Номер 169.
Прочитайте.
1. Художник, строитель, доктор, учитель, швея.
2. Учит, шьет, лечит, строит, рисует.
Слова первой группы – имена существительные, потому что они обозначают предмет и отвечают на вопросы кто?что?
Слова второй группы – это глаголы, потому что они обозначают действия и отвечают на вопрос что делать?
Нераспространенные предложения – это предложения, в которых нет второстепенных членов предложения.
Художник рисует, строитель строит, доктор лечит, учитель учит, швея шьет.
Глагол – один из главных членов предложения – сказуемое.
Номер 170.
Прочитайте.
Умелые руки
Покоя не знают4.
Они вышивают,
Строгают, копают.
Умелые руки
Покоя не знают,
Своим трудолюбием
Мир украшают.
Н. Сапаров
Тема: рабочие руки; трудовые руки.
Глаголы обозначают действие и отвечают на вопросы: что делать? что делает?
Не знают, вышивают, строгают, копают, украшают.
К стихотворению подходит пословица: рабочие руки не знают скуки.
гл.
Девочка развешивает чистое бельё.
гл.
Мальчик в синей футболке копает яму.
Синтаксический разбор
Умелые руки покоя не знают.4.
Умелые руки покоя не знают.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (руки) В предложении слово руки отвечают на вопрос что? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о руках? (не знают) Слово не знают отвечают на вопрос что делают? (руки (что делают?) не знают) Значит, слово не знают – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее руки и сказуемое не знают – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: руки (какие?) умелые - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: не знают (чего?) покоя - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: умелые руки, не знают покоя.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 166.
Прочитайте.
Дождик … . Глаз … .
Ветер … . Солнце … .
Гром … . Печка … .
Ухо … . Холодильник … .
Дождик мочит; ветер веет; гром гремит; ухо слышит; глаз глядит; солнце светит; печка греет; холодильник холодит.
Зеркало отражает; еда насыщает; колыбельная усыпляет; лекарство лечит; цветы радуют; мама любит.
холодит, веет, греет, светит, глядит, мочит, слышит, гремит.
Номер 167.
Прочитайте.
1. Звонко ласточки щебечут. 2. Смотрит с неба месяц бледный4. 3. Скоро солнце взойдет. 4. Вот и лед1 на речке треснул. 5. Верба нарядилась в белые сережки. 6. В небе тучи набежали. 7. Скоро птички запоют.
И. Суриков
О б р а з е ц: Ласточки (что делают?) щебечут.
Ответ:
Для того, чтобы найти глагол, нужно помнить о двух признаках этой части речи: обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
(что делают?) щебечут
(что делает?) смотрит
(что сделает?) взойдет
(что сделал?) треснул
(что сделала?) нарядилась
(что сделали?) набежали
(что сделают?) запоют
Ласточки (что делают?) щебечут; месяц (что делает?) смотрит; солнце (что сделает?) взойдет; лёд (что сделал?) треснул; верба (что сделала?) нарядилась; тучи (что сделали?) набежали; птички (что сделают?) запоют.
Синтаксический разбор
Смотрит с неба месяц бледный.4.
Смотрит с неба месяц бледный.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (месяц) В предложении слово месяц отвечают на вопрос что? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о месяце? (смотрит) Слово смотрит отвечает на вопрос что делают? (месяц (что делает?) смотрит) Значит, слово смотрит – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее месяц и сказуемое смотрит – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: месяц (какой?) определение - подчёркиваю волнистой линией; смотрит (с чего?) с неба - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: смотрит с неба, месяц бледный.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Лёд [л’от] − 1 слог
л [л’] − согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ё [о] − гласн., ударн.
д [т] − согл., глух. парн., твёрд. парн.
Номер 168.
Найдите в орфоэпическом словаре учебника (с. 148) глаголы. Произнесите их правильно.
О б р а з е ц: (что делать?) брать, (что делала?) брала́, (что делали?) бра́ли.
Ответ:
(Что делать?)
Брать, взять, ждать, звать, звонить, начал.
(Что делала?)
Брала, взяла, ждала, звала, звонила, начала.
(Что делали?)
Брали, взяли, ждали, звали, звонили, начали.
Напишите свой комментарий внизу страницы.