Учебник 2 часть - Страница 121.
Ответы 2022 года.
Номер 214.
Прочитайте.
Солнце грело, всё грело и грело.
Дождик2 падал, гулял ветерок.
И малина взяла да поспела
Точно-точно в положенный срок!
Е. Благинина
дождик
Номер 215.
Прочитайте.
Что делал? Блестел , сиял , сверкал
Что делала? Блестела, сияла, сверкала
Что делало? Блестело, сияло, сверкало
Что сделал? блеснул , засиял , сверкнул
Что сделала? блеснула, засияла, сверкнула
Что сделало? Блеснуло, засияло, сверкнуло
Глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами, потому что имеют близкое значение: (испускать свет).
Каждая пара глаголов отличается тем, что первый глагол обозначает длительное действие, а второй – завершенное.
Что делал? Блестел, сиял, сверкал – прош. вр., ед. ч., м. р.
Что делала? Блестела, сияла, сверкала – прош. вр., ед. ч., ж. р.
Что делало? Блестело, сияло, сверкало – прош. вр., ед. ч., ср. р.
Что сделал? блеснул, засиял, сверкнул – прош. вр., ед. ч., м. р.
Что сделала? блеснула, засияла, сверкнула – прош. вр., ед. ч., ж. р.
Что сделало? Блеснуло, засияло, сверкнуло – прош. вр., ед. ч., ср. р.
Окончание указывает на изменение глаголов по родам.
Что делал? Блестел , сиял , сверкал м. р.
Что делала? Блестела, сияла, сверкала ж. р.
Что делало? Блестело, сияло, сверкало ср. р.
Что сделал? блеснул , засиял , сверкнул м. р.
Что сделала? блеснула, засияла, сверкнула ж. р.
Что сделало? Блеснуло, засияло, сверкнуло ср. р.
Обратите внимание! Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.
Номер 215.
Прочитайте.
Картофель (свариться). Молоко (кипеть). Сирень (расцвести). Восток (заалеть). Мышь (пробежать). Такси (подъехать). Ночь (пройти). Месяц (светить). Пальто (висеть). Трактор (работать).
Картофель сварился. Молоко кипело. Сирень расцвела. Восток заалел. Мышь пробежала. Такси подъехало. Ночь прошла. Месяц светил. Пальто висело. Трактор работал.
Номер 216.
Прочитайте. Спишите, вставляя в глаголы пропущенный суффикс -л- и, где нужно, окончания.
Бы.. солнечный июльский2 день. Вдруг солнце померк… . Гряну.. гром. Сверкну.. молния. Гроза бы… недолгая. Туча уш… . Снова засия… над садом солнце4. Запе…разные птички.
По М. Пришвину
Снова засияло над садом солнце.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О солнце) В предложении слово солнце отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (засияло) Слово засияло отвечает на вопрос что сделало? Значит, это слово – сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее солнце и сказуемое засияло – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: засияло (когда?) снова - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой; засияло (над чем?) над садом - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания: снова засияло, засияло над садом.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 217.
Прочитайте, образуя от глаголов неопределенной формы глаголы прошедшего времени.
1. Он (разбудить) ёжика. 2. Он (стряхнуть) сухие листья и (посмотреть) по сторонам. 3. Тёплое солнышко (растопить) в лесу снег. 4. Колючий ежик (выбраться) на лесную полянку. 5. По лесу (побежать) весёлый3 ручеёк3.
1. Он разбудил ёжика.
2. Он стряхнул сухие листья и посмотрел по сторонам.
3. Тёплое солнышко растопило в лесу снег.
4. Колючий ежик выбрался на лесную полянку.
5. По лесу побежал весёлый ручеёк.
Тёплое солнышко растопило в лесу снег. По лесу побежал весёлый ручеёк. Он разбудил ёжика. Колючий ежик выбрался на лесную полянку. Он стряхнул сухие листья и посмотрел по сторонам. Звонкая капель играла весеннюю мелодию. Ежик фыркнул, приветствуя весну, и побежал вперед по тропинке.
Веселый – прил. (какой?). Н. ф. – веселый. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.
Ручеек – сущ. (что?) Н. ф. – ручеек. Неодуш., нариц., м. р., в И. п., в ед. ч. Подл.
Напишите свой комментарий внизу страницы.