Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть - страница 122

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
  • Год: 2021-2023.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий - 2 часть страница 122

Номер 216.

Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени. Запишите.

                м.р.     ж.р.     ср.р.
Расти – рос, росла, росло; упасть, говорить, поднять, гореть, звенеть, цвести, играть.

  • Выделите окончания глаголов.
Ответ:

Расти – рос   , росла, росло;
Упасть – упал   , упала, упало;
Говорить – говорил   , говорила, говорило;
Поднять – поднял   , подняла, подняло;
Гореть – горел   , горела, горело;
Звенеть – звенел   , звенела, звенело;
Цвести – цвел   , цвела, цвело;
Играть – играл   , играла, играло.

Номер 217.

Прочитайте.

Что-то вдруг загр..хотало!
И огнем заполыхало!
И б..рёза заст..нала
И руками зам..хала!
И осина!.. И сосна!..
Верно, думали, война…
                   Э. Мошковская

  • О чем это стихотворение? Какое настроение вызывают эти строки? Какие слова передают такое настроение? Какое значение внесла глаголы приставка за-?
  • Спишите. Определите род и число глаголов (или только число). Выделите окончания.
Ответ:

Это стихотворение о грозе с громом. Эти строки пугают, а приставка за- вносит в глаголы значение начала действия.

                          ср.р. ед.ч.
Что-то вдруг загрохотало!
                    ср.р. ед.ч.
И огнем заполыхало!
                    ж.р. ед.ч.
И берёза застонала
                    ж.р. ед.ч.
И руками замахала!

И осина!.. И сосна!..
                мн.ч.
Верно, думали, война...

Номер 218.

Найдите в словаре синонимов (с. 154) и антонимов (с. 155) по две пары глаголов. Запишите их сначала в неопределенной форме, а затем в форме прошедшего времени мужского и женского рода единственного числа.

Ответ:

Синонимы:
Лгать – обманывать; лгал, обманывал.
Работать, трудиться; работал, трудился.

Антонимы:
Отвечать – спрашивать; отвечал – спрашивал.
Провожать – встретить; проводил – встретил.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
Жил   , ждал   , взял   , брал    – м.р.
Жила́, ждала́, взяла́, брала́ – ж.р.
Жило, ждало, взяло, брало – ср.р.
Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Русский язык 3 класс 2 часть учебник Канакина, Горецкий страница 122

Номер 218.

Прочитайте. Объясните, как вы поняли лексическое значение каждого глагола.

Пос(и, е)дел на траве – пос(и,е)дел от горя; сп(и, е)ши упражнение – сп(е, и)ши быстрее в школу; зап(е, и)вать песню – зап(и, е)вать лекарство водой.

  • Запишите, выбирая из скобок нужную буквы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.
Ответ:

Посидел – сидел на траве; поседел – волосы побелели от старости;
Спиши – запиши; спеши – быстро делать что-то;
Запевать песню – начинать петь, запивать – водой помогать себе проглотить что-то.

Посидел (си́дя) на траве – поседел (се́денький) от горя; спиши (пи́шут) упражнение – спеши (спе́шка) быстрее в школу; запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство водой.

Правописание НЕ с глаголами

Номер 219.

Прочитайте строки из стихотворения «Мой друг».

Он честен и бесстрашен
На суше и воде –
Товарища и друга
Не бросит он в беде...
            <...>
Он гнёзд не разоряет,
Не курит и не врёт,
Не виснет на подножках2,
Чужого не берёт...
                    С. Михалков

  • Определите тему и главную мысль стихотворения.
  • Выпишите глаголы с частицей не. Как пишется не с глаголами? Подчеркните частицу не.
  • Составьте текст о своем друге. Подготовьтесь его рассказать.
Ответ:

Тема: каким должен быть друг.
Главная мысль: товарищ не бросит в беде, он честен и бесстрашен.

Не бросит, не разоряет, не курит, не врет, не виснет, не берет.

Не с глаголами пишется раздельно.

Мою подругу зовут Даша. С Дашей мы дружим уже сто лет. Учимся вместе, гуляем вместе, проводим время вместе.
Она умеет поддержать, умеет слушать меня и всегда поможет, если что.
Я тоже стараюсь быть хорошим другом, потому что друг – тот, кто всегда рядом, а я хочу быть таким другом.

Разбор слова по составу2:

подножках.

Номер 220.

Прочитайте. Спишите. Объясните смысл данных выражений. Подчеркните частицу не.

1. Не шути с огнем: обожжешься. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Не спеши языком.

Ответ:

1. Не шути с огнем: обожжешься. – К вещам, представляющим опасность, нужно относится серьезно.
2. Соловья баснями не кормят. – Говорят, когда нужно прекращать разговоры и садиться за стол есть.
3. Не спеши языком. – Лучше меньше говорить и больше делать.

Обратите вниманеи! Частица не при глаголе придает высказыванию отрицательный смысл: повтори́л – не повтори́л, звони́л – не звони́л.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх