Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 121

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 121

Повторение

Язык и речь

Номер 254.

Вспомните, какой способ общения между людьми является самым главным. Какие формы речи вы знаете? Для чего человеку нужна устная речь? Письменная речь? Внутренняя речь? Как по-другому называют речь одного человека и разговор двух людей?

Ответ:

    Самым главным способом общения между людьми является речь. Ее мы используем, когда говорим и слышим — тогда она устная, а когда ее пишем или читаем — то она письменная. Есть еще и внутренняя речь — речь адресованная к самому говорящему, т. е. то, что он говорит сам себе, про себя.
    Речь одного человека называется монологом, потому что моно — значит, один.
    Речь двух людей — диалог, потому что диа — значит, два.

Номер 255.

Прочитайте.

    Язык как хранилище, в котором находится бесценный2 клад1: все звуки речи, все «кубики-морфемы», из которых строятся слова, все интонации, с которым мы произносим слова, и правила, по которым слова соединяются друг с другом. А когда человек берёт из хранилища3 всё нужное, чтобы говорить, получается речь1.

С. Бондаренко, Г. Граник

  • Как вы поняли высказывание о языке и речи?
  • Какое значение в речи имеет язык? Порассуждайте: что появилось раньше — язык или речь?
Ответ:

    Язык — инструмент для говорящего, а речь — это умелое использование этого инструмента. Но использовать язык нужно с умом, ведь иначе он может стать настоящим оружием в руках говорящего. Использованный же грамотно, язык помогает доносить мысль, сообщать информацию.

    Речь — это использование языка, значит, что раньше появился язык, ведь только грамотное его использование позволяет превращать отдельные единицы, конструкции в мысль, а, следовательно, речь.

Разбор слова по составу:
Бесценный — прил.

Разбор слова как части речи:
Хранилища — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «чего?». Н. ф. — хранилище. Нариц., неодуш., ср. р., 2 скл., в Р. п., ед. ч. В предложении является второстепенным членом.

Фонетический разбор:
Клад [клат] — 1 слог.
к — [к] — согл., глух. парн., тв. парн.
л — [л] — согл., зв. непарн., тв. парн.
а — [а] — гласн., ударн.
д — [т] — согл., глух. парн., тв. парн.


4 б., 4 зв.

Речь [р’эч’] — 1 слог.
р — [р’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
е — [э] — гласн., ударн.
ч — [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ь — [-] — не обозначает звука


4 б., 3 зв.

Номер 256.

Прочитайте. Из какой былины этот отрывок?

    Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
    — Отпустите м..ня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служ..ть Рус.. родной верой-правдой, береч.. землю Ру...кую от недругов-ворогов.
    Гов..рит старый Илья Тимофеевич:
    — Я на добрые дела благословляю т..бя, а на худые м..его благословения нет. Защ..щ..й нашу землю Ру...кую не для зол..та, не из корыст.., а для чест.., для богатырской славушк.. .

Ответ:

Данный отрывок из былины «Илья-Муромец».

  • Каковы тема и главная мысль диалога? Как речь характеризует Илью и его отца?
  • Найдите слова, которые в нашей речи вышли из употребления. Что они обозначают?
  • Спишите речь любого из участников диалога, вставляя пропущенные буквы.
Ответ:

Тема текста: благословение сына Илья Муромца отцом Ильей Тимофеевичем.
Главная мысль: только на добрые дела благословение ты получишь, а плохие совершишь — так против наказа родителя пойдешь.

Слова, которые вышли из употребления:
Снарядился — собрался в путь, собрав вооружение
Батюшка — отец
Матушка — мама
Стольный — столичный
Град — город
Недруги — враги
Благословение — позволение, добро
Корысть — выгода.

    Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
    — Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю Русскую от недругов-ворогов.
    Говорит старый Илья Тимофеевич:
    — Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые моего благословения нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести3, для богатырской славушки.

