Математика 3 класс учебник Моро, Волкова 1 часть ответы – страница 18

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.
- Часть: 1.
- Год: 2020-2023.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
.jpg)
Вспомни, что означает каждое число в записи двух чисел со знаком умножения: 3 ∙ 4, 6 ∙ 3.
Ответ:
3 ∙ 4 = 3 + 3 + 3 + 3 = 12
3 – первый множитель, 4 – второй множитель, а 12 – произведение. Значит число 3 взяли 4 раза.
6 ∙ 3 = 6 + 6 + 6 = 18
6 – первый множитель, 3 – второй множитель, а 18 – произведение. Значит число 6 взяли 3 раза.
1) а · b = c
a – первый множитель
b – второй множитель
c – произведение
2) Вспомни как умножение заменить на сложение одинаковых слагаемых.
Рассуждаем.
Умножение – замена одинаковых слагаемых их произведением. Это и есть конкретный смысл умножения.
Например, а · 3 = а + а + а.
Запишем произведение в виде суммы.
3 ∙ 4 = 3 + 3 + 3 + 3 = 12
Значит число 3 взяли 4 раза.
3 – первый множитель,
4 – второй множитель,
12 – произведение.
6 ∙ 3 = 6 + 6 + 6 = 18
Значит число 6 взяли 3 раза.
6 – первый множитель,
3 – второй множитель,
18 – произведение.
Номер 1.
Рассмотри суммы и скажи, чем они похожи.
Ответ:Суммы похожи тем, что слагаемые в каждом ряду одинаковые, а значит сложение можно заменить умножением. 2 ∙ 8 = 16 7 ∙ 6 = 42 25 ∙ 4 = 100 13 ∙ 3 = 39
Умножение – это замена одинаковых слагаемых их произведением.
Пример: а · 3,
а – 1 множитель,
3 – второй множитель, указывающий на количество одинаковых слагаемых.
Рассуждаем.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16 и 2 ∙ 8 = 16
Число 2 складываем 8 раз.
2 – одинаковое слагаемое.
8 – количество одинаковых слагаемых.
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 42 и 7 ∙ 6 = 42
Число 7 складываем 6 раз.
7 – одинаковое слагаемое.
6 – количество одинаковых слагаемых.
25 + 25 + 25 + 25 = 100 и 25 ∙ 4 = 100
Число 25 складывает 4 раза.
25 – одинаковое слагаемое.
4 – количество одинаковых слагаемых.
13 + 13 + 13 = 39 и 13 ∙ 3 = 39.
Число 13 складывают 3 раза.
13 – одинаковое слагаемое.
3 – количество одинаковых слагаемых.
Делаем вывод.
Суммы похожи тем, что слагаемые в каждом ряду одинаковые, а значит сложение можно заменить умножением.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 ∙ 8 = 16
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 ∙ 6 = 42
25 + 25 + 25 + 25 = 25 ∙ 4 = 100
13 + 13 + 13 = 13 ∙ 3 = 39.
Номер 2.
Ответ:4 + 4 + 4 < 4 ∙ 5 16 + 16 + 16 = 16 ∙ 3 8 + 8 + 8 > 8 ∙ 2 32 + 32 < 32 ∙ 3 9 + 9 + 9 = 9 ∙ 3 48 + 48 = 48 ∙ 2
1) Умножение – замена одинаковых слагаемых их произведением.
2) Пример: а · 3,
а – 1 множитель,
3 – второй множитель, указывающий на количество одинаковых слагаемых
Сравним 4 + 4 + 4 и 4 · 5.
4 + 4 + 4 – это сложение одинаковых слагаемых, значит, их можно заменить умножением. Тогда 4 · 3 – число 4 берут 3 раза.
4 · 5 – умножение, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых, т.е. 4 + 4 + 4 + 4 + 4 – число 4 берут 5 раз.
Так как 3 раза < 5 раз, то 4 · 3 < 4 · 5, поэтому 4 + 4 + 4 < 4 · 5
Сравним 8 + 8 + 8 и 8 · 2.
8 + 8 + 8 – сложение одинаковых слагаемых, значит, их можно заменить умножением. Тогда 8 · 3 – число 8 берут 3 раза.
