Русский язык 5 класс учебник Рыбченкова, Александрова 2 часть ответы – номер 751

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын, А. В. Григорьев.
  • Год: 2019.
  • Издательство: Просвещение.

Номер 751.

Прочитайте фрагменты высказываний великих русских писателей. Какая тема объединяет эти тексты?

1) Сердцеведением и мудрым познанием1 жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное умно-худощавое слово немец, но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца1, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
2) К образованию чтецов способствует и язык1 наш, который как бы создан для искусного чтения, заключая в себе все оттенки звуков и самые смелые переходы от возвышенного до самого простого. (Н. Гоголь)
3) С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое1 громыханье грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)

1. Какие особенности русской речи отмечены в каждом фрагменте? Сформулируйте и запишите основную мысль каждого из них.
2. Перепишите наиболее понравившийся вам текст. Объясните известные вам орфограммы.

Ответ:

Одна тема объединяет все тексты: красота русского языка.

1. Основная мысль 1 текста: русское слово – самое меткое среди других языков.
Основная мысль 2 текста: русский язык создан для искусного чтения.
Основная мысль 3 текста: русский язык способен передать всё.

2. 1) Сердцеведением (безударная проверяемая гласная в корне е́рдце); непроизносимая согласная в корне (сердечко) и мудрым познанием (приставка по- пишется слитно) жизни (правописание гласных после шипящих: после шипящих пишется гласная и) отзовётся (безударная проверяемая гласная в корне: зо́в) слово британца; лёгким (парный согласный г – к (лёгок)) щёголем (правописание гласных ё / о после шипящих: щеголять) блеснёт (безударная проверяемая гласная в корне: блеск) и разлетится (безударная проверяемая гласная в корне: полёт); правописание тся/ться: что сделает?) недолговечное (правописание частицы не с прилагательными: можно заменить синонимом «мимолётное»; безударная проверяемая гласная в корне до́лгий; безударное окончание прилагательного: како́е?) слово француза; затейливо придумает (правописание приставок при-/пре-: приставка имеет значение «доведение действия до конца»; безударные окончания глаголов: 1 спр.) своё, не всякому доступное (безударная проверяемая гласная в корне о́ступ; безударное окончание прилагательного: како́е?) умно-худощавое (сложное прилагательное, образованное от словосочетания с сочинительной связью: умный и худощавый) слово немец, но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца (непроизносимая согласная в корне (сердечко)), так бы кипело и живо (правописание гласных после шипящих: после шипящих пишется гласная и) трепетало (безударная проверяемая гласная в корне (тре́пет), как метко сказанное русское (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса) слово.

2) К образованию (непроверяемая безударная гласная в корне) чтецов (безударная проверяемая гласная в корне: чтец) способствует (безударная проверяемая гласная в корне: спо́соб; безударные окончания глаголов: 1 спр.) и язык наш, который как бы создан для искусного (непроизносимая согласная в корне: искусен) чтения, заключая в себе все оттенки (словарное слово) звуков и самые смелые переходы (неизменяемая приставка пере-) от возвышенного (правописание на з-/с-: приставка перед основой на звонкий согласный; безударные окончания прилагательных: какого?) до самого простого (безударная проверяемая гласная в корне: про́сто); безударные окончания прилагательных: какого?).

3) С русским (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса) языком можно творить (чередующиеся безударные гласные в корне -твар-/-твор-: в безударном положении пишется гласная о) чудеса (правописание гласных после шипящих: после шипящих пишется гласная у ). Нет ничего такого в жизни (правописание гласных после шипящих: после шипящих пишется гласная и) и в нашем сознании (непроверяемая безударная гласная в корне), что нельзя было бы передать (неизменяемая приставка пере-) русским (удвоенная согласная на стыке корня и суффикса) словом. Звучание музыки, спектральный (безударная проверяемая гласная в корне (проверочное слово: чтец) блеск красок, игру света, шум и тень садов (безударная проверяемая гласная в корне (проверочное слово: сад), неясность (правописание частицы не с существительными: можно заменить синонимом «расплывчатость») сна, тяжкое (безударные окончания прилагательных: какое?) громыханье (безударная проверяемая гласная в корне: гром) грозы (безударная проверяемая гласная в корне: гро́зы), детский шёпот (правописание гласных ё / о после шипящих: шептать) и шорох (правописание гласных ё / о после шипящих: словарное слово) морского (безударная проверяемая гласная в корне: мо́ре) гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых (безударная проверяемая гласная в корне: про́сто), – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

Фонетический разбор1:

познанием – по|зна́|ни|ем: 4 слога.
п – [п]: согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, шумный.
о – [о]: гласный звук, безударный.
з – [з]: согласный звук, звонкий парный, твёрдый парный, шумный.
н – [н]: согласный звук, звонкий непарный, твёрдый парный, сонорный.
а – [а́]: гласный звук, ударный.
н – [н̕ ]: согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, сонорный.
и – [и]: гласный звук, безударный.
е – [й̕ ]: согласный звук, звонкий непарный, мягкий непарный, сонорный.
    – [и]: гласный звук, безударный.
м – [м]: согласный звук, звонкий непарный, твёрдый парный, сонорный.


9 букв, 10 звуков.

язык – я|зы́к: 2 слога.
я – [й̕ ]: согласный звук, звонкий непарный, мягкий непарный, сонорный.
    – [и]: гласный звук, безударный.
з – [з]: согласный звук, звонкий парный, твёрдый парный, шумный.
ы – [ы́]: гласный звук, ударный.
к – [к]: согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, шумный.


4 буквы, 5 звуков.

тяжкое – тя́|жко|е: 4 слога.
т – [т̕ ]: согласный звук, глухой парный, мягкий парный, шумный.
я – [а́]: гласный звук, ударный.
ж – [ш]: согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, шипящий, шумный.
к – [к]: согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, шумный.
о – [а]: гласный звук, безударный.
е – [й̕ ]: согласный звук, звонкий непарный, мягкий непарный, сонорный.
    – [э]: гласный звук, безударный.


6 букв, 7 звуков.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх