Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 111
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 233.
Прочитайте строки из стихотворения «Моя весна».
Всё загудело, всё блеснуло,
Так стало шумно и светло!
В лазури облако блеснуло,
Как лебединое крыло.
В. Набоков
- Скажите, какой частью речи являются слова, в которых выделена буква о. Объясните. Укажите над ними часть речи.
- Какой значимой частью слова является выделенная в словах часть: окончанием или суффиксом?.
- Спишите. Выделите родовые окончания глаголов.
Что сделало? — загудело, блеснуло, стало (родовые окончания глаголов); как? - шумно, светло (суффиксы), что? - облако, крыло (родовые окончания существительных).
Разбор слова по составу:
Загудело — глаг.
Разбор слова как части речи:
Блеснуло — глаг., обозначает действие, отвечает на вопрос «что сделало?». Н. ф. — блеснуть. I спр., в прош. вр., в ср. р., в ед. ч. В предложении является сказуемым.
Номер 234.
Прочитайте скороговорки.
1. Мышка сушек насушил.., мышка мышек пригласил.., мышки сушки кушать стал.., зубы сразу все сломал.. .
2. Лариса у Бориса нарвал.. барбариса и компот из барбариса наварил.. для Бориса.
- Спишите скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов.
- Найдите глаголы, состоящие из таких значимых частей: ил . Выделите в них значимые части.
- Проверьте, умеете ли вы быстро, правильно, чётко и ясно произносить эти скороговорки.
1. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.
2. Лариса у Бориса нарвала барбариса и компот из барбариса наварила для Бориса.
1. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.
2. Лариса у Бориса нарвала барбариса и компот из барбариса наварила для Бориса.
Номер 235.
Прочитайте.
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела...
И. Суриков
- Запишите по памяти. Проверьте себя. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Подберите синонимы к каждому глаголу.
- Укажите над глаголами род, выделите окончания.
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела...
Село — закатилось.
Заалела — зарделась, порозовела.
Разбор слова как части речи:
Далёком — прил., обозначает признак предмета, отвечаем на вопрос «каком?». Н. ф. — далекий. Употреблено с сущ. м. р., П. п., ед. ч. В предложении является второстепенным членом.
Обобщение
Номер 228.
Прочитайте.
Будьте добры ко всем, кто слабей.
Пусть не боится вас воробей.
Согрейте котёнка, погладьте щенка
И мотылька не сгоните с цветка.
Не обижайте и мошкары.
Не забывайте, будьте добры!
Л. Яхнин
- Какова основная мысль этих строк? Определите вид предложений по интонации и цели высказывания.
- Поставьте вопросы к глаголам. Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами? Подчеркните в глаголах изученные орфограммы.
Основная мысль: будьте добры ко всем, кто слабей.
Будьте добры ко всем, кто слабей. (побудит., невосклиц.)
Пусть не боится вас воробей. (побудит., невосклиц.)
Согрейте котёнка, погладьте щенка
И мотылька не сгоните с цветка. (побудит., невосклиц.)
Не обижайте и мошкары. (побудит., невосклиц.)
Не забывайте, будьте добры! (побудит., восклиц.)
Пусть (что делает?) не боится вас воробей.
(что сделайте?) Согрейте котёнка, (что сделайте?) погладьте щенка
И мотылька (что сделаете?) не сгоните с цветка.
(что делайте?) Не обижайте и мошкары.
(что делайте?) Не забывайте, (что делайте?) будьте добры!
Глаголы с частицей НЕ – не боится, не сгоните, не обижайте, не забывайте.
Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно.
Номер 229.
Прочитайте.
Хорошая книжка привыкла к почтению.4
И тот получает пятёрку по чтению,
Кто с детства любитель большой почитать
И книжки, как старших, привык почитать.
Я. Козловский
- Определите основную мысль стихотворения.
- Какие слова произносятся одинаково? А чем они различаются? Определите лексическое значение этих слов.
- Выпишите глаголы в таком порядке: а) глаголы, у которых нельзя определить форму времени и числа; б) глагол, который изменяется по лицам и числам; в) глаголы, которые в единственном числе изменяются по родам.
Основная мысль: нужно любить читать и бережно относиться к книгам.
Почтению – уважению
По чтению – по школьному предмету чтение
Почитать – читать книгу
Почитать – уважать, ценить.
а) почитать, почитать.
б) получает.
в) привыкла, привык.
Хорошая книжка привыкла к почтению.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О книжке). В предложении слово книжка отвечает на вопрос "что?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (привыкла). Слово привыкла отвечает на вопрос - что сделала? книжка (что сделала?) привыкла. Значит, слово привыкла - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее книжка и сказуемое привыкла - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет подлежащее. Книжка (какая?) хорошая - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: привыкла (к чему? к прочтению - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: хорошая книжка, привыкла к почтению.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Напишите свой комментарий.