Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть ответы – страница 124

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Год: 2019-2023.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 1 часть страница 124. Год 2019

Номер 233.

Прочитайте.

    У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое. Ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. На груди жилет, а на шее белый галстучек. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая.

К. Ушинский.

  • Определите, какой это текст: повествование или описание?
  • Найдите имена существительные в предложном падеже и выпишите словосочетания с этими именами существительными. Подчеркните окончания, укажите склонение.
  • Запишите текст по памяти. Проверьте себя.
Ответ:

Тип текста — описание, так как в нём описывается внешность лисы.

Ушки (на чём?) на макушке (1-е скл.), хвостик (где?) на отлёте (2-е скл.), жилет (на чём?) на груди (3-е скл.), галстучек (на чём?) на шее (1-е скл.).

    У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое. Ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. На груди жилет, а на шее белый галстучек. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая.

Разбор слова по составу

Тёпленькая — прил.

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Номер 234.

Подготовьтесь читать выразительно. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Утёс

Н..чевала тучка з..л..тая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умч..лась рано,
По лазури вес..ло играя.
Но остался влажный след в м..рщине
Старого утёса. Од..ноко
Он стоит, задумался глубоко,
И т..хонько плачет он в пустыне.

М. Лермонтов.

Ответ:

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

  • Какие чувства у вас возникают, когда вы читаете эти строки? Найдите в тексте олицетворения.
  • Сравните имена существительные, имеющие одинаковые окончания. В одном и том же или в разных падежах они употреблены? Объясните правописание окончаний в этих именах существительных.
Ответ:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова вызывает грусть. Очень жаль одинокого утёса, который тихо плачет, вспоминая тучку золотую, подарившую ненадолго ему минуты счастья. Стихотворение М. Лермонтова о том, как тяжело быть одиноким. В тексте можно встретить такие олицетворения: тучка ночевала, на груди утёса, морщина старого утёса, он задумался, утёс плачет.

На груди (3-е скл., П. п.), по лазури (3-е скл., Д. п.); в морщине (1-е скл., П. п.), в пустыне (1-е скл., П. п.).
В именах существительных 3-го склонения (грудь, лазурь) в дательном и предложном падежах одинаковое окончание .
В именах существительных 1-го склонения (морщина, пустыня) в предложном падеже одинаковое окончание .

Русский язык 4 класс - учебник Канакина, Горецкий 1 часть. Cтраница 124. Год 2023

Номер 239.

Прочитайте. Составьте предложения, ставя выделенные слова в нужную падежную форму.

     1. Лето, проводит, начало, осень, птичка, хвойном, маленькая, в, королёк, лес, и.
     2. Она, на, высокой, ель, живёт, вершина.
     3. Строит, кончик, на, королёк, гнёздышко, еловой, ветка.
     4. Свою, поёт, птичка, скромную, круглый, и, тихую, год, песня.
     5. Зимой, встретить, парк, в, на, городском, огород, в, королёк, можно.

По Ф. Остапову.

Ответ:

1. Лето и начало осени маленькая птичка королёк проводит в хвойном лесу.
2. Она живёт на вершине высокой ели.
3. Королёк строит гнёздышко на кончике еловой ветки.
4. Свою скромную и тихую песню птичка поёт круглый год.
5. Зимой королька можно встретить в городском парке, на огороде.

  • Запишите предложения. Объясните, составляют ли предложения текст? Придумайте к тексту заголовок.
  • Укажите склонение и падеж выделенных имён существительных. Выделите их окончания.
  • Объясните правильность написания безударных падежных окончаний имён существительных.
Ответ:

Это текст, так как предложения связаны по смыслу и объединены одной темой о птичке корольке.
Заголовок: «Птичка королёк».

Птичка королёк

     Лето и начало осени (3-е скл., Р. п.) маленькая птичка королёк проводит в хвойном лесу (2-е скл., П. п.). Она живёт на вершине (1-е скл., П. п.) высокой ели (3-е скл., Р. п.). Королёк строит гнёздышко на кончике (2-е скл., П. п.) еловой ветки (1-е скл., Р. п.). Свою скромную и тихую песню (1-е скл., В. п.) птичка поёт круглый год. Зимой королька (2-е скл., В. п.) можно встретить в городском парке (2-е скл., П. п.), на огороде (2-е скл., П. п.).

Номер 240.

Прочитайте. Объясните смысл любой пословицы.

1. Лучше жить1 в теснот.., чем в обид.. . 2. Кошк.. — игрушки, а мышк.. — слёзки. 3. Без букваря3 и грамматик.. не учатся и математик.. . 4. Три вещи проверяются в трёх случаях: стойкость в опасност.., мудрость в гнев.., дружба в нужде. 5. По капельк.. — море, по былинк.. — стог.

Ответ:

Главная мысль пословицы «Без букваря и грамматики не учатся и математике» в том, что для изучения других наук необходимо уметь читать и писать, знать грамматику.

  • Главная мысль пословицы «Без букваря и грамматики не учатся и математике» в том, что для изучения других наук необходимо уметь читать и писать, знать грамматику.
  • Спишите, вставляя пропущенные падежные окончания имён существительных. Проверьте себя.
Ответ:

Чтобы правильно написать безударное окончание имен существительных, я определил их склонение и падеж и вспомнил, какое окончание нужно написать.
1. Лучше жить в тесноте (1-е скл., П. п.), чем в обиде (1-е скл., П. п.). 2. Кошке (1-е скл, Д. п.) — игрушки, а мышке (1-е скл., Д. п.) — слёзки. 3. Без букваря и грамматики (1-е скл, Р. п.) не учатся и математике (1-е скл., Д. п.). 4. Три вещи проверяются в трех случаях: стойкость в опасности (3-е скл., П. п.), мудрость в гневе (2-е скл., П. п.), дружба в нужде. 5. По капельке (1-е скл., Д. п.) — море, по былинке (1-е скл., Д. п.) – стог.

Звуко-буквенный разбор:

Жить [жыт᾿] — 1 слог
ж — [ж] — согл., звон. парн., твёрд. непарн.
и — [ы] — глас., ударн.
т — [т᾿] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ь — [-] — звука не обозначает


4 б, 3 зв.

Разбор слова как части речи:

Букваря — сущ. (без чего?), н. ф. — букварь, нариц., неодуш., м. р., 2 скл., в Р. п., в ед. ч., вт. чл.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх