Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть - страница 84

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
  • Год: 2021-2023.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 84

Номер 145.

Прочитайте.

1. Волнуется синее море4. 2. Старик жил у синего моря. 3. Корабль плыл по синему морю. 4. Мы увидели синее море. 5. Лебеди летели над синим морем. 6. Дельфины плавали в синем море.

  • Определите падеж имени существительного море в каждом предложении. По падежу имени существительного море определите падеж имени прилагательного синий.
  • Задайте вопрос от имени существительного море к имени прилагательному синий. Выпишите эти словосочетания из каждого предложения вместе с вопросами.
русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 84 номер 145
Ответ:

1. Волнуется синее (что? – И. п.) море. 2. Старик жил у синего (чего? – Р. п.) моря. 3. Корабль плыл по синему (чему? – Д. п.) морю. 4. Мы увидели синее (что? – В. п.) море. 5. Лебеди летели над синим (чем? – Т. п.) морем. 6. Дельфины плавали в синем (чём? – П. п.) море.

Имя прилагательное полностью согласуется с именем существительным, с которым употребляется. Таким образом, слово синий стоит в тех же падежах, что и слово море.

русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 84 номер 145
Синтаксический разбор:

Волнуется синее море.4.

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чем говорится в предложении? (О море). В предложении слово море отвечает на вопрос "что?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (волнуется). Слово волнуется отвечает на вопрос - что делает?. Море (что делает?) волнуется. Значит, слово волнуется - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее море и сказуемое волнуется - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет подлежащее. Море (какое?) синее - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 1 словосочетание: море синее.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 84 номер 145

Номер 146.

Прочитайте. Подготовьтесь написать пословицы под диктовку.

1. Плохая шутка до добра не доведёт4. 2. На чужой стороне и солнце не греет. 3. К большому терпенью придет уменье. 4. На красный цветок и пчела летит. 5. Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Укажите падеж имен прилагательных.
Ответ:

1. (какая? – И. п.) Плохая шутка до добра не доведёт.
2. На (какой? – П. п.) чужой стороне и солнце не греет.
3. К (какому? – Д. п.) большому терпенью придет уменье.
4. На (какой? – В. п.) красный цветок и пчела летит.
5. (какое? – И. п.) Маленькое дело лучше (какого? – Р. п.) большого безделья.

русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 84 номер 145
Синтаксический разбор:

Плохая шутка до добра не доведёт.4.

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чем говорится в предложении? (О шутке). В предложении слово шутка отвечает на вопрос "что?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (шутка). Слово не доведёт отвечает на вопрос - что делает?. шутка (что сделает?) не доведёт. Значит, слово не доведёт - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее шутка и сказуемое не доведёт - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет подлежащее. Шутка (какая?) плохая - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: не доведёт (до чего?) до добра - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: плохая шутка, не доведёт до добра.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 84 номер 145

Номер 147.

Прочитайте выразительно.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране3 далекой?
Что кинул он в краю родном?..
                                М. Лермонтов

  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
  • Запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Определите падеж имен прилагательных.
Ответ:

Первое предложение – повествовательное; восклицательное.
Второе предложение – вопросительное; невосклицательное.
Третье предложение – вопросительное; невосклицательное.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране3 далекой?
Что кинул он в краю родном?..
                                М. Лермонтов

Русский язык 3 класс 2 часть учебник Канакина, Горецкий страница 83, задание 142

Разбор слова как часть речи3:

В стране – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос в чем? Начальная форма – страна. Неодушевлённое, нарицательное, женского рода. Употреблено в форме предложного падежа единственного числа. В предложении является второстепенным членом предложения.

Русский язык 3 класс 2 часть учебник Канакина, Горецкий страница 84

Номер 144.

Прочитайте в учебнике Памятку 4 «Порядок разбора имени прилагательного» (с. 142–143). Обратите внимание, как выполнить устный и письменный разбор имени прилагательного как части речи.

Ответ:

Памятка 4

Порядок разбора имени прилагательного

1. Назовите имя прилагательное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
2. Что обозначает имя прилагательное и на какой вопрос отвечает? К какому имени существительному относится?
3. Назовите начальную форму имени прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода).
4. Определите признаки прилагательного: род (в единственном числе), число, падеж; роль в предложении.

Образец устного разбора

Хвойные деревья стояли в серебристом инее.

Хвойные – это имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? Относится к имени существительному деревья. Начальная форма – хвойный. Употреблено во множественном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее деревья (какие?) хвойные.

Серебристом – имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос каком? Относится к имени существительному (в) инее. Начальная форма – серебристый. Употреблено в мужском роде, единственном числе, в предложном падеже. В предложении является второстепенным членом, поясняет второстепенный член предложения: в инее (каком?) серебристом.

Образец письменного разбора

Хвойные - прил. (какие?). Н. ф. - хвойный. Во мн. ч., в И. п. Втор. чл.
Серебристом - прил. (каком?). Н. ф. - серебристый. В м. р., ед. ч., в П. п. Втор. чл.

Номер 145.

Прочитайте.

1. Дремлет чуткий камыш. 2. Над полями вечерняя зорька горит... 3. Тихо веет теплый ветерок... 4. Зимняя вьюга шумит и гудит. 5. Светлые заливы в камышах блестят... 6. В синем небе плывут над полями облака с золотыми краями.
И.Никитин

  • Разберите любое имя прилагательное как часть речи сначала устно по образцу, затем письменно (см. Памятку "Порядок разбора имени прилагательного", с. 142 - 143).

О б р а з е ц. Чуткий – это имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Относится к имени существительному камыш (чуткий камыш).
Начальная форма – чуткий. Употреблено в мужском роде, в единственно числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом.

Ответ:

Устный разбор:
Тёплый – это имя прилагательное, обозначает признак предмет, отвечает на вопрос какой? Относится к имени существительному ветерок (тёплый ветерок).
Начальная форма – тёплый. Употреблено в мужском роде, в единственном числе, в именительном падеже. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет качество имени существительного.

Письменный разбор:
Тёплый – прил. (какой). Н. ф. – тёплый. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.

Номер 146.

Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Подберите к тексту название.

Он был маленький2, ж..лто-з..леный, с темными в..лнистыми п..лосками по туловищу и синими пятнышками2 у клюва. За яркую в..селую окраску и нежный3 х..х..лок на г..л..ве Оксана назв..ла попугая Петрушей. На птичьем рынке Оксане понравился бойкий3 попугай3.
Н.Михайлова

  • Запишите заголовок и составленный текст, вставляя пропущенные буквы.
  • Объясните, как определить число, род и падеж выделенных имен существительных и имен прилагательных.
Ответ:

«Попугай Петруша»
На птичьем рынке Оксане понравился бойкий попугай. Он был маленький, жёлто-зеленый, с темными волнистыми полосками по туловищу и синими пятнышками у клюва. За яркую веселую окраску и нежный хохолок на голове Оксана назвала попугая Петрушей.

Объясним написание пропущенных букв:
жёлто-зеленый – желтеть; зе́лень;
волнистыми – во́лны;
полосками – по́лосы;
веселую – ве́село;
хохолок – 1. хо́хол; 2. словарное слово;
голове – 1. го́ловы; 2. голо́вка;
назвала – звать.

Чтобы определить род, число и падеж имени прилагательного, нужно определить их у имени существительного, потому что прилагательное всегда согласуется с существительным, с которым связано.

Разбор слова по составу2:

маленький - прил.,
пятнышками - сущ.

Разбор слова как части речи3:

нежный – прил. (какой). Н. ф. – нежный. В м. р., в ед. ч., в В. п. Втор. чл.
бойкий – прил. (какой). Н. ф. – бойкий. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.
попугай – сущ. (кто?). Н. ф. – попугай. Одуш., нариц., м. р., И. п., в ед. ч. Подл.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх