Русский язык 6 класс учебник Ладыженская, Баранов 1 часть ответы – номер 103

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Автор: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.
  • Год: 2023.
  • Издательство: Просвещение.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие элементы речевой ситуации надо учитывать, чтобы общение было успешным?
2. Приведите примеры удачного общения, когда вы учитывали эти элементы.
3. Какие разновидности монолога вы знаете? Приведите примеры монологической речи на уроке.
4. Приведите примеры диалогов в повседневной жизни.
5. В чем состоит особенность полилога в сравнении с диалогом?
6. Как вы назовете форму общения на празднике в честь дня рождения вашей мамы, когда собирается много гостей?
7. Найдите в художественных произведениях, кинофильмах, мультфильмах 2 – 3 примера удачного или неудачного общения. Объясните, как учет или игнорирование элементов речевой ситуации помогли или помешали решить задачу общения.

Ответ:

1. Чтобы общение было успешным, нужно учитывать такие элементы речевой ситуации, как участники диалога (их статус, особенности отношений, настроение, состояние здоровья и т. д.), цель и содержание речи, время и место общения.
2. Я всегда учитываю эти элементы при общении с учителями. Например, если во время урока у меня возник вопрос по теме, я дожидаюсь, когда учитель закончит свои объяснения и, если вопрос остается еще актуальным, поднимаю руку и задаю его. При этом обязательно использую обращение и слово «пожалуйста». После объяснения учителя я его благодарю. На перемене я подхожу к учителю, если вижу, что он может уделить мне внимание, а не в любой удобный для меня момент. Соблюдая принципы вежливости и такта, я всегда получаю желаемый ответ и положительные эмоции от общения со старшими.
3. Выделяют три вида монолога: описание, повествование и рассуждение. Примеры монологической речи: объяснение темы учителем, пересказ текста, развернутый ответ на вопрос, выступление на научной конференции, защита проекта.
4. Диалоги в повседневной речи: приветствия и прощания, выражение благодарности (например, маме за вкусный обед, бабушке за связанные носки, кассиру за пробитый чек, парикмахеру за новую стрижку), обсуждение фильмов и книг с друзьями, обмен новостями, планирование выходных с родителями.
5. В отличие от диалога в полилоге участвует более двух человек. В диалоге идет последовательный обмен репликами, в полилоге же точного порядка нет - каждый из участников сам решает, когда ему высказать свою точку зрения.
6. Когда за одним столом собирается много людей, их форму общения можно назвать полилогом (если все участвуют в обсуждении одной темы и обращают свои слова ко всем присутствующим) и диалогом (если двое гостей ведут отдельную от остальных беседу). Как правило, на праздниках обе формы речи присутствуют одновременно. Длинные же поздравления именинника, которые слушают все гости, являются монологами.
7. Пример неудачного общения можно встретить в сказке «Колобок» – колобок не учел характера лисы, разговаривал с ней, как и с остальными животными, поэтому был обманут и съеден. В сказке Пушкина «Золотой петушок» царь Дадон не только грубо говорил со звездочетом (не учтено содержание речи), но и не сдержал свое обещание (не учтены обстоятельства) и забыл про магические силы звездочета (не учел фактор собеседника), за что и поплатился жизнью. В сказке Чуковского «Федорино горе» Федора попросила прощение у своей посуды, пообещала исправиться, пожалела ее, то есть учла и фактор собеседника, и обстоятельства, при которых проходил диалог, и правильно определилась с содержанием своей речи. Поэтому посуда к ней вернулась, диалог был успешен. В сказке Пушкина «о царь Салтане…» царь Гвидон вежлив со своими гостями, внимательно выслушивает их рассказы, задает тактичные вопросы, на которые купцам интересно и легко отвечать, поэтому это общение является удачным.

ТЕКСТ

18. Текст, его особенности.

Номер 103.

Спишите, расставляя знаки завершения в конце предложений. Докажите, что у вас получился текст. Присущи ли ему признаки цельности и завершенности? Как лучше озаглавить его: «Кипрей», «Заботливый цветок», «Сторож сосен»? Или вы дадите свое заглавие? Понаблюдайте, какие слова связывают предложения в первом абзаце. С помощью каких слов автор выражает своё отношение к цветку?

     Кипрей – очень тёплый цветок Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет Вокруг кипрея стоит тёплый воздух Этот цветок выделяет из себя теплоту И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком
     И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами Это их сторож и защитник, их нянька           Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой Самоотверженный2 цветок (К. Паустовский «Рассказы о природе»)

Ответ:

     Кипрей – очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком.
     И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож и защитник, их нянька.
     Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!

     Перед нами текст, так как предложения объединены общей темой (кипрей) и идеей (кипрей – защитник слабых побегов), прослеживается стилистическое единство. Текст характеризуется цельностью (все предложения связаны друг с другом по смыслу и грамматически) и завершенностью (можно выделить тезис, аргументы и вывод).
     Данному тексту подходят такие названия, как «Кипрей – заботливый цветок», «Сторож сосен», так как в них отражено содержание и главная мысль текста.
     1 и 2 предложения связаны формами слова (кипрей-кипрея). 2 и 3 – лексическим повтором (кипрея) и словами с противоположным значением (мороз-тепло). 3 и 4 -указательным местоимением (этот), контекстными синонимами (кипрей-цветок), однокоренными словами (тепло-теплота), лексическим повтором (кипрея).
     Свое отношение к цветку Паустовский выражает с помощью эпитетов (теплый и самоотверженный), метафор (сторож, защитник и нянька), противопоставления (Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой), восклицательного предложения (Самоотверженный цветок!).

Лексический разбор

Самоотверженный цветок
1. Жертвующий своими интересами во имя кого-, чего-л.
2. Многозначное.
3. Прямое значение, в тексте использовано в роли олицетворения.
4. Синонимы: героический, беззаветный.
5. Книжное
6. Общеупотребительное
7. Заимствованное из старославянского.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх