Математика 3 класс учебник Моро, Волкова 2 часть ответы – страница 26
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
- Часть: 2.
- Год: 2021-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Деление с остатком
Номер 1.
Рассмотри рисунки. Объясни записи и прочитай их по-разному:
15 : 2 = 7 (ост.1)
15 разделить на 2, получится 7 и 1 в остатке.
Делимое 15, делитель 2, частное 7, остаток 1.
15 : 4 = 3 (ост.3)
15 разделить на 4, получится 3 и 3 в остатке.
Делимое 15, делитель 4, частное 3, остаток 3.
15 : 3 = 5 (ост. 0)
Делимое 15 делитель3, частное 5, остаток 0.
Номер 2.
Выполни деление, сделав рисунки.
Ответ:7 : 3 = 2 (ост. 1) 10 : 4 = 2 (ост. 2) 10 : 6 = 1 (ост. 4) 11 : 4 = 2 (ост. 3) 12 : 3 = 4 (ост. 0)
Номер 3.
В трех одинаковых тетрадях 54 листа бумаги. Сколько таких тетрадей получится из 90 листов? из 72 листов?
Ответ:3 т. – 54 л. ? т. – 90 л. ? т. – 72 л. 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в одной тетради. 2) 90 : 18 = 5 (т.) – из 90 листов бумаги. 3) 72 : 18 = 4 (т.) – из 72 листов бумаги. Ответ: 5 тетрадей можно сделать из 90 листов бумаги; 4 тетради можно сделать из 72 листов бумаги.
Номер 4.
Прямоугольник разрезали на 8 равных частей. Найди площадь прямоугольника, если площадь одной восьмой его части равна 5 см2.
Ответ:5 ∙ 8 = 40 (см2) – площадь прямоугольника. Ответ:площадь прямоугольника составляет 40 см2.
Номер 5.
Ответ:
Задание внизу страницы
Выполни деление с остатком.
Ответ:15 : 7 = 2 (ост. 1) 29 : 3 = 9 (ост. 2)
Задание на полях страницы
Лабиринт:
68 + 6 = 74 46 + 28 = 74 54 + 20 = 74 35 + 39 = 74
Номер 1.
Рассуждая так же, выполни деление с остатком.
Ответ:17 : 4 17 не делится на 4 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 17 делится на 4 без остатка. Это число 16. Найдем частное: 16 : 4 = 4 Найдем остаток: 17 – 16 = 1 17 : 4 = 4 (ост. 1)
22 : 6 22 не делится на 6 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 22 делится на 6 без остатка. Это число 18. Найдем частное: 18 : 6 = 3 Найдем остаток: 22 – 18 = 4 22 : 6 = 3 (ост. 4)
27 : 5 27 не делится на 5 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 27 делится на 5 без остатка. Это число 25. Найдем частное: 25 : 5 = 5 Найдем остаток: 27 – 25 = 2 27 : 5 = 5 (ост. 2)
59 : 9 59 не делится на 9 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 59 делится на 9 без остатка. Это число 54. Найдем частное: 54 : 9 = 6 Найдем остаток: 59 – 54 = 5 59 : 9 = 6 (ост. 5)
27 : 7 27 не делится на 7 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 27 делится на 7 без остатка. Это число 21. Найдем частное: 21 : 7 = 3 Найдем остаток: 27 – 21 = 6 27 : 7 = 3 (ост. 6)
1) Вспомни, как выполнить деление с остатком.
2) Помни, что остаток должен быть меньше делителя.
Рассуждаем.
17 : 4 =
17 не делится на 4 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 17 делится на 4 без остатка. Это 16.
Найдём частное: 16 : 4 = 4.
Найдём остаток: 17 – 16 = 1.
17 : 4 = 4 (ост. 1)
22 : 6 =
22 не делится на 6 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 22 делится на 6 без остатка. Это 18.
Найдем частное: 18 : 6 = 3.
Найдем остаток: 22 – 18 = 4.
22 : 6 = 3 (ост. 4)
27 : 5 =
27 не делится на 5 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 27 делится на 5 без остатка. Это 25.
Найдем частное: 25 : 5 = 5.
Найдем остаток: 27 – 25 = 2.
27 : 5 = 5 (ост. 2)
59 : 9 =
59 не делится на 9 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 59 делится на 9 без остатка. Это 54.
Найдем частное: 54 : 9 = 6.
Найдем остаток: 59 – 54 = 5.
59 : 9 = 6 (ост. 5)
27 : 7 =
27 не делится на 7 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 27 делится на 7 без остатка. Это 21.
Найдем частное: 21 : 7 = 3.
Найдем остаток: 27 – 21 = 6.
27 : 7 = 3 (ост. 6)
Делаем проверку.
17 : 4 = 4 (ост. 1)
Проверка:
1) 1 < 4 – остаток меньше делителя.
2) 4 ∙ 4 = 16 – неполное делимое.
3) 16 + 1 = 17 – делимое.
17 = 17 – деление выполнено верно.
22 : 6 = 3 (ост. 4)
Проверка:
1) 4 < 6 – остаток меньше делителя.
2) 6 ∙ 3 = 18 – неполное делимое.
3) 18 + 4 = 22 – делимое.
22 = 22 – деление выполнено верно.
27 : 5 = 5 (ост. 2)
Проверка:
1) 2 < 5 – остаток меньше делителя.
2) 5 ∙ 5 = 25 – неполное делимое.
3) 25 + 2 = 27 – делимое.
27 = 27 – деление выполнено верно.
59 : 9 = 6 (ост. 5)
Проверка:
1) 5 < 9 – остаток меньше делителя.
2) 9 ∙ 6 = 54 – неполное делимое.
3) 54 + 5 = 59 – делимое.
59 = 59 – деление выполнено верно.
27 : 7 = 3 (ост. 6)
Проверка:
1) 6 < 7 – остаток меньше делителя.
2) 7 ∙ 3 = 21 – неполное делимое.
3) 21 + 6 = 27 – делимое.
27 = 27 – деление выполнено верно.
Номер 2.
Брат собрал 18 стаканов клюквы, а сестра – 6. Чтобы сварить варенье из этой клюквы, мама брала на каждый стакан ягод 2 стакана сахара. Сколько стаканов сахара ей потребовалось?
Ответ:Брат – 18 ст. Сестра – 6 ст. На 1 ст. кл. – 2 ст. сах. 1) 18 + 6 = 24 (ст.) – клюквы было всего. 2) 24 ∙ 2 = 48 (ст.) – сахара понадобилось. Ответ: 48 стаканов сахара понадобилось, чтобы сварить варенье из клюквы.
1) Помни, чтобы умножить сумму на число, можно вычислить сумму и умножить её на число.
2) Помни, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на число каждое слагаемое и полученные результаты сложить.
Оформляем краткую запись.
Брат – 18 ст. клюквы.
Сестра – 6 ст. клюквы.
На 1 ст. клюквы – 2 ст. сахара.
Сколько ст. сахара потребовалось?
Рассуждаем.
Узнаем, сколько всего собрали стаканов клюквы. Общее количество клюквы состоит из количества, который собрал брат и собрала сестра.
18 + 6 = 24 (ст.) – клюквы всего собрали.
Продолжаем рассуждение.
Мы узнали, что всего собрали 24 стакана клюквы. И также знаем, что на каждый стакан ягод мама брала 2 стакана сахара. Все стаканы одинаковы.
Значит, чтобы узнать, сколько потребовалось сахара, нужно общее количество клюквы умножить на количество сахара на 1 стакан.
24 ∙ 2 = 48 (ст.) – сахара понадобилось.
Записываем ответ.
Ответ: 48 стаканов сахара потребовалось.
Решение выражением: (18 + 6) ∙ 2 = 24 ∙ 2 = 48 (ст.) – нужно сахара, где 18 + 6 – общее количество сахара.
Рассуждаем.
Узнаем, сколько стаканов сахара потребуется для клюквы, которую собрал брат и которую собрала сестра отдельно.
Для каждого стакана клюквы нужно 2 стакана сахара. Значит, нужно количество собранной клюквы умножить на количество сахара на 1 стакан.
18 ∙ 2 = 36 (ст.) – сахара на 18 стаканов клюквы.
6 ∙ 2 = 12 (ст.) – сахара на 6 стаканов клюквы.
Продолжаем рассуждение.
Общее количество сахара складывается из количества сахара, который добавили в клюкву брата и клюкву сестры.
36 + 12 = 48 (ст.) – нужно сахара понадобилось.
Записываем ответ.
Ответ: 48 стаканов сахара понадобилось.
Решение выражением: 18 ∙ 2 + 6 ∙ 2 = 36 + 12 = 48 (ст.) – нужно сахара, где 18 ∙ 2 – стаканов сахара на 18 стаканов; 6 ∙ 2 – стаканов сахара на 6 стаканов.
Номер 3.
Какое самое большое число до 23 делится без остатка на 3? на 4? на 6? на 8? на 9?
Ответ:21 : 3 = 7 20 : 4 = 5 18 : 6 = 3 16 : 8 = 2 18 : 9 = 2
Делятся без остатка на число, значит, являются результатами таблицы умножения на это число.
Выпишем все числа до 23.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23.
Рассуждаем.
1) Вспомним таблицу умножения на 3 и найдём, какое самое большое число до 23 делится на 3 без остатка. Это 21.
21 : 3 = 7
2) Вспомним таблицу умножения на 4 и найдём, какое самое большое число до 23 делится на 4 без остатка. Это 20.
20 : 4 = 5
3) Вспомним таблицу умножения на 6 и найдём, какое самое большое число до 23 делится на 6 без остатка. Это 18.
18 : 6 = 3
4) Вспомним таблицу умножения на 8 и найдём, какое самое большое число до 23 делится на 8 без остатка. Это 16.
16 : 8 = 2
5) Вспомним таблицу умножения на 9 и найдём, какое самое большое число до 23 делится на 9 без остатка. Это 18.
18 : 9 = 2
Оформляем задание в тетрадь.
21 : 3 = 7
20 : 4 = 5
18 : 6 = 3
16 : 8 = 2
18 : 9 = 2
Номер 4.
1) Длина одной шестой части отрезка АВ равна 15 мм. Начерти этот отрезок. 2) Длина отрезка CD 28 мм. Сколько миллиметров в одной седьмой части этого отрезка?
Ответ:
1) 15 ∙ 6 = 90 мм – длина отрезка. 2) 28 : 7 = 4 мм – в одной седьмой отрезка.
1) Доля – одна часть из тех, на которые разделили целое.
2) Первое слово в названии долей указывает на количество долей, которые взяли, а второе – на сколько частей разделили целое.
Оформляем условие в виде схематического рисунка.
Рассуждаем.
Общая длина АВ неизвестна, но отрезок разделили на 6 частей, и одна такая часть равна 15 мм. Общая длина всей полоски складывается из длины каждой части. Значит, чтобы узнать, чему равна длина АВ, нужно сложить длину каждой из частей. Но длина одной части одинаковая, поэтому сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением. И длину одной части нужно умножить на количество этих частей.
15 мм ∙ 6 = 90 мм = 9 см – длина отрезка АВ
Записываем ответ.
Ответ: 9 см длина отрезка АВ.
Рассуждаем.
Длина отрезка равна 28 мм. Нужно найти седьмую часть отрезка. Седьмая часть – это одна седьмая, значит, целый отрезок разделили на 7 равных частей и взяли только одну часть. Значит, чтобы узнать, сколько составляет 1 часть, нужно общую длину отрезка разделить на количество частей.
28 мм : 7 = 4 мм – одна седьмая часть отрезка CD
Записываем ответ.
Ответ: 4 мм в одной седьмой части отрезка CD.
Номер 5.
С двух ульев за год получили 78 кг меда. С одного из них получили 43 кг. На сколько килограммов меда получили больше с одного улья, чем с другого?
Ответ:
1) 78 – 43 = 35 (кг) – мёда получили со второго улья. 2) 43 – 35 = 8 (кг) – на столько больше меда собрали с первого улья, чем со второго. Ответ: на 8 кг больше мёда собрали с первого улья, чем со второго улья.
