Номер 286.
Прочитайте. Что дано в скобках: предлог, приставка или частица?
Чужой и рыжий, (на)крыл..це моего дома спал огромный кот. Он (при)в..лился (к)двери спиной и (по)сапывал. Я кашлянул. Кот (при)(от)крыл гл..зок. Это был жуткий гл..зок. Изумруд и лазурь г..рели (в) нём. Глазок (о)глядел меня и (за)крылся. Я (по)просил у кота (раз)решения пройти в дом. Кот (не)(по)шевелился.
Ю. Коваль
Ответ:В разных случаях даны в скобках и предлоги и приставки и частицы. Иногда к одному слову относятся и приставка и частица. Такое возможно с глаголами.
Чужой и рыжий, на крыльце моего дома спал огромный кот. Он привалился к двери спиной и посапывал. Я кашлянул. Кот приоткрыл глазок. Это был жуткий глазок. Изумруд и лазурь горели в нём. Глазок оглядел меня и закрылся. Я попросил у кота разрешения пройти в дом. Кот не пошевелился.
У него были волшебные глаза, магические, полные тайн и загадок. Немного лазурные и с лисьей хитринкой, скрытой опасностью.
Сам кот большой, пушистый, как комок. Мордочка довольная-довольная. Лениво посапывающий, настоящий хранитель и сторож врат.
Я прошел в дом, стараясь мягко ступать на скрипучие половицы. Усатый сторож недовольно сверкнул на меня своим глазом и потянулся на солнышке. Оно своими лучами золотило всё вокруг, а тысячи пылинок танцевали в них.
Вечером я решил идти на рыбалку, поэтому было необходимо приготовить снасти. Удочки я достал с чердака, а червей накопал на грядке. Сколько я собирался, столько рыжий сторож бродил за мной по пятам, а когда пришло время ужинать, он лег на свое место на крыльце. Я решил не закрывать дверь и посматривал, как усатый зверь нежится в лучах заходящего солнца.
Я всё уложил в сумку и собрался идти, заранее налив гостю молока, всё еще не закрывая дверь. Бредя по дорожке к речке оглянулся, чтобы посмотреть на Рыжего — так я его окрестил. А он тут как тут, следует за мной по пятами. Так мы и провели вечер — я рыбу тяну, а он ее из ведра утащить пытается. Вот такой вот он, рыжий кот — и сторож и охотник.
Номер 287.
Прочитайте. В какой части слов пропущены орфограммы? Объясните их написание.
Ёж..к, замоч..к, п..р..ехать, под..ехать, учит..ль, берёз..н..ка, рыж..н..кий, плотн..к, син..ватый, налев.., справ.., лод..чка, пастуш..к, пр..хороший2, при..морский, обез..яна, раз..яснить, раста..л, увид..л, прыж..ок.
Ответ:Ёжик (суффикс -ик)
Замочек (суффикс -ек)
Переехать (приставка пере-)
Подъехать (разделительный твердый знак на стыке морфем)
Учитель (правописание суффикса -ель-)
Берёзонька (правописание суффикса -оньк-)
Рыженький (правописание суффикса -еньк-)
Плотник (сл. сл.)
Синеватый (правописание суффикса -еват-)
Налево (сл. сл.)
Справа (сл. сл.)
Лодочка (правописание суффикса -очк-)
Пастушок (суффикс -ок)
Прехороший (правописание приставки пре-)
Приморский (правописание приставки при-)
Обезьяна (правописание разделительного мягкого знака)
Разъяснить (правописание разделительного твердого знака)
Растаял (правописание отглагольного суффикса)
Увидел (правописание отглагольного суффикса)
Прыжок (правописание суффикса -ок-)
Ёжик, замочек, переехать, подъехать, учитель, берёзонька, рыженький, плотник, синеватый, налево, справа, лодочка, пастушок, прехороший, приморский, обезьяна, разъяснить, растаял, Увидел, прыжок.
Ёжик, замочек, переехать, подъехать, учитель, берёзонька, рыженький, плотник, синеватый, налево, справа, лодочка, пастушок, прехороший, приморский, обезьяна, разъяснить, растаял, прыжок увидел
Разбор слова по составу:
прехороший — прил.
Номер 286.
Прочитайте. Распределите имена существительные в три группы в зависимости от их склонения.
В..л..сипед, х..зяйство, т..традь, м..рковь1, б..лет, б..гатство, б..седа, об..з..яна, пом..щь, г..зета, се..лка, г..р..зонт, лаг..рь, к..л..ндарь, пр..дс..датель, смел..сть, к..рабль, к..стрюля, площ..дь, д..рект..р, М..сква.
Первое склонение: беседа, обезьяна, газета, сеялка, кастрюля, Москва.
Второе склонение: велосипед, хозяйство, билет, богатство, горизонт, лагерь, календарь, председатель, корабль, директор.
Третье склонение: тетрадь, морковь, помощь, смелость, площадь.
Звуко-буквенный разбор:
Морковь [марко́ф’] – 2 слога
м – [м] – согл., зв. непарн., тв. парн.
о – [а] – гласн., безуд.
р – [р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.
о – [о́] – гласн., ударн.
в – [ф’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь – [-] –не обозначает звука
Номер 287.
Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста.
Случай с кошельком
По улице шли брат и сестра.4 Впереди шла старушка. Из ее сумки выпал кошелек с деньгами. Костя увидел это. Мальчик нагнулся, схватил кошелёк, а потом побежал и отдал его старушке. Старушка назвала себя растеря́хой, взяла свой кошелёк.
Костя вернулся к сестре3 и пожаловался на старушку. Он был обижен тем, что она не сказала ему спасибо.
Сестра строго посмотрела на брата. Она сказала3 Косте, что быть честным2 – это обязанность каждого человека, а не заслуга.
Не сразу Костя понял слова сестры. А когда понял, то запомнил на всю жизнь.
По Е. Пермяку
Тема текста: что значит быть честным.
Основная мысль: быть честным – обязанность каждого человека, а не заслуга.
Костя запомнил на всю жизнь, что значит быть честным, как это, ведь сестра ему объяснила, что быть честным – это обязанность каждого человека, а не заслуга.
В заголовке отражена тема, а основная мысль – в третьем абзаце.
План текста:
1. Потерянный кошелек старушки.
2. Обиженный мальчик.
3. Что значит – быть честным.
4. Запомнил на всю жизнь.
Трудные слова: впереди, кошелёк, растеряха, честный, обязанность.
Разбор слова по составу:
честным - прил.
Разбор слова как части речи:
(К) сестре – сущ., к кому?, н. ф. – сестра, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл. в Д. п., в ед. ч., вт. чл.
Сказала – гл., что сделала?, н. ф. – сказать, I спряжение, в прош. вр., в ж. р., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
По улице шли брат и сестра.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О брате и сестре) В предложении слово брат и сестра отвечают на вопрос (кто?) Значит, это однородные подлежащие. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (шли) Слово шли отвечает на вопрос что делали? Значит, это слово – сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее брат и сестра и сказуемое шли – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: шли (где:) по улице - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении одно словосочетание: шли по улице.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Напишите свой комментарий внизу страницы.