Русский язык 3 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 121
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Род глаголов в прошедшем времени
Номер 214.
Прочитайте.
Солнце грело, всё грело и грело.
Дождик2 падал, гулял ветерок.
И малина взяла да поспела
Точно-точно в положенный срок!
Е. Благинина
- Определите время и число глаголов. Поставьте к каждому глаголу вопрос.
- Определите род каждого глагола в прошедшем времени по роду имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.
- Спишите. Укажите род имен существительных и глаголов. Выделите окончания глаголов.
дождик
Номер 215.
Прочитайте.
Что делал? Блестел , сиял , сверкал
Что делала? Блестела, сияла, сверкала
Что делало? Блестело, сияло, сверкало
Что сделал? блеснул , засиял , сверкнул
Что сделала? блеснула, засияла, сверкнула
Что сделало? Блеснуло, засияло, сверкнуло
- Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул.
- Определите время, число, род глаголов. Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?
- Спишите глаголы, укажите их род, выделите окончания.
Глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами, потому что имеют близкое значение: (испускать свет).
Каждая пара глаголов отличается тем, что первый глагол обозначает длительное действие, а второй – завершенное.
Что делал? Блестел, сиял, сверкал – прош. вр., ед. ч., м. р.
Что делала? Блестела, сияла, сверкала – прош. вр., ед. ч., ж. р.
Что делало? Блестело, сияло, сверкало – прош. вр., ед. ч., ср. р.
Что сделал? блеснул, засиял, сверкнул – прош. вр., ед. ч., м. р.
Что сделала? блеснула, засияла, сверкнула – прош. вр., ед. ч., ж. р.
Что сделало? Блеснуло, засияло, сверкнуло – прош. вр., ед. ч., ср. р.
Окончание указывает на изменение глаголов по родам.
Что делал? Блестел , сиял , сверкал м. р.
Что делала? Блестела, сияла, сверкала ж. р.
Что делало? Блестело, сияло, сверкало ср. р.
Что сделал? блеснул , засиял , сверкнул м. р.
Что сделала? блеснула, засияла, сверкнула ж. р.
Что сделало? Блеснуло, засияло, сверкнуло ср. р.
Обратите внимание! Род глагола в форме прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.
Номер 215.
Прочитайте.
Картофель (свариться). Молоко (кипеть). Сирень (расцвести). Восток (заалеть). Мышь (пробежать). Такси (подъехать). Ночь (пройти). Месяц (светить). Пальто (висеть). Трактор (работать).
- Составьте нераспространенные предложения, образуя от глаголов неопределенной формы глаголы прошедшего времени. Запишите составленные предложения.
- Укажите над глаголами в прошедшем времени род.
Картофель сварился. Молоко кипело. Сирень расцвела. Восток заалел. Мышь пробежала. Такси подъехало. Ночь прошла. Месяц светил. Пальто висело. Трактор работал.
Номер 216.
Прочитайте. Спишите, вставляя в глаголы пропущенный суффикс -л- и, где нужно, окончания.
Бы.. солнечный июльский2 день. Вдруг солнце померк… . Гряну.. гром. Сверкну.. молния. Гроза бы… недолгая. Туча уш… . Снова засия… над садом солнце4. Запе…разные птички.
По М. Пришвину
- Укажите род глаголов в единственном числе. Выделите окончания глаголов.
Снова засияло над садом солнце.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О солнце) В предложении слово солнце отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (засияло) Слово засияло отвечает на вопрос что сделало? Значит, это слово – сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее солнце и сказуемое засияло – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: засияло (когда?) снова – обстоятельство – подчёркиваю пунктирной линией с точкой; засияло (над чем?) над садом – дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания: снова засияло, засияло над садом.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 217.
Прочитайте, образуя от глаголов неопределенной формы глаголы прошедшего времени.
1. Он (разбудить) ёжика. 2. Он (стряхнуть) сухие листья и (посмотреть) по сторонам. 3. Тёплое солнышко (растопить) в лесу снег. 4. Колючий ежик (выбраться) на лесную полянку. 5. По лесу (побежать) весёлый3 ручеёк3.
- Расположите предложения так, чтобы получился текст.
- Запишите составленный текст. Дополните его 1-2 предложениями на эту же тему.
1. Он разбудил ёжика.
2. Он стряхнул сухие листья и посмотрел по сторонам.
3. Тёплое солнышко растопило в лесу снег.
4. Колючий ежик выбрался на лесную полянку.
5. По лесу побежал весёлый ручеёк.
Тёплое солнышко растопило в лесу снег. По лесу побежал весёлый ручеёк. Он разбудил ёжика. Колючий ежик выбрался на лесную полянку. Он стряхнул сухие листья и посмотрел по сторонам. Звонкая капель играла весеннюю мелодию. Ежик фыркнул, приветствуя весну, и побежал вперед по тропинке.
Веселый – прил. (какой?). Н. ф. – веселый. В м. р., в ед. ч., в И. п. Втор. чл.
Ручеек – сущ. (что?) Н. ф. – ручеек. Неодуш., нариц., м. р., в И. п., в ед. ч. Подл.
Напишите свой комментарий.