падежа; подлежащее.

Она органично вписывается в морской пейзаж и удивляет своей красотой и гармонией.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (о ней) В предложении слово она отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (вписывается и удивляет) Слова вписывается и удивляет отвечает на вопрос что делает? Значит, эти слова – однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее она и сказуемые вписывается и удивляет – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: вписывается (как?) органично - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой, удивляет (чем?) красотой и гармонией - однородные дополнение - подчёркиваю пунктирной линией, вписывается (во что?) в пейзаж - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: пейзаж (какой?) морской - определение - подчёркиваю волнистой линией, красотой (какой?) своей - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 6 словосочетаний: вписывается в пейзаж, вписывается органично, пейзаж морской, удивляет красотой, удивляет гармонией, красотой своей.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.


Номер 292.
Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Какие слова передают ощущение автора от увиденного?
Утренн… горяч… солнце бьёт в окно. Я просыпаюсь. Чувство радост.. жизн.., ярк… летн… утра охватывает2 меня. Я торопливо од..ваюсь и выб..гаю на волю. Солнце выс..ко. В неб.. ни обл..чка. Под зелён… развесист… берёз… лежит седая роса.4 В тени по-утреннему прохладно.
По И. Соколову-Микитову
- Объясните написание пропущенных орфограмм. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя.
Тема текста: ранее летнее утро.
Основная мысль: ясное летнее утро вызывает в человеке чувство радости и жизни.
Ощущения автора от увиденного передают слова «чувство радости, жизни, яркого летнего утра охватывают меня».
Утреннее (какое?) горячее (какое?) солнце бьет в окно. Я просыпаюсь. Чувство радости (3 скл., р. п.) жизни (3 скл., р. п.), яркого (какого?) летнего (какого?) утра охватывает меня. Я торопливо одеваюсь (одеться) и выбегаю (бег) на волю. Солнце высоко (высо́кий). В небе (2 скл., п. п.) ни облачка (непр.). Под зелёной (какой?) развесистой (какой?) берёзой (1 скл., тв. п.) лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно.
Синтаксический разбор:

1. Грамматическая основа: (что?) роса (что делает?) лежит.
2. Словосочетания: роса (какая?) седая, лежит (под чем? где?) под березой, под березой (какой?) зеленой, под березой (какой?) развесистой.
3. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
Охватывает
Номер 293.
Вспомните, в чём сходство и различие имени существительного и личного местоимения. Какие грамматические признаки можно определить у личных местоимений?
Ответ:Имена существительные обозначают предметы, а личные местоимения указывают на предметы, не называя их. Имена существительные и личные местоимения изменяются по падежам. Как и существительные, личные местоимения имеют значение числа, но в отличие от существительных по числам не изменяются: число – это постоянный признак личного местоимения. Местоимения третьего лица имеют значение рода (как существительные). В предложении личные местоимения чаще всего являются подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.
Таким образом, у личных местоимений можно определить лицо, число и падеж. У личных местоимений 3-го лица единственного числа можно определить род.
Номер 294.
Прочитайте. Определите тему текста.
Крымский мост – грандиозное сооружение, настоящее инж..нерное ч..до. Он возведён через Керченский пролив и соединяет Керченский и Таманский полуострова. Это самый длинный в Р..ссии и в Европе мост. Его3 длина – 19 к..л..метров. Для прохода к..раблей сооружена оригинальная ажурная арка высотой 35 метров. Она органично вписывается в м..рской3 п..йзаж и уд..вляет своей красотой3 и гармонией.4 Крымский мост по праву считают3 «д..вятым ч..дом света». Дв..жение3 по Крымскому мосту открылось 5 мая 2018 года.
- Объясните написание пропущенных и выделенных орфограмм. Спишите первые четыре предложения. Проверьте себя.
- Найдите в тексте личные местоимения, определите их грамматические признаки (лицо, число, падеж). Устно передайте содержание данного текста.
Тема текста: Крымский мост.

Крымский мост – грандиозное сооружение, настоящее инженерное чудо. Он возведён через Керченский пролив и соединяет Керченский и Таманский полуострова. Это самый длинный в России и в Европе мост. Его длина – 19 километров.
Он (3 л., ед. ч., м. р., им. п.), она (3 л., ед. ч., ж. р., им. п.).
Пересказ
Крымский мост – настоящее инженерное чудо. Он возведён через Керченский пролив и соединяет Керченский и Таманский полуострова. Это самый длинный мост России и Европы. Его длина – 19 километров. Для кораблей сооружена ажурная арка высотой 35 метров. Она органично вписывается в морской пейзаж и удивляет своей красотой. Крымский мост считают «девятым чудом света». Движение по нему открылось 5 мая 2018 года.
Морфологический разбор:
Его (чья?) – местоимение, указывает на признак, не называя его; начальная форма – его; притяжательное, неизменяемое; второстепенный член (определение).
Морской (какой?) – имя прилагательное, обозначает признак предмета; начальная форма – морской; в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа; второстепенный член (определение).
Красотой (чем?) – имя существительное, обозначает предмет; начальная форма – красота; неодушевленное, нарицательное, женского рода, 1-го склонения; стоит в форме единственного числа, творительного падежа; второстепенный член (дополнение).
Считают (что делают?) – глагол, действие предмета; начальная форма – считать; невозвратный, несовершенного вида, 1-го спряжения; стоит в форме настоящего времени, 3-го лица, множественного числа; сказуемое.
Движение (что?) – имя существительное, обозначает предмет; начальная форма – движение; нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения (на -ие); стоит в форме единственного числа, именительного падежа; подлежащее.
Синтаксический разбор:

1. Грамматическая основа: (что?) она (что делает?) вписывается, удивляет.
2. Словосочетания: вписывается (как?) органично, вписывается (во что?) в пейзаж, в пейзаж (какой?) морской, удивляет (чем?) красотой, удивляет (чем?) гармонией, красотой (чьей?) своей.
3. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.