«На сколько больше», – вычисляется вычитанием.
Оформляем краткую запись.
Рассуждаем.
Общее количество мёда складывается из мёда, которое собрали с первого и второго улья. Значит, чтобы узнать, сколько мёда собрали со второго улья, нужно из общего количества мёда вычесть количество мёда, которое собрали с первого улья.
78 – 43 = 35 (кг) – мёда получили со 2 улья.
Продолжаем рассуждение.
Чтобы узнать, на сколько больше мёда получили, с одного улья, чем с другого, нужно из большего количества вычесть меньшее, то есть из количества мёда, которое собрали с 1 улья, вычесть, сколько собрали со 2 улья.
43 – 35 = 8 (кг) – на столько больше меда получили с первого улья, чем со второго.
Записываем ответ.
Ответ: на 8 кг мёда получили больше.
Номер 6.
Ответ:90 − (15 + 9) : 8 = 90 - 24 : 8 = 90 - 3 = 87
18 + 9 ∙ (13 − 7) = 18 + 9 * 6 = 18 + 54 = 72
64 − (28 + 4) : 4 = 64 - 32 : 4 = 64 - 8 = 56
72 : 9 + 2 ∙ 7 = 8 + 14 = 22
9 ∙ 6 – 30 : 3 = 54 - 10 = 44
28 : 7 + 5 ∙ 6 = 4 + 30 = 34
7 ∙ 8 = 56
6 ∙ 9 = 54
7 ∙ 9 = 63
1) Помни о порядке выполнения арифметических действий и что скобки влияют на порядок выполнения действий.
2) Сначала выполняются действия в скобках, умножение или деление, а потом – сложение или вычитание. Слева направо.
3) Затем – действия вне скобок – умножение или деление, а потом – сложение или вычитанием. Слева направо.
Расставляем порядок действий и выполняем вычисления.
3 1 2
90 − (15 + 9) : 8 = 87
1) 15 + 9 = 24
2) 24 : 8 = 3
3) 90 – 3 = 87
3 2 1
18 + 9 · (13 – 7) = 72
1) 13 – 7 = 6
2) 9 ∙ 6 = 54
3) 18 + 54 = 72
3 1 2
64 – (28 + 4) : 4 = 56
1) 28 + 4 = 32
2) 32 : 4 = 8
3) 64 – 8 = 56
1 3 2
72 : 9 + 2 ∙ 7 = 22
1) 72 : 9 = 8
2) 2 ∙ 7 = 14
3) 8 + 14 = 22
1 3 2
9 ∙ 6 – 30 : 3 = 44
1) 9 ∙ 6 = 54
2) 30 : 3 = 10
3) 54 – 10 = 44
1 3 2
28 : 7 + 5 ∙ 6 = 34
1) 28 : 7 = 4
2) 5 ∙ 6 = 30
3) 4 + 30 = 34
Представим выражения в виде уравнения.
Чтобы найти один из множителей нужно произведение разделить на другой множитель.
х ∙ 8 = 56
х = 56 : 8
х = 7
6 ∙ х = 54
х = 54 : 6
х = 9
х ∙ 9 = 63
х = 63 : 9
х = 7
Оформляем задание в тетрадь.
3 1 2
90 − (15 + 9) : 8 = 90 − 24 : 8 = 90 − 3 = 87
3 2 1
18 + 9 · (13 – 7) = 18 + 9 · 6 = 18 + 54 = 72
3 1 2
64 – (28 + 4) : 4 = 64 – 32 : 4 = 64 – 8 = 56
1 3 2
72 : 9 + 2 · 7 = 8 + 14 = 22
1 3 2
9 ∙ 6 – 30 : 3 = 54 – 10 = 44
1 3 2
28 : 7 + 5 ∙ 6 = 4 + 30 = 34
7 ∙ 8 = 56
6 ∙ 9 = 54
7 ∙ 9 = 63
Номер 7.
По какому правилу из каждого числа первой строки получено записанное под ним число во второй строке?
Продолжи второй ряд чисел.
1) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. 2) 7, 10, 13, 16, 19, 22, ..., ..., ... .