Разбор слова как части речи:
Для чести — сущ., обозначает предмет, отвечает на вопрос «для чего?». Н. ф. — честь. Нариц., неодуш., ж. р., 3 скл., в Р. п., ед. ч. В предложении является второстепенным членом.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 121

Номер 251.

Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

    1. С з..ри кукушка за рекою куку..т звучно вд..л..ке. 2. Пискнула и села на подоконник птичка. 3. Дождь и мгла холодн..м дымом лес туман..т. 4. На со..нце светлая река трепещ..т радос..но, см..ётся.
По И. Бунину

Ответ:

    1. С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке. 2. Пискнула и села на подоконник птичка. 3. Дождь и мгла холодным дымом лес туманят. 4. На солнце светлая река трепещет радостно, смеётся.

  • Найдите и прочитайте предложения с однородными членами. Как связаны между собой однородные члены предложения? Подчеркните в этих предложениях главные члены.
Ответ:

Пискнула и села на подоконник птичка. – однородные сказуемые, соединены союзом «и».
Дождь и мгла холодным дымом лес туманят. – однородные подлежащие, соединены союзом «и».
На солнце светлая река трепещет радостно, смеётся. – однородные сказуемые, соединены перечислительной интонацией через запятую.

Номер 252.

Прочитайте.

    1. Мы3 вышли на берег озера. 2. В лугах кричали ночные птицы.4 3. За озером шел небольшой дождь. 4. Широкая3 радуга3 стояла над лесом. 5. Кучевые облака громоздились в небе.
По К. Паустовскому

  • Разберите любое предложение устно и письменно по членам предложения (см. Памятку 3, с. 142).
Ответ:

Устно:
1. Прочитаю предложение.
Широкая радуга стояла над лесом.
2. Найду подлежащее. В предложении говорится о радуге. Что? – радуга, это подлежащее. Подчеркнём его одной чертой.
Широкая радуга стояла над лесом.
3. Найду сказуемое. Что известно о радуге? Она стояла – это сказуемое. Подчеркнём его двумя чертами.
Широкая радуга стояла над лесом.
4. Сделаем вывод: подлежащее – радуга, сказуемое – стояла.
Широкая радуга стояла над лесом.
5. Найдём второстепенные члены предложения.
Радуга (какая?) широкая – определение, поясняет подлежащее.
Стояла (где?) над лесом – обстоятельство, поясняет сказуемое.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 252, страница 121

6. В предложении два словосочетания: широкая радуга, стояла над лесом.

Предложение Широкая радуга стояла над лесом по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное; простое, распространённое.

Письменно:
Широкая радуга стояла над лесом. (повеств., невосклиц., прост., распростр.)

Разбор слова как части речи:
Мы – личное мест., н. ф. – я, 1-го л., в мн. ч., в И. п., подл.

Широкая (радуга) – прил., какая?, н. ф. – широкий, ж. р., в И. п., в ед. ч., вт. чл. (определение)

Радуга – сущ., что?, н. ф. – радуга, нариц., неодуш., ж. р., 1-го скл., в И. п., в ед. ч., гл. чл. (подлежащее)

Синтаксический разбор
В лугах кричали ночные птицы.4.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 31
Синтаксический разбор:

В лугах кричали ночные птицы.4.

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О птицах) В предложении слово птицы отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о птицах? (кричали) Слово кричали отвечает на вопрос что делали? (птицы (что делали?) кричали) Значит, слово кричали – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее птицы и сказуемое кричали – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: птицы (какие?) ночные - определение, подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: кричали (где?) в лугах - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: ночные птицы, кричали в лугах.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 31

Номер 253.

Прочитайте. Найдите шесть предложений.

