Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 107
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 224.
Прочитайте загадки.
1. Во..т, свистит, ветки лома..т, пыль поднима..т, всех с ног сбива..т. Слыш..ш.. его, да не вид..ш.. его. (В..т..р)
2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подиви..ся: лишь распуст..т птица хвост — и подним..тся до звёзд. (Р..к..т..)
3. Овсом не корм..т, кнутом не гон..т, а как паш..т – пять плугов тащ..т. (Тр..кт..р)
- Спишите две загадки, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение глаголов, выделите их личные окончания.
1. Воет (I спр.), свистит (II спр.), ветки ломает (I спр.), пыль поднимает (I спр.), всех с ног сбивает (I спр.). Слышишь (II спр.) его, да не видишь (II спр.) его. (Ветер)
2. Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться (II спр.): лишь распустит (II спр.) птица хвост — и поднимется (I спр.) до звёзд. (Ракета)
3. Овсом не кормят (II спр.), кнутом не гонят (II спр.), а как пашет (I спр.) — пять плугов тащит (II спр.). (Трактор)
Разбор слова как части речи:
Ломает – глаг., обозначает действие, отвечает на вопрос «что делает?». Н.ф. – ломать. I спр., в наст. вр., в 3-м л., в ед. ч. В предложении является сказуемым.
Номер 225.
Прочитайте.
Месяц. Туман. Солнце.
Дождик. Трава. Небо.
Звезда. Роса. Заря.
Зеленеть. Синеть. Алеть.
Лить. Белеть. Всходить.
Гаснуть. Сверкать. Светить.
- Найдите пары слов, которые могут сочетаться друг с другом по смыслу. Составьте из них нераспространенные предложения, употребляя глаголы в настоящем времени. Запишите.
Месяц светит. Туман белеет. Солнце всходит.
Дождик льёт. Трава зеленеет. Небо синеет.
Звезда гаснет. Роса сверкает. Заря алеет.
Фонетический разбор:
Заря [зар’а] – 2 слога.
з – [з] – согл., зв. парн., тв. парн.
а – [а] – гласн., безуд.
р – [р’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
я – [а] – гласн., ударн.
4 б., 4 зв.
Фонетический разбор:
Алеть [ал’эт’] – 2 слога.
а – [а] – гласн., безуд.
л – [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
е – [э] – гласн., ударн.
т – [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь – [-] – не обозначает звука
5 б., 4 зв.
Номер 226.
Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1. Сам не научишься — никто не научит.
2. Скорую работу не хвалят.
3. Перо пишет, а ум водит.
4. Срубленное дерево не вырастет.
1. Сам не научишься – никто не научит. – чтобы что-то изучить, нужно приложить желание и старание.
2. скорую работу не хвалят. – наскоро выполненная работа обычно плохо получается.
3. Перо пишет, а ум водит. – написанное зависит от мыслей человека, от глубины его знаний.
4. Срубленное дерево не вырастет. – прежде, чем что-то сделать, нужно подумать.
- Спишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Выполните устный и письменный разбор любого глагола как части речи (см. Памятку 1, с. 147).
1. Сам не_научишься — никто не_научит.
2. Скорую работу не_хвалят.
3. Перо пишет, а ум водит.
4. Срубленное дерево не_вырастет.
Устный:
1. Хвалят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма – хвалить. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблен в настоящем времени, в 3-м лице, множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: работу (что делают?) не хвалят.
Письменный: глаг., что делают? Н. ф. – хвалить, 2 спр., в наст. вр., в 3-м л., в мн. ч., сказ.
Разбор глагола
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределённая форма).
3. Спряжение.
4. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число — для глаголов в прошедшем времени.
5. Роль в предложении.
Устный разбор
Летят перелётные птицы.
1. Летят — глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма — лететь. 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: птицы (что делают?) летят.
Образец записи
Летят — гл., что делают?, н. ф. — лететь, II спр., в наст. вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.
Номер 219.
Прочитайте скороговорки.
1. Мышка сушек насушил.., мышка мышек пригласил.., мышки сушки кушать стал.., зубы сразу все сломал.. .
2. Лариса у Бориса нарвал.. барбари́са и компот из барбариса наварил..3 для Бориса.
- Спишите скороговорки, вставляя пропущенные окончания глаголов. Проверьте себя. Подчеркните грамматическую основу во втором предложении.
- Найдите глаголы, состоящие из таких значимых частей: ил . Выделите в них значимые части.
- Проверьте, умеете ли вы быстро, правильно, чётко и ясно произносить эти скороговорки.
1. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.
2. Лариса у Бориса нарвала барбари́са и компот из барбариса наварила для Бориса.
1. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, зубы сразу все сломали.
2. Лариса у Бориса нарвала барбариса и компот из барбариса наварила для Бориса.
Разбор слова как части речи:
Наварила – гл., что сделала?, н. ф. – наварить, 2 спр., в прош. вр., в 3-м л., в ед. ч., сказ.
Номер 220.
Прочитайте. Составьте из предложений текст. Подберите к нему название.
1. За ним по пятам гнались котята.
2. Из лопухов пулей вылетел рыжий кот.4
3. Кот взбирается выше – котята не отстают.
4. Кот на дерево – котята за ним.
5. Шалуны оставили кота в покое, слезли на землю и как ни в чём не бывало стали возиться на зелёной траве.
6. Кот очутился на самых тонких веточках.
7. А кот сидел на вершине дуба и выл жалким голосом.
По Б. Костину
Кот и котята
Из лопухов пулей вылетел рыжий кот. За ним по пятам гнались котята.
Кот на дерево – котята за ним. Кот взбирается выше – котята не отстают.
Кот очутился на самых тонких веточках. Шалуны оставили кота в покое, слезли на землю и как ни в чём не бывало стали возиться на зелёной траве. А кот сидел на вершине дуба и выл жалким голосом.
- Как вы понимаете значение выделенных сочетаний слов?
- Запишите заголовок и составленный текст. Проверьте себя.
- Почему автор чаще употребляет в тексте глаголы прошедшего времени? Какие глаголы показывают стремительность происходящих действий?
По пятам гнались – преследовали.
Пулей вылетел – очень быстро.
Оставили в покое – перестали доставлять неприятности.
Как ни в чем не бывало – на замечая того, что произошло.
Кот и котята
Из лопухов пулей вылетел рыжий кот. За ним по пятам гнались котята.
Кот на дерево – котята за ним. Кот взбирается выше – котята не отстают.
Кот очутился на самых тонких веточках. Шалуны оставили кота в покое, слезли на землю и как ни в чём не бывало стали возиться на зелёной траве. А кот сидел на вершине дуба и выл жалким голосом.
Автор чаще употребляет в тексте глаголы прошедшего времени, потому что событие происходило в прошлом – это свершившаяся история.
Стремительность происходящих действий показывают глаголы гнались, вылетел.
Из лопухов пулей вылетел рыжий кот.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о ком говорится в предложении? (О коте). В предложении слово уот отвечает на вопрос "кто?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (вылетел). Слово вылетел отвечает на вопрос - что сделал? кот (что сделал?) вылетел. Значит, слово вылетел - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее кот и сказуемое вылетел - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет подлежащее. Кот (какой?) рыжий - определение - подчёркиваю волнистой линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: вылетел (как?) обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой, вылет (откуда?) из лопухов - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: рыжий кот, вылетел пулей, вылетел из лопухов.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Хоте́ть: хо́чешь, хо́чет, хоти́м, хоти́те.
Е́хать: приезжа́й, поезжа́йте, съе́зди, съе́здите. p>
Напишите свой комментарий.