Номер 254.
Вспомните, какой способ общения между людьми является самым главным. Какие формы речи вы знаете? Для чего человеку нужна устная речь? Письменная речь? Внутренняя речь? Как по-другому называют речь одного человека и разговор двух людей?
Ответ: Самым главным способом общения между людьми является речь. Ее мы используем, когда говорим и слышим — тогда она устная, а когда ее пишем или читаем — то она письменная. Есть еще и внутренняя речь — речь адресованная к самому говорящему, т. е. то, что он говорит сам себе, про себя.
Речь одного человека называется монологом, потому что моно — значит, один.
Речь двух людей — диалог, потому что диа — значит, два.
Номер 255.
Прочитайте.
Язык как хранилище, в котором находится бесценный2 клад1: все звуки речи, все «кубики-морфемы», из которых строятся слова, все интонации, с которым мы произносим слова, и правила, по которым слова соединяются друг с другом. А когда человек берёт из хранилища3 всё нужное, чтобы говорить, получается речь1.
С. Бондаренко, Г. Граник
Язык — инструмент для говорящего, а речь — это умелое использование этого инструмента. Но использовать язык нужно с умом, ведь иначе он может стать настоящим оружием в руках говорящего. Использованный же грамотно, язык помогает доносить мысль, сообщать информацию.
Речь — это использование языка, значит, что раньше появился язык, ведь только грамотное его использование позволяет превращать отдельные единицы, конструкции в мысль, а, следовательно, речь.
Разбор слова по составу:
Бесценный — прил.
Разбор слова как части речи:
Хранилища — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «чего?». Н. ф. — хранилище. Нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в Р. п., ед. ч. В предложении является второстепенным членом.
Фонетический разбор:
Клад [клат] — 1 слог.
к — [к] — согл., глух. парн., тв. парн.
л — [л] — согл., зв. непарн., тв. парн.
а — [а] — гласн., ударн.
д — [т] — согл., глух. парн., тв. парн.
Речь [р’эч’] — 1 слог.
р — [р’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
е — [э] — гласн., ударн.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь — [-] — не обозначает звука
Номер 256.
Прочитайте. Из какой былины этот отрывок?
Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
— Отпустите м..ня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служ..ть Рус.. родной верой-правдой, береч.. землю Ру...кую от недругов-ворогов.
Гов..рит старый Илья Тимофеевич:
— Я на добрые дела благословляю т..бя, а на худые м..его благословения нет. Защ..щ..й нашу землю Ру...кую не для зол..та, не из корыст.., а для чест.., для богатырской славушк.. .
Данный отрывок из былины «Илья-Муромец».
Тема текста: благословение сына Илья Муромца отцом Ильей Тимофеевичем.
Главная мысль: только на добрые дела благословение ты получишь, а плохие совершишь — так против наказа родителя пойдешь.
Слова, которые вышли из употребления:
Снарядился — собрался в путь, собрав вооружение
Батюшка — отец
Матушка — мама
Стольный — столичный
Град — город
Недруги — враги
Благословение — позволение, добро
Корысть — выгода.
Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
— Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю Русскую от недругов-ворогов.
Говорит старый Илья Тимофеевич:
— Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые моего благословения нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести3, для богатырской славушки.
Разбор слова как части речи:
Для чести — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «для чего?». Н. ф. — честь. Нариц., неодуш., ж. р., 3 скл., в Р. п., ед. ч. В предложении является второстепенным членом.
Номер 251.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1. С з..ри кукушка за рекою куку..т звучно вд..л..ке. 2. Пискнула и села на подоконник птичка. 3. Дождь и мгла холодн..м дымом лес туман..т. 4. На со..нце светлая река трепещ..т радос..но, см..ётся.
По И. Бунину
1. С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке. 2. Пискнула и села на подоконник птичка. 3. Дождь и мгла холодным дымом лес туманят. 4. На солнце светлая река трепещет радостно, смеётся.
Пискнула и села на подоконник птичка. – однородные сказуемые, соединены союзом «и».
Дождь и мгла холодным дымом лес туманят. – однородные подлежащие, соединены союзом «и».
На солнце светлая река трепещет радостно, смеётся. – однородные сказуемые, соединены перечислительной интонацией через запятую.
Номер 252.
Прочитайте.
1. Мы3 вышли на берег озера. 2. В лугах кричали ночные птицы.4 3. За озером шел небольшой дождь. 4. Широкая3 радуга3 стояла над лесом. 5. Кучевые облака громоздились в небе.
По К. Паустовскому
Устно:
1. Прочитаю предложение.
Широкая радуга стояла над лесом.
2. Найду подлежащее. В предложении говорится о радуге. Что? – радуга, это подлежащее. Подчеркнём его одной чертой.
Широкая радуга стояла над лесом.
3. Найду сказуемое. Что известно о радуге? Она стояла – это сказуемое. Подчеркнём его двумя чертами.
Широкая радуга стояла над лесом.
4. Сделаем вывод: подлежащее – радуга, сказуемое – стояла.
Широкая радуга стояла над лесом.
5. Найдём второстепенные члены предложения.
Радуга (какая?) широкая – определение, поясняет подлежащее.
Стояла (где?) над лесом – обстоятельство, поясняет сказуемое.
6. В предложении два словосочетания: широкая радуга, стояла над лесом.
Предложение Широкая радуга стояла над лесом по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное; простое, распространённое.
Письменно:
Широкая радуга стояла над лесом. (повеств., невосклиц., прост., распростр.)
Разбор слова как части речи:
Мы – личное мест., н. ф. – я, 1-го л., в мн. ч., в И. п., подл.
Широкая (радуга) – прил., какая?, н. ф. – широкий, ж. р., в И. п., в ед. ч., вт. чл. (определение)
Радуга – сущ., что?, н. ф. – радуга, нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл., в И. п., в ед. ч., гл. чл. (подлежащее)
Синтаксический разбор
В лугах кричали ночные птицы.4.
В лугах кричали ночные птицы.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О птицах) В предложении слово птицы отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о птицах? (кричали) Слово кричали отвечает на вопрос что делали? (птицы (что делали?) кричали) Значит, слово кричали – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее птицы и сказуемое кричали – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: птицы (какие?) ночные - определение, подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: кричали (где?) в лугах - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: ночные птицы, кричали в лугах.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 253.
Прочитайте. Найдите шесть предложений.
Пригрело3 в..сенн... со..нце на л..сной полянк.. нач..л таять снег с пригорка2 по ложбинк.. поб..жал в..сёлый руч..ёк из-под куч.. хвороста выл..з ёж..к зевнул пот..нулся и начал лапкой с к..люч..к сор оч..щ..ть о́ж..л под тёпл..м в..сенн..м солнышк..м огромный мур..вейник хл..поч..т мур..в..и тащ..т в мур..вейник тр..винки и с..сновые иголки.
По Г. Скребицкому
1. Пригрело весеннее солнце.
2. На лесной полянке начал таять снег.
3. С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек.
4. Из-под кучки хвороста вылез ёжик, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать.
5. Ожил под теплым весенним солнышком огромный муравейник.
6. Хлопочут муравьи, тащат в муравейник травинки и сосновые иголки.
Пригрело весеннее (вёсны; прил. ср. р.) солнце (непроизн. согл.).
На лесной (лес) полянке (сущ. 1 скл.) начал (нача́ть, значит, I спр.) таять снег.
С пригорка по ложбинке (сущ. 1 скл.) побежал (бег) веселый (ве́село) ручеек (руче́й).
Из-под кучки (правописание чк/чн; сущ. 1 скл.) хвороста вылез (вылезать, значит, I спр.) ёжик (правописание жи-ши), зевнул, потянулся (тя́нется) и начал (нача́ть, значит, I спр.) лапкой с колючек (ко́лется) сор очищать (чи́сто; правописание ча-ща). (запятые разделяют однородные сказуемые)
Ожил (правописание жи-ши) под теплым (прил. м. р.) весенним (вёсны; прил. м. р.) солнышком (сущ. в Т. п.) огромный муравейник (сл. сл.).
Хлопочут (хло́поты; хлопотать, значит, I спр.) муравьи, тащат (тащить, значит, II спр.) в муравейник травинки (тра́вы) и сосновые (со́сны) иголки. (запятая разделяет однородные сказуемые)
Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек. Из-под кучки хвороста вылез ёжик, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Ожил под теплым весенним солнышком огромный муравейник. Хлопочут муравьи и тащат в муравейник травинки и сосновые иголки.
Перед нами текст, потому что предложения объединены одной темой, общей мыслью и написаны в одном стиле.
Название: «Начало весны».
Разбор слова по составу:
Пригорка
Разбор слова как части речи:
Пригрело – гл., что сделало? н. ф. – пригреть, I спр., в прош. вр., в ср. р., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Разбор предложения по членам предложения
1. Прочитайте предложение.
В кустах акации журчал говорливый ручеёк.
2. Найдите подлежащее: слово.ю которое обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подчеркните подлежащее одной чертой.
В кустах акации журчал говорливый ручеёк.
3. Найдите сказуемое: слово, которое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? (или другой вопрос к слову, обозначающему действие предмета). Подчеркните сказуемое двумя чертами.
В кустах акации журчал говорливый ручеёк.
4. Сделайте вывод: какие слова составляют основу предложения? Назовите главные члены предложения.
Журчал ручеёк.
5. Найдите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее (или сказуемое, или другой второстепенный член предложения). Поставьте к нему вопрос от слова, с которым этот второстепенный член предложения связан по смыслу. Обозначьте связь слов стрелками.
6. Сделайте вывод: сколько в предложении словосочетаний? Назовите словосочетания.
Говорливый ручеёк, журчал в кустах, в кустах акации.
Характеристика предложения
Предложение В кустах акации журчал говорливый ручеёк по цели высказывания последовательное, по интонации невосклицательное; простое, распространённое.
Напишите свой комментарий внизу страницы.