Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть - страница 124

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
  • Год: 2021-2023.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 124

Номер 222.

Прочитайте. Объясните, как вы поняли лексическое значение каждого глагола.

Пос(и, е)дел на траве – пос(и,е)дел от горя; сп(и, е)ши упражнение – сп(е, и)ши быстрее в школу; зап(е, и)вать песню – зап(и, е)вать лекарство водой.

  • Запишите, выбирая из скобок нужную буквы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Ответ:

Посидел – сидел на траве; поседел – волосы побелели от старости;
Спиши – запиши; спеши – быстро делать что-то;
Запевать песню – начинать петь, запивать – водой помогать себе проглотить что-то.

Посидел (си́дя) на траве – поседел (се́денький) от горя; спиши (пи́шут) упражнение – спеши (спе́шка) быстрее в школу; запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство водой.

Правописание НЕ с глаголами

Номер 223.

Прочитайте строки из стихотворения «Мой друг».

Он честен и бесстрашен
На суше и воде –
Товарища и друга
Не бросит он в беде...
            <...>
Он гнёзд не разоряет,
Не курит и не врёт,
Не виснет на подножках2,
Чужого не берёт...
                    С. Михалков

  • Определите тему и главную мысль стихотворения.
  • Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами? Подчеркните частицу не.
  • Составьте устный рассказ о своем друге.
Ответ:

Тема: каким должен быть друг.
Главная мысль: товарищ не бросит в беде, он честен и бесстрашен.

Не бросит, не разоряет, не курит, не врет, не виснет, не берет.

Не с глаголами пишется раздельно.

Мою подругу зовут Даша. С Дашей мы дружим уже сто лет. Учимся вместе, гуляем вместе, проводим время вместе.
Она умеет поддержать, умеет слушать меня и всегда поможет, если что.
Я тоже стараюсь быть хорошим другом, потому что друг – тот, кто всегда рядом, а я хочу быть таким другом.

Разбор слова по составу2:

подножках.

Номер 224.

Прочитайте. Спишите. Объясните смысл данных выражений.

1. Не шути с огнем: обожжешься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.

Ответ:

1. Не шути с огнем: обожжешься. – К вещам, представляющим опасность, нужно относится серьезно.
2. Соловья баснями не кормят. – Говорят, когда нужно прекращать разговоры и садиться за стол есть.
3. Не спеши языком. – Лучше меньше говорить и больше делать.

Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
Не мог, не хотел, не взял.

Русский язык 3 класс 2 часть учебник Канакина, Горецкий страница 124

Номер 223.

Прочитайте. Определите тему стихотворения. Придумайте к нему заголовок.

Висит,                  Не замечают
Скучает               Пуговицы,
Пуговица –         Пока
Спокойно            Не оторвётся.
Ей живется.        Р. Сеф

  • Запишите заголовок и стихотворение. Подчеркните глаголы. Какие звуки вы слышите в глаголах на месте выделенных буквосочетаний?
Ответ:

Тема: маленькая пуговица.
Заголовок: «Незаметная пуговица».

«Незаметная пуговица»
Висит,                  Не замечают
Скучает               Пуговицы,
Пуговица –         Пока
Спокойно            Не оторвётся.
Ей живется.        Р. Сеф

Выделенные буквосочетания -тся произносятся как [ца].

Номер 224.

Прочитайте загадки. Объясните отгадки.

1. Не сердятся, а усами ворочают; не молчат, а слова не скажут; идут, а с места не сдвинутся. (Часы) 2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3. Есть спина, а не лежит, четыре ножки, а не ходит. (Стул)

  • Спишите. Подчеркните глаголы вместе с частицей не.
Ответ:

1. Часы, потому что иногда стрелки часов делают циферблат похожим на сердящееся лицо, часы идут.
2. Язык, потому что он помогает издавать звуки.
3. Стул, потому что у него есть спинка, и есть 4 ножки.

1. Не сердятся, а усами ворочают; не молчат, а слова не скажут; идут, а с места не сдвинутся. (Часы)
2. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
3. Есть спина, а не лежит, четыре ножки, а не ходит. (Стул)

Номер 225.

Прочитайте.

1. Кому велено чирикать, не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать, не чирикайте! (К. Чуковский) 2. А теперь без грамоты пропадёшь, далеко без грамоты не уйдёшь. Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть! (С. Маршак) 3. Ни дома, ни в школе, нигде, никому – не верил упрямый Фома ничему. (С. Михалков)

  • Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.
  • Выпишите глаголы с частицей не.
Ответ:

1. Кому велено чирикать, не мурлыкайте! (побудит., восклиц.) Кому велено мурлыкать, не чирикайте! (побудит., восклиц.)
2. А теперь без грамоты пропадёшь, далеко без грамоты не уйдёшь. (повеств., невосклиц.) Не попить без грамоты, не поесть, на воротах номера не прочесть! (повеств., восклиц.)
3. Ни дома, ни в школе, нигде, никому – не верил упрямый Фома ничему. – (повеств., невосклиц.)

Не мурлыкайте, не чирикайте, не уйдешь, не попить, не поесть, не прочесть, не верил.

Обратите внимание! Звукосочетание [ца] на конце глаголов обозначается на письме буквосочетанием -тся или -ться: (что делает?) учится, (что делать?) учиться.
На конце глагола никогда не пишется буквосочетание -ца.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх