Номер 216.
Вспомните, что вы знаете о звуках и буквах. Подготовьте ответ на любой вопрос.
1. По каким признакам можно определить звуки: гласные, согласные, согласные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие?
2. Сколько в русском языке букв для обозначения звуков нашей речи?
3. Какими буквами обозначается на письме твёрдость и мягкость согласных звуков?
4. Какие буквы не обозначают звука?
1. Гласные звуки образуются только с помощью голоса. Воздушная струя не встречает преград. Согласные звуки образуются с помощью голоса и шума. Воздушная струя встречает преграды в виде языка, губ и зубов.
Твёрдые и мягкие согласные звуки различаются положением языка. При произнесении мягких согласных язык сдвигается вперёд, а средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу.
Чтобы определить глухой звук или звонкий, можно положить ладонь на горло. При произнесении звонкого звука ладонь почувствует вибрацию. Второй способ закрыть уши руками и произнести звук. Звонкий звук будет слышаться четко, а глухой приглушенно. Но второй способ менее удобен.
2. В русском языке 33 буквы.
3. Твёрдость согласных звуков на письме обозначается буквами а, о, у, э, ы, ъ. Мягкость согласных звуков на письме обозначается буквами я, ё, ю, е, и, ь.
4. Не обозначают звуков буквы ь, ъ.
Номер 217.
Прочитайте.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Ф. Тютчев
Раскаты грома передают звуки [г], [р].
Люблю́ грозу́ в нача́ле ма́я,
Когда́ весе́нний, пе́рвый гром,
Как бы резвя́ся и игра́я,
Грохо́чет в не́бе голубо́м.
Ф. Тютчев
В слове «грохочет» звук [ч'] не нуждается в обозначении мягкости, так как он мягкий непарный.
Букву я в словах «мая» и «играя» тоже нельзя подчеркивать.
Номер 218.
Прочитайте. Сколько предложений можно составить из данных слов?
Стучат, зяблики, пищат, жуки, и, кузнечики, поют, дятлы, скрипят, шмели, и, пчёлы, жужжат, рябчики.
Из данных слов можно составить 5 предложений.
Поют зяблики. Скрипят жуки и кузнечики. Стучат дятлы. Жужжат шмели и пчёлы. Пищат рябчики.
Продолжение номера 218 на следующей странице
Номер 221.
Прочитайте.
Хорошо и привольно летом в л..су. 3..лёной л..ствой одеты д..рев..я. На тр..ве прохладная р..са. Пахнет гр..бами, спелой, душ..стой з..мл..никой. <…> В кустах над руч..ями заливаются сол..вьи. <…> На верш..не ели свил гн..здо ястре.. . В глухой ч..ще ж..вёт ры..ь.
По И. Соколову-Микитову
Тема текста: лето в лесу.
Основная мысль выражена в предложении «Хорошо и привольно летом в лесу».
Заголовок: Лето в лесу.
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением:
зелёный –
зе́лень,
листво́й –
лист,
дере́вья –
де́рево,
траве́ –
тра́вы,
роса́ –
ро́сы,
гриба́ми –
гриб,
поёт –
пой,
солове́й –
соло́вушка,
гнездо́ –
гнёзда, в
лесу́ –
лес.
Безударная гласная в корне слова, непроверяемая ударением:
земляникой.
Мягкий разделительный знак:
деревья,
ручьями.
Парный согласный:
ястреб –
ястребы,
рысь – рыси.
Гласные после шипящих:
душистой,
вершине,
чаще,
живёт.
Лето в лесу
Хорошо и привольно летом в
лесу.
3елёной
листвой одеты
деревья. На
траве прохладная
роса. Пахнет
грибами, спелой,
душистой
земляникой. В кустах над
ручьями заливаются
соловьи. На
вершине ели свил
гнездо
ястреб. В глухой
чаще
живёт рысь.
Номер 222.
Прочитайте.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Плещеев
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А. Плещеев
Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением: зелене́ет – зе́лень, зелёный, блести́т – блеск, весно́ю – вёсны, лети́т – полёт.
Парный согласный: травка – трава.
Буквосочетание чк пишется без ь: ласточка.
Памятка 3
Как подготовиться к письму по памяти
1. Прочитайте текст. Выясните смысл непонятных слов. Определите, о чём или о ком говорится в тексте.
2. Найдите в словах изученные орфограммы и слова, написание которых вызвало у вас затруднение. Вспомните правило и объясните написание этих слов.
3. Обратите внимание на знаки препинания, а в стихотворном тексте – и на расположение строк.
4. Выучите текст наизусть.
5. Ещё раз внимательно прочитайте текст, чётко проговаривая по слогам каждое слово. Закройте книгу и напишите текст. Проверьте себя.
6. Прочитайте написанное по слогам, сравните с исходным текстом.
Напишите свой комментарий внизу страницы.