Номер 244.
Прочитайте текст Сергея Михалкова. Спишите его, вставляя пропущенные буквы. Выделенные слова разберите как части речи. Сделайте звуко-буквенный анализ подчёркнутого слова.
Де..ство начинается с любви к матери. Это самое святое чу..ство. Если в тв..ей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Род..не. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удо..ства.
Ответ: Детство начинается с любви к матери. Это самое святое чувство. Если в твоей душе нет его, значит, когда ты станешь взрослым, не будет у тебя ни любви к другу, ни любви к Родине. Всё будет для тебя безразличным, кроме собственного покоя и удобства.
Орфограммы (устно):
детство — парный по звонкости-глухости согласный: дети;
чувство — непроизносимый согласный, словарное слово;
твоей — проверяемый безударный гласный в корне слова: твой;
Родине — гласный в суффиксе;
удобства — парный по звонкости-глухости согласный: удобен.
Разбор слов как частей речи:
Любви — (чего?) сущ., н. ф. — любовь, неодуш., нариц., ж. р., ед. ч., Р. п.
Станешь — (что сделаешь?) глаг., н. ф. — стать, буд. вр., ед. ч.
Звуко-буквенный анализ:
Покоя [пако́й’а] — 3 слога
п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
о [а] — гласный, безударный;
к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
о [о] — гласный, ударный;
я [й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
[а] — гласный, безударный.
Номер 245.
Прочитайте высказывания писателей и поэтов о матери. Запишите их, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выпишите выделенные слова и разберите их как части речи. Объясните постановку запятой во втором предложении.
1. (Без) матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький) 2. Мама, имя твоё я несу через ж..знь как св..тыню. (С. Островой) 3. Любовь к Родине начинается (с)любви (к)матери. (Ю. Яковлев) 4. Д..бро (в)сер..цах и делах детей — это счаст..е матери. Зло — её горе. (В. Сухомлинский) 5. Сер..це матери — неиссякаемый источ..ник чудес. (П. Беранже)
Ответ: 1. Без матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький) 2. Мама, имя твоё я несу через жизнь как святыню. (С. Островой) 3. Любовь к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Яковлев) 4. Добро в сердцах и делах детей — это счастье матери. Зло — её горе. (В. Сухомлинский) 5. Сердце матери — неиссякаемый источник чудес. (П. Беранже)
Орфограммы (устно):
Без матери, с любви, к матери, в сердцах — можно вставить слово, значит это предлоги, пишем раздельно;
жизнь — сочетание ЖИ-ШИ пишем с И;
святыню — проверяемый безударный гласный в корне: свя́тость;
добро — проверяемая безударная гласная в корне: до́брый;
в сердцах, сердце — непроизносимый согласный: сердечко;
счастье — разделительный Ь;
источник — сочетание ЧН пишется без Ь.
Разбор слов как частей речи:
поэта — (кого?) сущ., н. ф. — поэт, нариц., одуш., м. р., ед. ч., Р. п.
несу — (что делаю?) глаг., н. ф. — нести, наст. вр., ед. ч.
жизнь — (что?) сущ., н. ф. — жизнь, нариц, неодуш., ж. р., ед. ч., В. п.
(к) Родине — (к чему?) сущ., н. ф. — Родина, собств., неодуш., ж. р., ед. ч., Д. п.
чудес — (чего?) сущ., н. ф. — чудо, нариц., неодуш., ср. р., мн. ч., Р. п.
Во втором предложении запятая стоит после обращения (Мама, имя твоё я несу через жизнь как святыню).
Номер 246.
Прочитайте и спишите строки из стихотворения Мусы Джалиля.
И стар, и млад приходят к ней с участьем,
Цветы, любовь несут в её жильё.
Стремится родина цветущим счастьем
От горя исцелить её.
Подчеркните главные члены предложения, обозначьте известные вам орфограммы. Выделенные слова выпишите и разберите как части речи.
Ответ:И стар, и млад приходят к ней с участьем,
Цветы, любовь несут в её жильё.
Стремится родина цветущим счастьем
От горя исцелить её.
Орфограммы (устно):
млад — парный по звонкости-глухости согласный: молодость;
участьем — сочетание ЧА-ЩА пишем с А, разделительный Ь;
цветы, цветущим — проверяемый безударный гласный в корне: цвет;
любовь — парный по звонкости-глухости согласный: любви;
несут — проверяемый безударный гласный в корне: нёс;
жильё — сочетание ЖИ-ШИ пишем с И, разделительный Ь;
родина — гласный в суффиксе;
счастьем — сочетание ЧА-ЩА пишем с А, разделительный Ь;
исцелить — проверяемый безударный гласный в корне: це́лый.
Разбор слов как частей речи:
приходят — (что делают?) глаг., н. ф. — приходить, наст. вр., мн. ч.
(к) ней — (к кому?) мест., н. ф. — она, ж. р., ед. ч., Д. п.
(с) участьем — (с чем?) сущ., н. ф. — участье, нариц., неодуш., ср. р., ед. ч., Т. п.
счастьем — (чем?) сущ., н. ф. — счастье, нариц., неодуш., ср. р., ед. ч., Т. п.
Напишите свой комментарий внизу страницы.