Номер 224.
Прочитайте загадки.
1. Во..т, свистит, ветки лома..т, пыль поднима..т, всех с ног сбива..т. Слыш..ш.. его, да не вид..ш.. его. (В..т..р)
2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подиви..ся: лишь распуст..т птица хвост — и подним..тся до звёзд. (Р..к..т..)
3. Овсом не корм..т, кнутом не гон..т, а как паш..т – пять плугов тащ..т. (Тр..кт..р)
1. Воет (I спр.), свистит (II спр.), ветки ломает (I спр.), пыль поднимает (I спр.), всех с ног сбивает (I спр.). Слышишь (II спр.) его, да не видишь (II спр.) его. (Ветер)
2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться (II спр.): лишь распустит (II спр.) птица хвост — и поднимется (I спр.) до звёзд. (Ракета)
3. Овсом не кормят (II спр.), кнутом не гонят (II спр.), а как пашет (I спр.) — пять плугов тащит (II спр.). (Трактор)
Разбор слова как части речи:
Ломает – глаг., обозначает действие, отвечает на вопрос «что делает?». Н.ф. – ломать. I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч. В предложении является сказуемым.
Номер 225.
Прочитайте.
Месяц. Туман. Солнце.
Дождик. Трава. Небо.
Звезда. Роса. Заря.
Зеленеть. Синеть. Алеть.
Лить. Белеть. Всходить.
Гаснуть. Сверкать. Светить.
Месяц светит. Туман белеет. Солнце всходит.
Дождик льёт. Трава зеленеет. Небо синеет.
Звезда гаснет. Роса сверкает. Заря алеет.
Фонетический разбор:
Заря [зар’а] – 2 слога.
з – [з] – согл., зв. парн., тв. парн.
а – [а] – гласн., безуд.
р – [р’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
я – [а] – гласн., ударн.
Фонетический разбор:
Алеть [ал’эт’] – 2 слога.
а – [а] – гласн., безуд.
л – [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
е – [э] – гласн., ударн.
т – [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь – [-] – не обозначает звука
Номер 226.
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1. Сам не научишься — никто не научит.
2. Скорую работу не хвалят.
3. Перо пишет, а ум водит.
4. Срубленное дерево не вырастет.
1. Сам не научишься – никто не научит. – чтобы что-то изучить, нужно приложить желание и старание.
2. скорую работу не хвалят. – наскоро выполненная работа обычно плохо получается.
3. Перо пишет, а ум водит. – написанное зависит от мыслей человека, от глубины его знаний.
4. Срубленное дерево не вырастет. – прежде, чем что-то сделать, нужно подумать.
1. Сам не_научишься — никто не_научит.
2. Скорую работу не_хвалят.
3. Перо пишет, а ум водит.
4. Срубленное дерево не_вырастет.
Устный:
1. Хвалят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма – хвалить. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблен в настоящем времени, в 3-м лице, множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: работу (что делают?) не хвалят.
Письменный: глаг., что делают? Н. ф. – хвалить, 2 спр., в наст. вр., в 3-м л., в мн. ч., сказ.
Разбор глагола
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределённая форма).
3. Спряжение.
4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число — для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят — гл., что делают?, н. ф. — лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.
Номер 219.
Прочитайте скороговорки.
1. Мышка сушек насушил.., мышка мышек пригласил.., мышки сушки кушать стал.., зубы сразу все сломал.. .
2. Лариса у Бориса нарвал.. барбари́са и компот из барбариса наварил..3 для Бориса.
1. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.
2. Лариса у Бориса нарвала барбари́са и компот из барбариса наварила для Бориса.
1. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.
2. Лариса у Бориса нарвала барбариса и компот из барбариса наварила для Бориса.
Разбор слова как части речи:
Наварила – гл., что сделала?, н. ф. – наварить, 2 спр., в прош. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Номер 220.
Прочитайте. Составьте из предложений текст. Подберите к нему название.
1. За ним по пятам гнались котята.
2. Из лопухов пулей вылетел рыжий кот.4
3. Кот взбирается выше – котята не отстают.
4. Кот на дерево – котята за ним.
5. Шалуны оставили кота в покое, слезли на землю и как ни в чём не бывало стали возиться на зелёной траве.
6. Кот очутился на самых тонких веточках.
7. А кот сидел на вершине дуба и выл жалким голосом.
По Б. Костину
Кот и котята
Из лопухов пулей вылетел рыжий кот. За ним по пятам гнались котята.
Кот на дерево – котята за ним. Кот взбирается выше – котята не отстают.
Кот очутился на самых тонких веточках. Шалуны оставили кота в покое, слезли на землю и как ни в чём не бывало стали возиться на зелёной траве. А кот сидел на вершине дуба и выл жалким голосом.
По пятам гнались – преследовали.
Пулей вылетел – очень быстро.
Оставили в покое – перестали доставлять неприятности.
Как ни в чем не бывало – на замечая того, что произошло.
Кот и котята
Из лопухов пулей вылетел рыжий кот. За ним по пятам гнались котята.
Кот на дерево – котята за ним. Кот взбирается выше – котята не отстают.
Кот очутился на самых тонких веточках. Шалуны оставили кота в покое, слезли на землю и как ни в чём не бывало стали возиться на зелёной траве. А кот сидел на вершине дуба и выл жалким голосом.
Автор чаще употребляет в тексте глаголы прошедшего времени, потому что событие происходило в прошлом – это свершившаяся история.
Стремительность происходящих действий показывают глаголы гнались, вылетел.
Из лопухов пулей вылетел рыжий кот.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о ком говорится в предложении? (О коте). В предложении слово уот отвечает на вопрос "кто?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (вылетел). Слово вылетел отвечает на вопрос - что сделал? кот (что сделал?) вылетел. Значит, слово вылетел - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее кот и сказуемое вылетел - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет подлежащее. Кот (какой?) рыжий - определение - подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: вылетел (как?) обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой, вылет (откуда?) из лопухов - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: рыжий кот, вылетел пулей, вылетел из лопухов.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Хоте́ть: хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те.
Е́хать: приезжа́й, поезжа́йте, съе́зди, съе́здите. p>
Напишите свой комментарий внизу страницы.