Номер 45.
Прочитайте.
1. Лист..я на деревьях пож..лтели.
2. В гн..зде сидел маленький с..вёнок.
3. Белые ч..йки круж..лись над водой.
4. Осенний вет..р жалобно шумит.4
1. Листья (разделительный мягк. зн.) на деревьях пожелтели.
2. В гнезде́ (гнёзда) сидел маленький совёнок (со́вы).
3. Белые чайки (правописание ча-ща) кружились (правописание жи – ши) над водой.
4. Осенний ве́тер жалобно шумит.4
В гнезде сидел маленький совёнок.
1. Прочитайте предложение: в гнезде сидел маленький совёнок.
2. Найдите подлежащее, подчеркните одной чертой: о чем говорится в предложении? (о совёнке) В предложении слово совёнок отвечает на вопрос кто? значит, слово совёнок – подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Найдите сказуемое, подчеркните двумя чертами. Что говорится о совёнке? (сидел). Слово сидел отвечает на вопрос что сделал? Значит, что сидел – сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.
4. Сделайте вывод о том, что является главными членами предложения.
Подлежащее – совёнок и сидел – сказуемое.
5. Найдите второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее; затем члены, поясняющие сказуемое.
Сидел (в чем?) в гнезде – уточняет сказуемое.
Совёнок (какой?) маленький – уточняет подлежащее.
Осенний ве́тер жалобно шумит.4
1. Прочитайте предложение: осенний ветер жалобно шумит.
2. Найдите подлежащее, подчеркните одной чертой: о чём говорится в предложении? (о ветре) В предложении слово ветер отвечает на вопрос что? значит, слово ветер – подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
3. Найдите сказуемое, подчеркните двумя чертами. Что говорится о ветре? (шумит). Слово шумит отвечает на вопрос что делает? Значит, что шумит – сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.
4. Сделайте вывод о том, что является главными членами предложения.
Подлежащее – ветер и шумит – сказуемое.
5. Найдите второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее; затем члены, поясняющие сказуемое.
Шумит (как?) жалобно – уточняет сказуемое.
Ветер (какой?) осенний – уточняет подлежащее.
Номер 46.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала нераспространенные предложения, затем распространенные.
1. Светит мес..ц.
2. Расцв..ла душ..стая сирень.
3. Моросил дож..ь.
4. К..ртоф..ль сварился.
5. Мы ехали по лесной д..роге.
6. В ог..роде созрели красные п..м..доры.
7. В..рона громко каркнула.
Нераспространенные предложения:
1. Светит месяц.
3. Моросил дождь.
4. Картофель сварился.
Распространенные предложения:
2. Расцвела душистая сирень.
5. Мы ехали по лесной дороге.
6. В огороде созрели красные помидоры.
7. Ворона громко каркнула.
1. Светит месяц.
2. Расцвела душистая сирень.
3. Моросил дождь.
4. Картофель сварился.
5. Мы ехали по лесной дороге.
6. В огороде созрели красные помидоры.
7. Ворона громко каркнула.
В огороде созрели красные помидоры.
1. Прочитайте предложение: в огороде созрели красные помидоры.
2. Найдите подлежащее, подчеркните одной чертой: о чем говорится в предложении? (о помидорах) В предложении слово помидоры отвечает на вопрос что? значит, слово помидоры – подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Найдите сказуемое, подчеркните двумя чертами. Что говорится о помидорах? (созрели). Слово созрели отвечает на вопрос что сделали? Значит, что созрели – сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.
4. Сделайте вывод о том, что является главными членами предложения.
Подлежащее – помидоры и созрели – сказуемое.
5. Найдите второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее; затем члены, поясняющие сказуемое.
Созрели(где?) в огороде – уточняет сказуемое.
Помидоры (какие?) красные – уточняет подлежащее.
Номер 47.
Рассмотрите схемы предложений. Какие предложения из упр. 46 подойдут к этим схемам?
Схема 1: В огороде созрели красные помидоры.
Схема 2: Ворона громко каркнула.
Схема 1: В огороде созрели красные помидоры.
1. Прочитайте предложение: в огороде созрели красные помидоры.
