История 5 класс учебник Вигасин, Годер - параграф 12 (стр 61-65)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: А. А. Вигасин, Г. И. Годер.
  • Год: 2022.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на страницах 61-65 по всеобщей истории древнего мира за 5 класс. Ответы на задания: 1, 2 и 3.

история 5 класс учебник Вигасин, Годер - страница 61 история 5 класс учебник Вигасин, Годер - страница 62 история 5 класс учебник Вигасин, Годер - страница 63 история 5 класс учебник Вигасин, Годер - страница 64 история 5 класс учебник Вигасин, Годер - страница 65

Учебник - §12.

Ответы 2022 года.

§12. Письменность и знания древних египтян

Вопросы и ответы:

Объясните значение слов: иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы.

Ответ:

Иероглиф - знаки, письмена, которыми были расписаны стены храмов и гробниц в Древнем Египте.

Папирусный свиток - древнеегипетская книга, имевшая форму трубочки. Она состояла из листов папируса.

Календарь - система подсчета дат, основанная на наблюдении за небом. Она помогала египетским жрецам предсказать, когда произойдет разлив Нила.

Астрономия - наука, изучавшая движение небесных тел.

Водяные часы - прибор, служивший для измерения времени.

Проверьте себя.
1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?
2. Чему и как учили в школах Египта?
3. Кем становились выпускники школ?
4. Опишите по рисунку письменные принадлежности писца.
5. Как выглядит древнеегипетская книга?

Ответ:

1. Древнеегипетское письмо было довольно сложным. В письменной речи гласные отсутствовали, поэтому некоторые слова можно было понять неверно. Для того, чтобы понимать, о чем идет речь в предложении, египтяне ставили перед словами значки-определители, которые также надо было запоминать.

2. Поскольку школы в Египте в основном находились при храмах, учителями у детей были жрецы. Сначала дети учились писать на черепках битой посуды, поскольку папирус был дорогим. Помимо письма учили считать (это могло пригодиться при выполнении строительных работ), наблюдать за небом (астрономии).

3. Выпускники школ становились жрецами или писцами.

4. Для того чтобы писать на папирусе, пользовались тонкой тростинкой. Также у писцов был пенал, в котором было сделано два углубления – для красной и черной краски. Эти краски разводили водой из специального горшочка.

5. Древнеегипетская книга имела форму свитка. Сначала стебель папируса разрезали на узкие полоски, потом эти полоски укладывались в ряд. Все полоски прижимали камнем и высушивали. На высушенном листе можно было писать. Когда лист заканчивался, к нему подклеивали новый. Так и получался свиток. Один свиток мог составлять несколько метров в длину.

Подготовьте сообщение о том, как была разгадана тайна египетских иероглифов (используйте учебник и ресурсы Интернета).

Ответ:

В 1799 году, неподалеку от города Розетта экспедиция под руководством Бонапарта обнаружила несколько камней с надписями на двух языках. Надпись на греческом смогли легко перевести, а вторую, выполненную рисунками, значками, никто не смог перевести.

Когда экспедиция кончилась, найденные камни попали в Лондон, в Британский музей. Также с них была сделана копия, которая была доставлена в Париж. Именно в Париже ее изучением занялся исследователь Жан Франсуа Шампольон.

Ученый выявил следующую закономерность: несколько значков (иероглифов) было обведено в тексте в рамку. Эти обведенные иероглифы в египетском тексте встречались столько же раз, сколько в греческом тексте встречалось имя Птолемей. Поэтому ученый предположил, что рамкой выделялись царские имена. При дальнейшем анализе надписей было выявлено, что точно также выделялось имя царицы Клеопатры.

Эти наблюдения позволили доказать, что египтяне пользовались иероглифами, чтобы передавать свою речь на письме.

Впоследствии Шампольон смог прочитать и другие надписи – летописи, песни, заклинания. Также ученый смог снять копии с надписей на стенах египетских пирамид и храмов. Всё это позволило ему стать родоначальником новой науки – египтологии.

Подумайте
1. Что означает иероглиф рядом с древнеегипетским изображением писца (см. рис. на с. 41)?
2. Как возникло выражение «писать с красной строки»? Что оно означает?

Ответ:

1. Я полагаю, что иероглиф рядом с изображением писца означает письмо, процесс письма.

2. Для того чтобы выделять новую мысль, древнеегипетские писцы пользовались красной краской. Поэтому возникло выражение «писать с красной строки», которое означает выделение новой мысли.

Познакомьтесь с документом «Поучения писцов ученикам» и ответьте, чем была привлекательна для египтян должность писца. Как учителя поддерживали порядок на занятиях? Что означает выражение «Уши мальчика на спине его»?

Ответ:

В документе сказано, что писцы освобождены от любых повинностей и тяжелого труда. Они постоянно рядом с фараоном и внимательно слушают все его слова. Писцов все уважают и почитают.

Учителя стараются занимать учеников работой постоянно. Они твердили ученикам, что если они будут лениться, их будут бить. Выражение «Уши мальчика на спине его» означает, что мальчик слушает и внимателен только тогда, когда его бьют по спине плетью.

Подведем итоги и сделаем выводы
• Какие природные условия Древнего Египта были благоприятны для земледелия? Чем?
• Почему без строительства каналов и земляных насыпей в Египте нельзя было получить хороший урожай?
• В чем можно увидеть сходство в отношении простых египтян и знатных вельмож по отношению к фараону?
• В чем, как верили египтяне, клялся на суде Осириса умерший? Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
• Какие сооружения и статуи Древнего Египта вы можете назвать?
• Какими особенностями обладало созданное в Египте письмо? На чем писали древние египтяне?
• Какими знаниями обладали египетские жрецы?

Ответ:

• В долине реки Нил почва очень мягкая и плодородная. Такой ее делают ежегодные разливы реки. После разлива, когда воды реки возвращаются в берега, остается ил.

• В построенных насыпях вода застаивалась во время разлива реки. Вода пропитывала участки почвы, а ил оседал на земле, когда Нил снова возвращался в свои берега.
Каналы использовались для орошения удаленных от Нила полей. Для того, чтобы доставить воду на отдаленные участки земли, египтяне-земледельцы пользовались шадуфами.

• Как простой египтянин, так и знатный вельможа боготворили фараона. При виде владыки Египта его подданные, независимо от того, были ли они богаты, могли даже потерять сознание.

• На суде умерший клялся, что он был чист, что избегал зла, никого не убил, не воровал, не лгал, не осуждал царя и всегда почитал богов. Поэтому можно сказать, что хорошим для египтян был тот, кто не лгал, не убивал, не осуждал царя и соблюдал всё то, в чем он клялся.

• Самыми известными сооружениями в Древнем Египте являются пирамиды. Также создавались статуи вельмож. А сами пирамиды охраняли сфинксы.

• Древние египтяне писали на папирусе. Письмо, созданное в Египте, не имело гласных звуков, поэтому некоторые слова можно было понять по-разному. Для того чтобы избежать этой путаницы, египтяне придумали значки-определители, которые они ставили перед словами.

• Жрецы были образованными людьми. Они могли читать и писать, чему учили детей зажиточных египтян. Также они отсчитывали время по водяным часам, а, исходя из наблюдений за небом, они составляли календарь. Этот календарь был полезен для земледельцев, поскольку он предсказывал разлив Нила. Также жрецы знали, как правильно общаться с богами.

Рейтинг
Наверх