8 · 2 – умножение, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых, т.е. 8 + 8 – число 8 берут 2 раза.
Так как 3 > 2, значит, 8 · 3 > 8 · 2, поэтому 8 + 8 + 8 > 8 · 2.
Сравним 9 + 9 + 9 и 9 · 3.
9 + 9 + 9 – сложение одинаковых слагаемых, значит, их можно заменить умножением. Тогда 9 · 3 – число 9 берут 3 раза.
9 · 3 – умножение, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых, т.е. 9 + 9 + 9 – число 9 берут 3 раза.
Так как 3 = 3, значит, 9 · 3 = 9 · 3, поэтому 9 + 9 + 9 = 9 · 3
Сравним 16 + 16 + 16 и 16 · 3.
16 + 16 + 16 – сложение одинаковых слагаемых, значит, их можно заменить умножением. Тогда 16 · 3- число 16 берут 3 раза.
16 · 3 – умножение, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых, т.е. 16 + 16 + 16 – число 16 берут 3 раза.
Так как 3 = 3, значит, 16 · 3 = 16 · 3, поэтому 16 + 16 + 16 = 16 · 3.
Сравним 32 + 32 и 32 · 3.
32 + 32 – сложение одинаковых слагаемых, значит, их можно заменить умножением. Тогда 32 · 2 – число 32 берут 2 раза.
32 · 3 – умножение, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых, т.е. 32 + 32 + 32 – число 32 берут 3 раза.
Так как 2 < 3, значит, 32 · 2 < 32 · 3, поэтому 32 + 32 < 32 · 3.
Сравним 18 + 48 и 48 · 2.
48 + 28 – сложение одинаковых слагаемых, значит, их можно заменить умножением. Тогда 48 · 2 – число 48 берут 2 раза.
48 · 2 – умножение, которое заменяет сложение одинаковых слагаемых, т.е. 48 + 48 – число 48 берут 2 раза.
Так как 2 = 2, значит, 48 · 48 = 48 · 2, поэтому 48 + 48 = 48 · 2.
Записываем сравнение в тетрадь.
4 + 4 + 4 < 4 ∙ 5
8 + 8 + 8 > 8 ∙ 2
9 + 9 + 9 = 9 ∙ 3
16 + 16 + 16 = 16 ∙ 3
32 + 32 < 32 ∙ 3
48 + 48 = 48 ∙ 2
Номер 3.
Рассмотри чертежи и объясни, почему верны равенства.

Ответ:
4 ∙ 2 = 2 ∙ 4
6 ∙ 3 = 3 ∙ 6
8 ∙ 3 = 3 ∙ 8
От перемены мест множителей произведение не меняется.
Рассматриваю чертеж 1 и рассуждаю так:
4 ∙ 2 = 2 ∙ 4
4 ∙ 2 – в строке 4 клетки, всего строк 2.
2 ∙ 4 – в столбце 2 клетки, всего столбцов 4.
Произведения одинаковые, так как находим количество клеточек одного и того же прямоугольника.
Рассматриваю чертеж 2 и рассуждаю так:
6 ∙ 3 = 3 ∙ 6
3 ∙ 6 – в строке 3 клетки, всего строк 6.
6 ∙ 3 – в столбце 6 клетки, всего столбцов 3.
Произведения одинаковые, так как находим количество клеточек одного и того же прямоугольника.
Рассматриваю чертеж 3 и рассуждаю так:
8 ∙ 3 = 3 ∙ 8
3 ∙ 8 – в строке 3 клетки, всего строк 8.
8 ∙ 3 – в столбце 8 клетки, всего столбцов 3.
Произведения одинаковые, так как находим количество клеточек одного и того же прямоугольника.
Вспомни о свойствах умножения:
а · b = b · a - переместительное свойство умножения – от перестановки мест слагаемых, произведение не изменяется.
Рассматриваем чертеж 1.
В данной фигуре 2 строки. В каждой строке 4 клетки.
4 + 4 = 4 ∙ 2 = 8
И наоборот, 4 столбца. В каждом по 2 клетке.
2 + 2 + 2 + 2 = 2 ∙ 4 = 8
4 ∙ 2 = 2 ∙ 4 - произведения равны.
