Номер 245.
Рассмотрите схемы слов.
ывают — наст. вр., 3 лицо, мн. ч., I спр. Выкладывают.
ишь — буд. вр., 2 лицо, ед. ч., II спр. Попросишь.
али — прош. вр., 3 л., мн. ч. Прослушали.
нула — прош. вр., 3 л., ед. ч., ж. р. Скрипнула.
ит — наст. вр., 3 лицо, ед. ч., II спр, м.р, ж.р. или ср.р. Кричит.
еет — наст. вр., 3 лицо, ед. ч., I спр. Белеет.
Номер 246.
Прочитайте вопросы, ответы на которые вы найдёте в энциклопедии для любознательных «Почемучка».
Как называется звезда, которую видно днём? Почему Луна не падает на Землю? Где ночует солнышко? Почему говорят: «Вода и камень точит»? За что белого медведя вписали в Красную книгу? Кто раскрасил радугу?
А. Дитрих, Г. Юрмин
Глаголы: называется, не падает, ночует, говорят, точит, вписали, раскрасил.
Называется — глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? Начальная форма – называться. Первое спряжение. Глагол употреблен в настоящем времени, в 3 лице, в единственном числе. В предложении является сказуемым.
Называется — гл., что делает? н. ф. — называться, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Звезда, которую видно днём
Солнце — огромный, раскаленный огненный шар, который на огромной скорости летит в космосе — это та звезда, которую видно днём. Тепло, которое оно дарит нам, дает жизнь, а свет, позволяет видеть. Мы дышим, благодаря ему, ведь в листьях растений на свету в зеленых клетках образуется кислород. Существует теория, что стоит солнцу потухнуть, как жизнь остановится за 6 секунд. Вот насколько велика роль солнца.
Разбор слова по составу:
Падает — глаг., обозначает действие, отвечает на вопрос «что делает?». Н. ф. — падать. I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч. В предложении является сказуемым.
Номер 247.
Прочитайте.
В тундре летом семь погод на день: се..т, ве..т, ду..т, студ..т, моч..т, гре..т, суш..т. Приползёт туча, и накро..т тундру холодная тень. Вторая дождиком смоч..т. Третья иссеч..т ледяной крупой или снегом присыпл..т. То нахлын..т с моря туман, то ветер туман разгон..т. И снова чистые дали и яркое солнце.
Н. Сладков
Разбор слова по составу:
Дождиком — сущ.
Разбор слова по составу:
Присыплет — глаг., обозначает действие, отвечает на вопрос «что сделает?». Н. ф. — присыпать. I спр., в буд. вр., в 3-м л., в ед. ч. В предложении является сказуемым.
Разбор глагола
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределённая форма).
3. Спряжение.
4. Время. Лицо и число — для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число — для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят — гл., что делают?, н. ф. — лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.
Номер 1.
Подготовьте сообщение на тему «Какую роль выполняет глагол в нашей речи?».
Ответ: Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол – одна из самостоятельных частей речи, которая в предложении выполняет функцию сказуемого.
Глаголы могут обозначать действия движения (прибежать, приехать, накрывать), звуков (мяукать, смеяться, выть), мыслей (думать, мечтать), эмоций и состояний (болеть, грустить, отчаиваться).
Глаголы помогают не только выражать какие–то действия предметов, но и рассказывать истории. По их присутствию в тексте даже можно понять, к какому типу он относится, ведь только в тексте повествования глаголы будут преобладать над другими частями речи, потому что они «рассказывают» историю.
Некоторые глаголы могут помочь представить, увидеть, услышать предметы и явления, о которых говориться в тексте. Поэтому их роль в пейзажных зарисовках – создавать атмосферу того явления, о котором рассказывает автор.
Если говорить о грамматических признаках глаголов, то у глаголов есть время: настоящее (что делает?), будущее (что будет делать?) и прошедшее (что делал?). А есть еще и неопределенная форма – форма, в которой по вопросу глагола нельзя сказать, кто именно выполняет действие, действие просто выполняется. Вопросы глаголов в неопределенной форме могут быть: что делать? и что сделать? Из-за того, что видов глаголов тоже существует два: совершенный и несовершенный. Глаголы неопределенной формы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? глаголы неопределенной формы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?
Глаголы также имеют спряжение: I и II. Спряжение – изменение глаголов по лицам и числам. Глаголы I спряжения имеют окончания: -у, -ем, -ешь, -ете, -ет, -ут. Глаголы II спряжения имеют окончания: -ю, -им, -ишь, -ите, -ит, -ят.
Определяют лицо и число глагола по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.
Спряжение глагола определяется немного иначе:
Ко II спряжению относятся:
1. Глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить, то есть, имеют суффикс -и-.
2. Глаголы-исключения: (гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть).
К I спряжению относятся:
1. Глаголы, которые оканчиваются на -ать, -еть, -оть, -уть.
2. Глаголы-исключения: брить и стелить.
Безударное личное окончание глагола – орфограмма, поэтому необходимо знать и помнить алгоритм, как правильно написать такое окончание.
Наконец, существуют возвратные глаголы – глаголы, которые указывают действия, направленные на себя, т. е. говорящего. Признаком возвратности является суффикс -ся, -сь.
Номер 2.
Прочитайте. Расположите глаголы-синонимы по степени усиления действия.
а) тру́сить, страши́ться, боя́ться;
б) пыла́ть, горе́ть, пламене́ть.
а) страшиться, трусить, бояться;
б) пламенеть, гореть, пылать.
Номер 3.
Выпишите из орфоэпического словаря учебника глаголы в неопределённой форме, обозначьте в них ударение. Образуйте от любого глагола все формы времени.
Ответ:Баловать, баловаться
Брать
Дать
Запломбировать
Клеить
Облегчить
Повторить
Позвонить
Положить
Понять
Премировать
Углубить
Образую все формы времени: понять – понял (прош. вр.) – понимает (наст. вр.) – поймет (буд. вр.).
Номер 4.
Скажите, в чем сходство и различие в грамматических признаках глаголов, употребленных в данной загадке.
Тронешь пальцем – гладко,
а откусишь – сладко. (Яблоко)
Номер 5.
Прочитайте. Допишите окончания глаголов, употреблённых в форме 2-го лица единственного числа. Над глаголами укажите спряжение.
(Ты) кле..., рису..., ход..., смотр..., дремл..., стро..., дыш..., увид..., реж..., услыш..., помн..., вяж..., напиш..., умыва...ся.
Ответ:Клеишь – н. ф. «клеить», значит, II спр.
Рисуешь – н. ф. «рисовать», значит, I спр.
Ходишь – н. ф. «ходить», значит, II спр.
Смотришь – н. ф. «смотреть», глагол–исключение, II спр.
Дремлешь – н. ф. «дремать», значит, I спр.
Строишь – н. ф. «строить», значит, II спр.
Дышишь – н. ф. «дышать», глагол-исключение, II спр.
Увидишь – н. ф. «увидеть», глагол-исключение, II спр.
Режешь – н. ф. «резать», значит, I спр.
Услышишь – н. ф. «услышать», глагол-исключение, II спр.
Помнишь – н. ф. «помнить», значит, II спр.
Вяжешь – н. ф. «вязать», значит, I спр.
Напишешь – н. ф. «написать», значит, I спр.
Умываешься – н. ф. «умываться», значит, I спр.
Номер 6.
Прочитайте пословицы. Объясните, в каких глаголах пропущено буквосочетание -тся, а в каких -ться.
1. Что летом роди..., то зимой пригоди... .
2. Кто любит труди..., тому без дела не сиди... .
3. Нужно наклони..., чтобы из ручья воды напи... .
Буквосочетание -тся пишется, когда в вопросе к глаголу нет мягкого знака, а -ться – когда мягкий знак в вопросе есть.
1. Что летом родится (что сделает?), то зимой пригодится (что сделает?).
2. Кто любит трудиться (что делать?), тому без дела не сидится (что делается?).
3. Нужно наклониться (что сделать?), чтобы из ручья воды напиться (что сделать?).
1. Что летом родится, то зимой пригодится.
2. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
3. Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
Номер 7.
Прочитайте. Письменно разберите любой глагол из пословиц по составу и как часть речи.
Напишешь пером, не вырубишь и топором.
Ответ:Напишешь – глаг., что сделаешь?, н. ф. – написать. I спр., в буд. вр., в 2-м л., в ед. ч., сказ.
Напишите свой комментарий внизу страницы.