Номер 291.
На форзацах учебника (4 класс, части 1 и 2) даны орфограммы, которые вы изучили. Выберите любую орфограмму, подберите слова, в которых встречается эта орфограмма.
Ответ:Правописание безударных гласных в корне слова:
Проверяемые орфограммы: леса́ – лес, отголо́сок – го́лос.
Непроверяемые орфограммы: моро́з, пара́д – сл. сл.
Для того, чтобы правильно написать слова с данной орфограммой, необходимо сделать так, чтобы буква в слабой позиции, т.е. орфограмма стояла в проверочном слове в сильной позиции, т. е. под ударением.
Значит, к слову нужно подобрать однокоренное слово, в котором буква-орфограмма будет под ударением.
Существуют слова, написание которых нужно просто запомнить. Это словарные слова. Однокоренных слов к ним для проверки подобрать нельзя.
Номер 292.
Прочитайте.
У[сн]ая про[з’]ба, чуде[сн]ая окре[сн]ость, лё[х’к’]ие заморо[с]ки, вку[сн]ый пиро[к], чу[т]кое се[рц]е, ги[п]кий тро[с’н’]ик, радо[сн]ое чу[ст]во, преле[сн]ый пейза[ш], ужа[сн]ая оши[п]ка, мя[хк]ая поду[ш]ка, изве[сн]ая ме[сн]ость, опа[сн]ая ле[с’н’]ица, скоро[сн]ой поез[т].
У[сн]ая про[з’]ба — устная просьба
чуде[сн]ая окре[сн]ость — чудесная окрестность
лё[х’к’]ие замор[с]ки — легкие заморозки
вку[сн]ый пиро[к] — вкусный пирог
чут[к]ое се[рц]е — чуткое сердце
ги[п]кий тро[с’н’]ик — гибкий тростник
радо[сн]ое чу[ст]во — радостное чувство
преле[сн]ый пейза[ш] — прелестный пейзаж
ужа[сн]ая оши[п]ка — ужасная ошибка
мя[хк]ая поду[ш]ка — мягкая подушка
изве[сн]ая ме[сн]ость — известная местность
опа[сн]а яле [с‘н‘]ица — опасная лестница
скоро[сн]ой поез[т] — скоростной поезд.
Чудесная — отвратительная, лёгкие — сильные, вкусный — отвратительный, чуткое — чёрствое, радостное — ужасное, прелестный — ужасный, мягкая — жёсткая, известная — таинственная, опасная — безопасная, скоростной — медленный.
Номер 293.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ярко звёзды г..рят,
И в кр..млёвском саду
Неизвес..ный с..лдат
Спит у всех на в..ду.
Над гранитной пл..той
Вечный свет нег..сим.
Вся стр..на с..ротой
Наклонилась над ним.
Ю. Коринец
Ответ:Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Тема: Могила неизвестного солдата
Главная мысль: вечная память и благодарность солдату, чье имя неизвестно, но никогда не будет забыто.
Номер 294.
Прочитайте стихотворение из упр. 293 ещё раз. Когда люди приходят к Могиле Неизвестного Солдата? Что они вспоминают, что чувствуют, на что надеются, находясь в этом священном месте? Составьте текст на эту тему, придумайте к нему заголовок.
Ярко звёзды горят,
И в кремлёвском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Ю. Коринец
На могиле неизвестного солдата
Спит солдат, отдавший всё, что имел, самое дорогое, чтобы спасти свою страну, свою Родину. Он не вернулся домой, затерялся на полях сражений, но не был забыт потомками.
Спустя года и десятилетия, мы приходим на могилы Неизвестного солдата, чтобы отдать дань памяти всем тем, кого с нами уже нет. Гордость, которая нас переполняет, благодарность, радость, всё это царит там — на месте, где люди оплакивают тех, кто погиб, кто не вернулся домой, защищая страну, Родину, семью, всех людей.
Помните тех, чьи имена стерлись из памяти, но чьи подвиги никогда не забудутся.
Номер 292.
Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Какие слова передают ощущение автора от увиденного?
Утренн... горяч... солнце бьёт в окно. Я просыпаюсь. Чувство радост.. жизн.., ярк... летн... утра охватывает2 меня. Я торопливо од..ваюсь и выб..гаю на волю. Солнце выс..ко. В неб.. ни обл..чка. Под зелён... развесист... берёз... лежит седая роса.4 В тени по-утреннему прохладно.
По И. Соколову-Микитову
Тема текста: летнее утро.
Основная мысль: любовь к летнему утру.
Ощущение автора от увиденного выражено в следующих словах: солнце бьёт в окно, чувство радости жизни, яркого летнего утра.