Рассматриваем чертеж 2
В данной фигуре 6 строк. В каждой строке по 3 клетки.
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 ∙ 6 = 18
И наоборот, 3 столбца, в каждой из которой по 6 клеток.
6 + 6 + 6 = 6 ∙ 3 = 18
6 ∙ 3 = 3 ∙ 6 – произведения равны.
Рассматриваем чертеж 3
В данной фигуре 8 строк. В каждой строке по 3 клетки.
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 ∙ 8 = 24
И наоборот, 3 столбца, в каждом из которой по 8 клеток.
8 + 8 + 8 = 8 ∙ 3 = 24
8 ∙ 3 = 3 ∙ 8 - произведения равны.
Делаем вывод.
4 ∙ 2 = 2 ∙ 4
6 ∙ 3 = 3 ∙ 6
8 ∙ 3 = 3 ∙ 8
От перестановки множителей произведение не меняется.
Номер 4.
Составь по рисунку задачу на умножение и две обратные ей задачи.

Птички свили на дереве 4 гнезда. В каждом гнезде поселились по 2 птички. Сколько всего птичек на дереве?
2 ∙ 4 = 8 (пт.)
Ответ: на дереве 8 птичек.
Обратная задача 1:
Птички свили на дереве 4 гнезда, в которых поселились 8 птичек. Сколько птичек в каждом гнезде?

8 : 4 = 2 (пт.)
Ответ: 2 птички в каждом гнезде.
Обратная задача 2:
8 птичек поселились в гнездах на дереве. В каждом гнезде было по 2 птички. Сколько всего гнёзд на дереве?

8 : 2 = 4 (гн.) Ответ: на дереве 4 гнезда.
1) Помни, что умножение – замена одинаковых слагаемых произведением,
а · 3
а – первый множитель,
3 – количество множителей.
2) Помни о зависимости между элементами и результатом действия умножения:
1 множитель · 2 множитель = произведение.
Произведение : 1 множитель = 2 множитель.
Произведение : 2 множитель = 1 множитель.
3) Обратная задача – это задача с одинаковом сюжетом, где нужно узнать то, что в изначальной задаче известно, то есть известное и неизвестное меняются местами.
Рассматриваем задачу.
На дереве по 2 птички в 4 гнездах. Значит, общее количество птичек складывается из количества птиц в 4 гнездах. Вычисляется сложением.
2 + 2 + 2 + 2 = 8 (пт.)
Но количество птиц в гнездах одинаковое, значит, сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением, тогда решение имеет вид:
2 · 4 = 8 (пт.)
Записываем ответ.
Ответ: 8 птиц на дереве.
Рассуждаем.
В самой задаче было неизвестно общее количество птиц.
В обратной задаче теперь будем узнавать сколько птичек в каждом гнезде, зная общее количество птиц (8 пт.) и количество гнёзд (4 гнезда).
Птички свили 4 гнезда, в которых поселились одинаковое количество птиц. Всего 8 птичек. Чтобы узнать, сколько птичек в одном гнезде, нужно общее количество птичек разделить на количество гнезд.
8 : 4 = 2 (пт.) – в одном гнезде.
Записываем ответ.
Ответ: 2 птицы.
Рассуждаем.
В самой задаче было неизвестно общее количество птиц.
В обратной задаче теперь будем узнавать сколько всего гнёзд, зная общее количество птиц (8 пт.) и количество птиц, сидящих в одном гнезде (2 пт.)
Птички свили несколько гнезд, по 2 птички в каждом. И всего на дереве поселились 8 птичек. При этом в гнездах поселилось по одинаковому количеству птиц. Выходит, чтобы узнать, сколько гнезд было построено, нужно общее количество птиц разделить на количество птиц в гнезде.
8 : 2 = 4 (гн.) – на дереве.
Записываем ответ.
Ответ: 4 гнезда.
Номер 5.
Номер 6.
Составь задачи по кратким записям и реши их.

Задача 1:
У Пети было 50 рублей. Он купил ручку за 14 рублей и ластик за 6 рублей. Сколько денег осталось у Пети?
1) 14 + 6 = 20 (руб.) – потратил.
2) 50 − 20 = 30 (руб.) – осталось у Пети.
Ответ: 30 рублей осталось у Пети всего.
Задача 2:
Папа дал Маше 30 рублей и мама дала 15 рублей. Маша позавтракала в школе после чего у нее осталось 20 рублей. Сколько стоил завтрак?
1) 30 + 15 = 45 (руб.) – было у Маши.
2) 45 − 20 = 25 (руб.) – стоил завтрак.
Ответ: 25 рублей стоил завтрак Маши.
1) Задача 1:
Решение задачи сводится к выражению, основанному на правиле вычитания суммы из числа: а – (в + с) = (а – в) – с
2) Задача 2:
Решение задачи сводится к выражению, основанному на правиле вычитания числа из суммы: (а + в) – с = (а – с) + в
Рассуждаем.
У кого – то было 50 рублей. На первую покупку потратили 14 рублей, а на вторую - 6 рублей. Общее количество потраченных денег складывается из денег, что потратили на первую и вторую покупку. Значит, чтобы узнать количество потраченных денег, нужно сложить обе суммы.
14 + 6 = 20 (руб.) – потратили денег
Продолжаем рассуждения.
Общее количество денег складывается из количества денег, которые потратили и которые остались. Чтобы узнать, сколько денег осталось, нужно из общего количества денег вычесть количество потраченных.
50 − 20 = 30 (руб.) – осталось
Записываем ответ.
Ответ: 30 рублей.
Рассмотрим решение задачи 1 разными способами.
Решение задачи сводится к выражению: 50 – (14 + 6). Вычислить значение выражения можно тремя способами, поэтому и решения задачи существует три.
Решение 1:
50 – (14 + 6) = 50 – 20 = 30
В первом действии вычисляю количество денег, потраченных на покупки, а во втором – сколько денег осталось после покупки.
Решение 2:
(50 – 14) – 6 = 36 – 6 = 30
В первом действии вычисляю, сколько денег осталось после первой покупки, а затем – сколько денег осталось всего после второй покупки.
Решение 3:
(50 – 6) – 14 = 44 – 14 = 30
В первом действии вычисляю, сколько денег осталось после второй покупки, а затем – сколько денег осталось всего после первой покупки.
Рассуждаем.
У кого то было два набора денег: 30 рублей и 15 рублей. Общее количество денег, которые были, складываются из количества денег, первого и второго и набора.
Чтобы узнать, сколько денег было, нужно их сложить.
30 + 15 = 45 (руб.) – было денег.
Продолжаем рассуждения.
Чтобы узнать, сколько денег потратили, нужно из общего количества денег вычесть те, что остались.
45 − 20 = 25 (руб.) – потратили.
Записываем ответ.
Ответ: 25 рублей.
Рассмотрим решение задачи 2 разными способами.
Решение задачи сводится к выражению: (30 + 15) – 20.
Вычислить значение данного выражения можно двумя способами, поэтому и решения задачи существует два:
Решение 1:
(30 + 15) – 20 = 45 – 20 = 25
В первом действии вычислим, сколько денег было всего, а во втором – сколько денег потратили.
Решение 2:
15 + (30 – 20) = 15 + 10 = 25
В первом действии вычисляем, сколько денег потратили из первого набора, а потом вычисляем сколько всего денег осталось.
Задание внизу страницы
Сколько лап у восьми цыплят?
Ответ:2 ∙ 8 = 16 (л.) Ответ: у 8 цыплят 16 лапок.
Помни, что умножение – замена одинаковых слагаемых произведением,
а · 3,
а – первый множитель,
3 – количество множителей.
Рассуждаем.
У одного цыпленка 2 лапы. Причем количество лап у цыплят одинаковое. Значит, чтобы узнать, сколько лап у 8 цыплят, можно выражением:
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16, т.е. по 2 лапы у 8 цыплят.
Так как количество лап у цыплят одинаковое, то сложение одинаковых слагаемых можно заменить умножением:
2 · 8 = 16, где 2 – количество лап у цыплят, а 8 – количество цыплят.
Оформляем задание в тетрадь.
2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 2 · 8 = 16 (лап) – у 8 цыплят
Ответ: 16 лап.
С подпиской рекламы не будет
Подключите премиум подписку со скидкой в 40% за 149 ₽
Напишите свой комментарий.