Ответ:Из каждого числа первой строки получено записанное под ним число во второй строке, путем прибавления к числам первого ряда нечетных чисел.
2 + 5 = 7
3 + 7 = 10
4 + 9 = 13
Значит, числа второго ряда будут получены так:
8 + 17 = 25
9 + 19 = 28
10 + 21 = 31
Чтобы продолжить ряд чисел, проанализируй первый и второй ряды: какие они, какие изменения происходят с числами.
Рассуждаем.
Способ 1.
Чтобы получить число из второй строки, нужно к каждому числу первой строки прибавить нечетное число по возрастанию, начиная с 5. То есть к первому числу прибавили 5, ко второму прибавили 7, к третьему – 9 и так далее.
Способ 2.
Или чтобы получить число из второй строки нужно число из первой строки умножить на 3 и прибавить к полученному произведению 1.
Продолжим ряд.
Способ 1.
2 + 5 = 7
3 + 7 = 10
4 + 9 = 13
5 + 11 = 16
6 + 13 = 19
7 + 15 = 22
8 + 17 = 25
9 + 19 = 28
10 + 21 = 31
Способ 2.
2 ∙ 3 + 1 = 7
3 ∙ 3 + 1 = 10
4 ∙ 3 + 1 = 13
5 ∙ 3 + 1 = 16
6 ∙ 3 + 1 = 19
7 ∙ 3 + 1 = 22
8 ∙ 3 + 1 = 25
9 ∙ 3 + 1 = 28
10 ∙ 3 + 1 = 31
Оформляем задание в тетрадь.
1) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
2) 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31.
Задание внизу страницы
Какое самое большое число до 47 делится без остатка на 5? на 6? на 8? на 9?
Ответ:1) 45 : 5 = 9 2) 42 : 6 = 7 3) 40 : 8 = 5 4) 45 : 9 = 5
Делятся без остатка на число, значит, являются результатами таблицы умножения на это число.
Рассуждаем.
1) Вспомним, какое самое большое число до 47 делится на 5 без остатка.
Это 45.
45 : 5 = 9
2) Вспомним, какое самое большое число до 47 делится на 6 без остатка.
Это 42.
42 : 6 = 7
3) Вспомним, какое самое большое число до 47 делится на 8 без остатка.
Это 40.
40 : 8 = 5
4) Вспомним, какое самое большое число до 47 делится на 9 без остатка.
Это 45.
45 : 9 = 5
Оформляем задание в тетрадь.
45 : 5 = 9
42 : 6 = 7
40 : 8 = 5
45 : 9 = 5
Задание на полях страницы
Ребусы:
1) Вспомни как выполняется деление с остатком;
2) Вспомни названия компонентов действия сложения и деления, а также – зависимость между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления.
Рассуждаем.
Вспомним, какое самое большое число более 50 но менее 60 делится на 6 без остатка. Это 54.
Найдем частное: 54 : 6 = 9
Остаток равен 2, найдем делимое: 54 + 2 = 56.
Записываем ответ.
Получим равенство:
56 : 6 = 9 (ост. 2)
Рассуждаем.
Вспомним, какое самое большое число до 89 делится на 9 без остатка. Это 81.
Найдем частное: 81 : 9 = 9.
Найдем остаток: 89 – 81 = 8.
Записываем ответ.
Получим равенство:
89 : 9 = 9 (ост. 8)
Рассуждаем.
Так как, если к числу 8 прибавить другое число получится 6 не может, поэтому 1 пойдет к десяткам.
х + 8 = 16
х = 16 – 8
х = 8
Продолжаем рассуждение.
Так как 1 пошла к десяткам, то:
7 + 1 + х = 9
8 + х = 9
х = 9 – 8
х = 1
Записываем ответ.
Получим равенство:
78 + 18 = 96
Рассуждаем.
Чтобы найти неизвестное слагаеоме, нужно из суммы вычесть второе слагаемое.
24 + х = 70
х = 70 – 24
х = 46
Записываем ответ.
Получим равенство:
24 + 46 = 70
Оформляем задание в тетрадь.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.