Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 133

alt
  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Часть: 2.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 133

Номер 288.

Вспомните, какие буквы в корне слов требуют проверки на письме. Приведите примеры таких слов. Что общего в подборе проверочных слов для правильного обозначения буквами безударных гласных звуков, парных по глухости-звонкости согласных звуков, непроизносимых согласных звуков в корне слова?

Ответ:

    Существуют разнообразные орфограммы в корне слова:
1. безударные гласные: прим..ря́ть — мир; сто..р..на́ — сто́роны, сторо́нка;
2. Непроизносимый согласный: лес..ница — словарное слово — лестница
3. парные по глухости/звонкости согласные: ду.. — дубы, ло.. — лбы;
    Общего в подборе проверочных слов для правильного написания орфограммы в корне слова является то, что необходимо сделать так, чтобы буква в слабой позиции стала буквой в сильной позиции:
1. т. е. в случае с безударной гласной нужно подобрать слово, чтобы в нем эта же буква была под ударением;
2. для проверки непроизносимой согласной нужно сделать так, чтобы после этой буквы в проверочном слове стояла гласная;
3. для проверки парных по глухости/звонкости согласных звуков нужно подобрать слово, чтобы после орфограммы стояла гласная.

Номер 289.

Прочитайте.

    1. На воде др..жит з..л..тая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин) 2. В х..лодном оз..ре, в тени бр..дили сонные л..ни, и в глуб..не з..ркальных ок..н св..ркает п..л..сатый2 окунь. (В. Хлебников) 3. С..р..брится ячмень1 к..л..систый, з..л..неют привольно овсы. (И. Бунин) 4. Вот поднялись изд..л..ка гр..дою длинной обл..ка. (И. Никитин)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Выпишите любое из выделенных слов, а рядом запищите проверочные слова.
Ответ:

    1. На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. (М. Пришвин) 2. В холодном озере, в тени бродили сонные лини, и в глубине зеркальных окон сверкает полосатый окунь. (В. Хлебников) 3. Серебрится ячмень колосистый, зеленеют привольно овсы. (И. Бунин) 4. Вот поднялись издалека грядою длинной облака. (И. Никитин)

Полосатый — по́лосы, поло́ска.

Разбор слова по составу:
Полосатый — прил.

Фонетический разбор:
Ячмень [й’ич’м’эн’] — 2 слога.
я — [й’] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
   — [и] — гласн., безуд.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
м — [м’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
е — [э] — гласн., ударн.
н — [н’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь — [-] - не обозначает звука


6 б., 6 зв.

Номер 290.

Прочитайте.

    Старательно п..сать, увлекательный рассказ, см..треть фейерверк, ехать очень тихо, очень красивая к..ртина, к..смическое судно, л..теть на аэроплане, прийти теперь, бл..стеть на со..нце, зав..евать независимость, лимонный2 цвет.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя выделенные слова и сочетания слов синонимами. Ими должны стать слова из словаря.
  • Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
Ответ:

Старательно писать (напи́сано) — аккуратно писать
увлекательный рассказ — интересный рассказ
смотреть (просмо́тр) фейерверк — смотреть салют
ехать очень тихо — ехать медленно
очень красивая карти́на (сл. сл.) — прекрасная картина
космическое (ко́смос) судно — космический корабль
лете́ть (полёт) на аэроплане — лететь на дирижабле
прийти теперь — прийти сейчас
блестеть (блеск) на солнце (сл. сл.) — сверкать на солнце
завоева́ть (во́йны) независимость — завоевать свободу
лимонный цвет — жёлтый цвет

Старательно писать (напи́сано) — аккуратно писать
увлекательный рассказ — интересный рассказ
смотреть (просмо́тр) фейерверк — смотреть салют
ехать очень тихо — ехать медленно
очень красивая карти́на (сл. сл.) — прекрасная картина
космическое (ко́смос) судно — космический корабль
лете́ть (полёт) на аэроплане — лететь на дирижабле
прийти теперь — прийти сейчас
блестеть (блеск) на солнце (сл. сл.) — сверкать на солнце
завоева́ть (во́йны) независимость — завоевать свободу
лимонный цвет — жёлтый цвет

Разбор слова по составу:
Лимонный — прил.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 133

Номер 288.

