Номер 219.
Прочитайте.
Картофель (свариться). Молоко (кипеть). Сирень (расцвести). Восток (заалеть). Мышь (пробежать). Такси (подъехать). Ночь (пройти). Месяц (светить). Пальто (висеть). Трактор (работать).
Картофель сварился. Молоко кипело. Сирень расцвела. Восток заалел. Мышь пробежала. Такси подъехало. Ночь прошла. Месяц светил. Пальто висело. Трактор работал.
Номер 220.
Прочитайте. Спишите, вставляя в глаголы пропущенный суффикс -л- и, где нужно, окончания.
Бы.. солнечный июльский2 день. Вдруг солнце померк… . Гряну.. гром. Сверкну.. молния. Гроза бы… недолгая. Туча уш… . Снова засия… над садом солнце4. Запе…разные птички.
М. Пришвин
июльский - прил.
Хорошая книжка привыкла к почтению.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О солнце). В предложении слово солнце отвечает на вопрос "что?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (засияло). Слово засияло отвечает на вопрос - что сделало? солнце (что сделало?) засияло. Значит, слово засияло - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее солнце и сказуемое засияло - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет сказуемое: засияло (над чем?) над садом - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; засияло (как?) снова - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: засияло над садом, засияло снова.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 221.
Прочитайте, образуя от глаголов неопределенной формы глаголы прошедшего времени.
1. Он (разбудить) ёжика. 2. Он (стряхнуть) сухие листья и (посмотреть) по сторонам. 3. Тёплое солнышко (растопить) лёд и снег. 4. Колючий ёжик (выбраться) на лесную полянку. 5. По лесу (побежать) весёлый3 ручеёк3.
1. Он разбудил ёжика.
2. Он стряхнул сухие листья и посмотрел по сторонам.
3. Тёплое солнышко растопило лёд и снег.
4. Колючий ёжик выбрался на лесную полянку.
5. По лесу побежал весёлый ручеёк.
Тёплое солнышко растопило лёд и снег. По лесу побежал весёлый ручеёк. Он разбудил ёжика. Колючий ёжик выбрался на лесную полянку. Он стряхнул сухие листья и посмотрел по сторонам. Звонкая капель играла весеннюю мелодию. Ёжик фыркнул, приветствуя весну, и побежал вперед по тропинке.
Весёлый – имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? Относится к имени существительному ручеёк. Начальная форма – весёлый. Употреблено в единственном числе, именительном падеже, мужском роде. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняющим подлежащее: ручеёк (какой?) весёлый.
Ручеёк – это имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что? Начальная форма – ручеёк. Неодушевлённое, нарицательное, мужского рода. Употреблено в форме именительного падежа единственного числа. В предложении является подлежащим.
Номер 221.
Прочитайте.
Просьба библиотечной книги
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим.
Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид.
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками, а то мне будет стыдно показаться другим. (побудительное)
Не делайте на мне пометок карандашами или чернилами: это испортит мой вид. (побудительное)
Не трогайте, не делайте.
1. Не вырывайте из меня страниц. История будет не полной, если ты заберешь мою часть.
2. Не используй меня не по назначению. Я книга, а не предмет игр и развлечений – башни строить из меня нельзя.
3. Возвращай меня вовремя! Другие тоже хотят узнать мою историю.
Номер 222.
Прочитайте начало каждого побудительного предложения. Закончите предложения так, чтобы в каждом из них содержался совет.
1. Уступай в автобусе место старшим. Не садись на … . 2. Не разжигай костер … . 3. Не переходи улицу … . 4. Не ломай … . 5. Не разоряй … . 6. Не бери … . 7. Не оставляй … . 8. Не откладывай на завтра то, что … .
1. Уступай в автобусе место старшим. Не садись на сиденье, если в автобусе стоит пожилой человек.
2. Не разжигай костер в сухую погоду.
3. Не переходи улицу в неположенном месте.
4. Не ломай ветви деревьев.
5. Не разоряй гнёзда птиц.
6. Не бери чужие вещи.
7. Не оставляй незатушенный костер в лесу.
8. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Не говори о людях у них за спиной!
Говорите правильно!
Был – не́ был, не была́, не́ было, не́ были;
жил – не́ жил, не жила́, не́ жило, не́ жили;
дал – не́ дал, не дала́, не́ дало, не́ дали.
Частица не при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл.
Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
Не мог, не хотел, не взял.
Напишите свой комментарий внизу страницы.