Утреннее (правописание падежных окончаний прил. ср. р.) горячее (правописание падежных окончаний прил. ср. р.) солнце бьет в окно. Я просыпаюсь. Чувство радости (радость – 3 скл, значит, земли) жизни (жизнь – 3 скл., значит, земли), яркого (какого?) летнего (какого?) утра охватывает меня. Я торопливо одеваюсь (одежда) и выбегаю (бег) на волю. Солнце высоко (высо́кий). В небе (небо – 2 скл.) ни облачка (сл. сл.). Под зелёной (какой?) развесистой (какой?) берёзой (береза – 1 скл.) лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно.
Разбор слова по составу:
Охватывает
Под развесистой берёзой лежит седая роса.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (росе) В предложении слово роса отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (лежит) Слово лежит отвечает на вопрос что делает? Значит, это слово – сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее роса и сказуемое лежит – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: роса (какая?) седая - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: лежит (под чем?) под берёзой - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: берёзой (какой?) развесистой, зелёной - определения - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 4 словосочетания: роса седая, лежит под берёзой, под берёзой развесистой, под берёзой зелёной.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 293.
Вспомните, в чём сходство и различие имени существительного и личного местоимения. Какие грамматические признаки можно определить у личных местоимений?
Ответ:
Сходства:
1) это самостоятельные части речи
2) отвечают на вопросы кто? что?
3) изменяются по числам
Различия:
1) существительные обозначают предмет, а местоимения указывают на предмет
2) имя существительное имеет род всегда, а местоимение – только в 3-м лице, ед. числе.
Грамматические признаки местоимений:
1) лицо: 1-е, 2-е и 3-е.
2) число: единственное и множественное
3) род: мужской, женский, средний в 3-м лице ед. ч.
4) падеж: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.
Номер 294.
Прочитайте. Определите тему текста.
Крымский мост – грандиозное сооружение, настоящее инж..нерное ч..́до. Он возведён через Керченский проли́в и соединяет Керченский и Таманский полуострова. Это самый длинный в Р..ссии и в Европе мост. Его3 длина – 19 к..л..метров. Для прохода к..раблей сооружена оригинальная ажу́рная арка высотой 35 метров. Она органично вписывается в м..рской3 п..йзаж и уд..вляет своей красотой3 и гармонией.4 Крымский мост по праву считают3 «д..вятым ч..дом света». Дв..жение3 по Крымскому мосту открылось 5 мая 2018 года.
Ответ:Тема текста: Крымский мост.
инженерное – словарное слово;
чудо – буквосочетания ЧУ-ЩУ пишутся с У;
соединяет – глагол I спряжения (соединять);
длинный – правописание -н- / -нн- в именах прилагательных;
России – имя собственное; словарное слово;
в Европе – сущ., ж. р., 1-го скл., П. п.;
километров – словарное слово;
кораблей – словарное слово;
морско́й – мо́ре;
пейзаж – словарное слово; пейзажи;
удивляет – ди́во;
девя́тым – де́вять;
чудом – буквосочетания ЧУ-ЩУ пишутся с У;
движе́ние – дви́гаться;
по Крымскому – прил., м. р., Д. п.
Крымский мост – грандиозное сооружение, настоящее инженерное чудо. Он возведён через Керченский пролив и соединяет Керченский и Таманский полуострова. Это самый длинный в России и в Европе мост. Его длина – 19 километров.
Он – 3-е л., ед. ч., И. п.
Его – 3-е л., ед. ч., Р. п.
Она – 3-е л., ед. ч., И. п.
Разбор слова как части речи:
Его – личное мест., н. ф. – он, 3-го л., в ед. ч., в Р. п., вт. чл.
(в) морской (пейзаж) – прил., в какой?, н. ф. – морской, м. р., в В. п., в ед. ч., вт. чл. (определение).
Красотой – сущ., чем?, н. ф. – красота, нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл., в Т. п., в ед. ч., вт. чл. (дополнение)
Движение – сущ., что?, н. ф. – движение, нариц., неодуш., ср. р., 2-го скл., в И. п., в ед. ч., гл. чл.
Считают – гл., что делают?, н. ф. – считать, I спряжение, в наст. вр., в 3-м л., в мн. ч., сказ.
Она органично вписывается в морской пейзаж и удивляет своей красотой и гармонией.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (о ней) В предложении слово она отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (вписывается и удивляет) Слова вписывается и удивляет отвечает на вопрос что делает? Значит, эти слова – однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее она и сказуемые вписывается и удивляет – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: вписывается (как?) органично - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой, удивляет (чем?) красотой и гармонией - однородные дополнение - подчёркиваю пунктирной линией, вписывается (во что?) в пейзаж - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: пейзаж (какой?) морской - определение - подчёркиваю волнистой линией, красотой (какой?) своей - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 6 словосочетаний: вписывается в пейзаж, вписывается органично, пейзаж морской, удивляет красотой, удивляет гармонией, красотой своей.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Напишите свой комментарий внизу страницы.