Прочитайте поэтические строки.

Боже мой! Вчера – ненастье,
А сегодня – что за день!
Солнце, птицы! Блеск и счастье!
Луг росист, цветёт сирень3...
А. Майков

  • Какое чувство выражено автором в этих строках? Каким вы представили день, о котором написал поэт?
  • Спишите. Проверьте себя. Над именами существительными в единственном числе укажите склонение.
Ответ:

Автор этих строк счастлив, потому что вчера весь день была плохая погода, а сегодня – удивительная погода: солнышко, птицы поют – красота и раздор, вся природа благоухает.


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 288, страница 133

Разбор слова как части речи:
Сирень – сущ., что?, н. ф. – сирень, нариц., неодуш., ж. р., 3–го скл. в И. п., в ед. ч., гл. чл.

Номер 289.

Вспомните, какие части речи склоняются (изменяются по падежам). Сколько падежей есть в русском языке? Как определить падеж имени существительного? имени прилагательного? местоимения?

Ответ:

    Все части речи делятся на две группы: самостоятельные и служебные. К самостоятельным частям речи относятся: существительное, прилагательное, глагол, числительное, местоимение.
    Склоняются, т. е. изменяются по падежам – имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения.
    Всего существуют 6 падежей:
    Именительный (кто? что?)
    Родительный (кого? чего?)
    Дательный (кому? чему?)
    Винительный (кого? что?)
    Творительный (кем? чем?)
    Предложный (о ком? о чем?)
    Определить падеж существительных и местоимений можно по вопросу и предлогу.
    Падеж прилагательного определяется по падежу существительного, ведь эта часть речи соотносится с существительным.

Номер 290.

Прочитайте. Составьте из слов предложения.

    1. Дует, над, ветер, рекой. 2. Плещут, берег, волны, в, шумные. 3. По, барашки-беляки, гуляют, седые, волнам. 4. Летают, волнами, орланы-белохвосты, над, огромные. 5. Умеют, зоркие, рыбу, ловить, орланы. 6. С, бросаются, камнем, огромной, на, высоты, волны, и, схватывают, добычу, цепко, они.
По И. Соколову-Микитову

Ответ:

1. Над рекой дует ветер.
2. Плещут в берег шумные волны.
3. Седые барашки-беляки гуляют по волнам.
4. Над волнами летают огромные орланы-белохвосты.
5. Зоркие орланы умеют ловить рыбу.
6. Они камнем бросаются с огромной высоты на волны и цепко схватывают добычу.

  • Запишите составленные предложения. Обсудите, составляют ли они текст. Подберите к тексту название.
  • В последнем предложении укажите падеж над склоняемыми частями речи.
Ответ:

1. Над рекой дует ветер.
2. Плещут в берег шумные волны.
3. Седые барашки-беляки гуляют по волнам.
4. Над волнами летают огромные орланы-белохвосты.
5. Зоркие орланы умеют ловить рыбу.
6. Они камнем бросаются с огромной высоты на волны и цепко схватывают добычу.

Считаю, что составленные предложения составляют текст, потому что объединены общей темой: вольные орланы–белохвосты.
А текст – группа предложений, которые объединены общей темой и грамматически.


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 290, страница 133

Номер 291.

Вспомните, какие падежные окончания имен существительных и имен прилагательных надо проверять. Назовите способы их проверки.

Ответ:

Проверке необходимо подвергать безударные личные окончания существительных и прилагательных. Для того, чтобы их проверить нужно:
Имена существительные: определить склонение слова, подобрать слово того же склонения с ударным окончанием и поставить его в тот же падеж.
Имена прилагательные: определить падеж и посмотреть в таблице падежных окончаний, задать вопрос, потому что окончание вопроса часто совпадает с окончание прилагательного.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.