    Пригрело3 в..сенн... со..нце на л..сной полянк.. нач..л таять снег с пригорка2 по ложбинк.. поб..жал в..сёлый руч..ёк из-под куч.. хвороста выл..з ёж..к зевнул пот..нулся и начал лапкой с к..люч..к сор оч..щ..ть о́ж..л под тёпл..м в..сенн..м солнышк..м огромный мур..вейник хл..поч..т мур..в..и тащ..т в мур..вейник тр..винки и с..сновые иголки.
По Г. Скребицкому

Ответ:

1. Пригрело весеннее солнце.
2. На лесной полянке начал таять снег.
3. С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек.
4. Из-под кучки хвороста вылез ёжик, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать.
5. Ожил под теплым весенним солнышком огромный муравейник.
6. Хлопочут муравьи, тащат в муравейник травинки и сосновые иголки.

  • Объясните написание пропущенных орфограмм и расстановку знаков препинания в предложениях.
  • Запишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы, правильно обозначая начало и конец предложений и ставя, где нужно, запятые. Проверьте себя.
  • Докажите, что вы записали текст. Подберите к нему название.
Ответ:

Пригрело весеннее (вёсны; прил. ср. р.) солнце (непроизн. согл.).
На лесной (лес) полянке (сущ. 1 скл.) начал (нача́ть, значит, I спр.) таять снег.
С пригорка по ложбинке (сущ. 1 скл.) побежал (бег) веселый (ве́село) ручеек (руче́й).
Из-под кучки (правописание чк/чн; сущ. 1 скл.) хвороста вылез (вылезать, значит, I спр.) ёжик (правописание жи-ши), зевнул, потянулся (тя́нется) и начал (нача́ть, значит, I спр.) лапкой с колючек (ко́лется) сор очищать (чи́сто; правописание ча-ща). (запятые разделяют однородные сказуемые)
Ожил (правописание жи-ши) под теплым (прил. м. р.) весенним (вёсны; прил. м. р.) солнышком (сущ. в Т. п.) огромный муравейник (сл. сл.).
Хлопочут (хло́поты; хлопотать, значит, I спр.) муравьи, тащат (тащить, значит, II спр.) в муравейник травинки (тра́вы) и сосновые (со́сны) иголки. (запятая разделяет однородные сказуемые)

    Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. С пригорка по ложбинке побежал веселый ручеек. Из-под кучки хвороста вылез ёжик, зевнул, потянулся и начал лапкой с колючек сор очищать. Ожил под теплым весенним солнышком огромный муравейник. Хлопочут муравьи и тащат в муравейник травинки и сосновые иголки.

Перед нами текст, потому что предложения объединены одной темой, общей мыслью и написаны в одном стиле.
Название: «Начало весны».

Разбор слова по составу:
Пригорка

Разбор слова как части речи:
Пригрело – гл., что сделало? н. ф. – пригреть, I спр., в прош. вр., в ср. р., в 3-м л., в ед. ч., сказ.

Памятка 3 (с. 142).

Разбор предложения по членам предложения
    1. Прочитайте предложение.
    В кустах акации журчал говорливый ручеёк.
    2. Найдите подлежащее: слово.ю которое обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? или что? Подчеркните подлежащее одной чертой.
    В кустах акации журчал говорливый ручеёк.
    3. Найдите сказуемое: слово, которое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? (или другой вопрос к слову, обозначающему действие предмета). Подчеркните сказуемое двумя чертами.
    В кустах акации журчал говорливый ручеёк.
    4. Сделайте вывод: какие слова составляют основу предложения? Назовите главные члены предложения.
    Журчал ручеёк.
    5. Найдите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее (или сказуемое, или другой второстепенный член предложения). Поставьте к нему вопрос от слова, с которым этот второстепенный член предложения связан по смыслу. Обозначьте связь слов стрелками.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 252, страница 121

    6. Сделайте вывод: сколько в предложении словосочетаний? Назовите словосочетания.     Говорливый ручеёк, журчал в кустах, в кустах акации.

Характеристика предложения

    Предложение В кустах акации журчал говорливый ручеёк по цели высказывания последовательное, по интонации невосклицательное; простое, распространённое.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх