Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 112
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 236.
Прочитайте.
Обл..ко (проплыть). С..рень (цв..сти). Такси (под..ехать). П..м..доры (покр..снеть). К..ртоф..ль (св..риться). С..м..лёт (взл..теть). Пш..ница (поспеть). Мыш.. (проб..жать).Т..л..фон (зазв..нить). Рад..о (заг..в..рить).
- Запишите предложения без скобок, ставя глаголы в форму прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Выделите в глаголах окончания.
- Распространите любое предложение второстепенным членами. Запишите составленное предложение.
Облако проплыло. Сирень цвела. Такси подъехало. Помидоры покраснели. Картофель сварил ся. Самолёт взлетел . Пшеница поспела. Мышь пробежала. Телефон зазвонил . Радио заговорило.
Сирень цвела долгие недели, источая тонкий, приятный аромат.
Помидоры покраснели очень рано.
Картофель сварился прямо к ужину.
Телефон зазвонил поздно ночью.
Номер 237.
Прочитайте.
Ты меня заобижала,
А скажи — зачем?
Леденец в руке зажала,
Я же весь не съем!
Я просил совсем чуточек,
Крошечку просил.
Осторожно уголочек
Я бы откусил...
И. Токмакова
- О чем эти строки? Какое чувство у вас возникло?
- Найдите глаголы. Какой из них чаще употребляется в разговорной речи? А как будет звучать этот глагол в литературной речи?
- Выпишите глаголы, которые в единственном числе могут изменяться по родам. Укажите их род.
Эти строки о жадности и обиде. Я почувствовал, что герой стихотворения обижен.
Глаголы: заобижала, зажала, съем, просил, откусил.
В разговорной речи: заобижала, а в литературной — обидела.
Заобижала (ж. р.), зажала (ж. р.), просил (м. р.), откусил (м. р.).
Разбор слова как части речи:
Меня — мест., обозначает действующее лицо, отвечает на вопрос «кого?». Н. ф. — я. В ед. ч., 1-м л., в В. п. В предложении является второстепенным членом.
Номер 238.
Проведите опыт! Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и в единственном числе — по родам. А изменяются ли они по лицам и числам? Попробуйте изменить глагол шёл по лицам и числам. Получилось? Сделайте вывод, как изменяются глаголы в прошедшем времени.
Ответ:Я шел
Мы шли
Ты шел
Вы шли
Он шел
Она шла
Оно шло
Они шли
Таким образом, глаголы прошедшего времени изменяются по лицам и числам.
Номер 230.
Рассмотрите схемы слов.
- Скажите, что можно узнать о слове по данным значимым частям. К какой части речи относится каждое слово? Каковы его грамматические признаки (время, лицо, число, спряжение, род)?
- Подберите слова, которые соответствуют данным схемам, и запишите их. Проверьте себя.
ывают — наст. вр., 3 лицо, мн. ч., I спр. Задумывают.
ишь — буд. вр., 2 лицо, ед. ч., II спр. Попросишь.
али — прош. вр., мн. ч. Прослушали.
нула — прош. вр., ед. ч., ж. р. Скрипнула.
ит — наст. вр., 3 лицо, ед. ч., II спр. Кричит.
еет — наст. вр., 3 лицо, ед. ч., I спр. Белеет.
Номер 231.
Прочитайте вопросы, ответы на которые вы найдёте в энциклопедии для любознательных «Почемучка».
Как называется звезда, которую видно днём? Почему Луна не падает3 на Землю? Где ночует солнышко? Почему говорят: «Вода и камень точит»? За что белого медведя вписали в Красную книгу?
А. Дитрих, Г. Юрмин
- Выпишите глаголы. Устно и письменно разберите любой глагол как часть речи (см. Памятку 4, с. 144–145).
- На какой вопрос вы знаете ответ? Составьте свой текст-рассуждение на эту тему.
Глаголы: называется, не падает, ночует, говорят, точит, вписали, раскрасил.
Называется – глагол, обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делает? Начальная форма – называться. Первое спряжение. Глагол употреблен в настоящем времени, в 3 лице, в единственном числе. В предложении является сказуемым.
Называется – гл., что делает? н. ф. – называться, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Звезда, которую видно днем
Солнце – огромный, раскаленный огненный шар, который на огромной скорости летит в космосе – это та звезда, которую видно днем. Тепло, которое оно дарит нам, дает жизнь, а свет, позволяет видеть. Мы дышим благодаря ему, ведь в листьях растений на свету в зеленых клетках образуется кислород. Существует теория, что стоит солнцу потухнуть, как жизнь остановится за 6 секунд. Вот насколько велика роль солнца.
Разбор слова как части речи:
Падает – гл., что делает? н. ф. – падать, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Номер 232.
Прочитайте. Определите тему текста.
В тундре летом семь погод на день: се..т3, ве..т, ду..т, студ..т, моч..т, гре..т, суш..т. Приползёт2 туча, и накро..т тундру холодная тень. Вторая дождиком2 смоч..т. Третья иссеч..т ледяной2 крупой или снегом присыпл..т3. То нахлын..т с моря туман, то ветер туман разгон..т. И снова чистые дали и яркое солнце.
Н. Сладков
Тема: погода в тундре.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы в личные окончания глаголов. Укажите над глаголами спряжение.
- Проверьте друг у друга правильность выполненных заданий.
Разбор слова как части речи:
Сеет – гл., что делает? н. ф. – сеять, I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Присыплет – гл., что сделает? н. ф. – присыпать, I спр., в буд. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Разбор слова по составу:
Приползёт,
дождиком,
ледяной.
Разбор глагола
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределённая форма).
3. Спряжение.
4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число — для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят – гл., что делают?, н. ф. – лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ. p>
Напишите свой комментарий.