2. Найдите подлежащее, подчеркните одной чертой: о чем говорится в предложении? (о помидорах) В предложении слово помидоры отвечает на вопрос что? значит, слово помидоры – подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Найдите сказуемое, подчеркните двумя чертами. Что говорится о помидорах? (созрели). Слово созрели отвечает на вопрос что сделали? Значит, что созрели – сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.
4. Сделайте вывод о том, что является главными членами предложения.
Подлежащее – помидоры и созрели – сказуемое.
5. Найдите второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее; затем члены, поясняющие сказуемое.
Созрели(где?) в огороде – уточняет сказуемое.
Помидоры (какие?) красные – уточняет подлежащее.
Схема 2: Ворона громко каркнула
1. Прочитайте предложение: ворона громко каркнула.
2. Найдите подлежащее, подчеркните одной чертой: о чем говорится в предложении? (о вороне) В предложении слово ворона отвечает на вопрос кто? значит, слово ворона – подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Найдите сказуемое, подчеркните двумя чертами. Что говорится о вороне? (каркнула). Слово каркнула отвечает на вопрос что сделала? Значит, что каркнула – сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.
4. Сделайте вывод о том, что является главными членами предложения.
Подлежащее – ворона и каркнула – сказуемое.
5. Найдите второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее; затем члены, поясняющие сказуемое.
Каркнула (как?) громко – уточняет сказуемое.
Мы ехали по лесной дороге
1. Прочитайте предложение: мы ехали по лесной дороге.
2. Найдите подлежащее, подчеркните одной чертой: о чем говорится в предложении? (о нас) В предложении слово мы отвечает на вопрос кто? значит, слово мы – подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Найдите сказуемое, подчеркните двумя чертами. Что говорится о нас? (ехали). Слово ехали отвечает на вопрос что делали? Значит, что ехали – сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.
4. Сделайте вывод о том, что является главными членами предложения.
Подлежащее – мы и ехали – сказуемое.
5. Найдите второстепенные члены предложения, которые поясняют подлежащее; затем члены, поясняющие сказуемое.
Ехали (где?) по дороге – уточняет сказуемое.
По дороге (какой) лесной – уточняет существительное.
Номер 46.
Прочитайте.
1. Лист..я на деревьях пож..лтели. 2. В гн..зде сидел маленький с..вёнок. 3. Белые ч..йки круж..лись над водой. 4. Осенний вет..р жалобно шумит.
1. Листья (разделительный мягк. зн) на деревьях пожелтели (жёлтый). 2. В гнезде́ (гнёзда) сидел маленький совёнок (со́вы). 3. Белые чайки (правописание ча-ща) кружились (правописание жи-ши) над водой. 4. Осенний ве́тер жалобно шумит.
1. Прочитаем предложение: В гнезде сидел маленький совёнок.
2. Найдём подлежащее. Поставим вопрос: о чём говорится в предложении? (О совёнке.) В предложении слово совёнок отвечает на вопрос кто? Значит, слово совёнок — подлежащее. Подчеркнём подлежащее одной чертой.
3. Найдём сказуемое. Поставим вопрос: что говорится о подлежащем, о совёнке? (Сидел.) Слово сидел отвечает на вопрос что делал? (Совёнок (что делал?) сидел.) Значит, слово сидел — сказуемое. Подчеркнём сказуемое двумя чертами.
4. Сделаем вывод: подлежащее (совёнок) и сказуемое (сидел) — это главные члены предложения.
5. Найдём второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставим от подлежащего вопрос: совёнок (какой?) маленький. Найдём второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Поставим от сказуемого вопрос: сидел (где?) в гнезде.
Номер 47.
Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала нераспространённые предложения, затем — распространённые предложения. Проверьте себя.
Как разобрать предложение по членам предложения
Нераспространенные предложения:
1. Светит месяц.
3. Моросил дождь.
4. Картофель сварился.
Распространенные предложения:
2. Расцвела душистая сирень.
5. Мы ехали по лесной дороге.
6. В огороде созрели красные помидоры.
7. Ворона громко каркнула.
Номер 48.
Рассмотрите схемы предложений. Какие предложения из упр. 47 подойдут к этим схемам?
Схема 1: В огороде созрели красные помидоры.
Схема 2: Ворона громко каркнула.
Схема 1:
Схема 2:
Начертим схему к предложению:
Напишите свой комментарий внизу страницы.