Русский язык 5 класс учебник Рыбченкова, Александрова 2 часть ответы – номер 426

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын, А. В. Григорьев.
  • Год: 2019.
  • Издательство: Просвещение.

Номер 426.

Спишите отрывок из сказки Р. Киплинга «Откуда взялись броненосцы» в переводе К. И. Чуковского, вставляя пропущенные буквы и объясняя правописание слов.

Милый мальчик, я опять1 расскажу2 тебе сказку1 о Далёких и Старинных Временах. Ж..л тогда Злючка-Колючка Ёж(?). Ж..л он на мутной реке Амазонк..3, ел улиток и разные разност..3. И была у него подруга, Чер..паха Неспешная, которая тоже ж..ла на мутной реке Амазонк.., ела разные разност.. и з..лёный салат. Всё шло х..рошо, не правда ли, милый мальчик? Но в ту же самую пору, в Далёкое и Старинное Время, жил на мутной реке Амазонк.. Расписной Ягуар. Он ел всё, что ему удастся поймать. Не удастся поймать обезьяну – с(?)ест л..гушку или тар..кашку. А уж если нет ни л..гуш..к, ни тар..каш..к – он идёт к своей мамаш.. Ягуарих.., чтобы та об(?)яснила ему, как нужно ловить чер..пах и ежей3.

1. Какие слова в этом тексте написаны с большой (прописной) буквы, а обычно пишутся с маленькой (строчной)? Почему здесь они написаны с прописной? Можно ли считать это художественным приёмом? По каким ещё признакам можно понять, что это сказка?
2. Найдите в тексте примеры повтора фразы, перестановки слов в словосочетании, придания животным человеческих свойств. В каких сказках вы встречали подобные приёмы?

Ответ:

Милый мальчик, я опять расскажу тебе сказку о Далёких и Старинных Временах. Жил (после шипящих пишется гласная и) тогда Злючка-Колючка Ёж (ежи). Жил (после шипящих пишется гласная и) он на мутной реке Амазонке (1 скл., предложный падеж), ел улиток и разные разности (3 скл., мн. ч., В. п.). И была у него подруга, Черепаха (словарное слово) Неспешная, которая тоже жила (после шипящих пишется гласная и) на мутной реке Амазонке (1 скл., предложный падеж), ела разные разности (3 скл., мн. ч., В. п.) и зелёный (зе́лень) салат. Всё шло хорошо (словарное слово), не правда ли, милый мальчик? Но в ту же самую пору, в Далёкое и Старинное Время, жил на мутной реке Амазонке (1 скл., П. п.) Расписной Ягуар. Он ел всё, что ему удастся поймать. Не удастся поймать обезьяну – съест (разделительный ъ после приставки на согласный перед гласной) лягушку (словарное слово) или таракашку (словарное слово). А уж если нет ни лягушек (словарное слово; пишем е- в суффиксе, т.к. при склонении слова она выпадает: лягушки), ни таракашек (словарное слово; пишем е- в суффиксе, т.к. при склонении слова она выпадает: таракашки) – он идёт к своей мамаше (1 скл., Д. п.) Ягуарихе (1 скл., дательный падеж), чтобы та объяснила (разделительный ъ после приставки на согласный перед гласной) ему, как нужно ловить черепах (словарное слово) и ежей.

1. Слова, которые обычно пишутся с маленькой буквы, но в данном тексте они написаны с большой: Далёких и Старинных Временах, Злючка-Колючка Ёж, Черепаха Неспешная, Расписной Ягуар, Ягуариха.

В данному тексте эти слова являются именами собственными, поэтому пишутся с большой буквы. Это художественный приём, свойственный сказкам.

Понять, что это сказка, можно по таким признакам: наличие зачина (начало сказочного действия), обращение к читателю (к мальчику), повторы слов.

2. Слова и словосочетания, которые повторяются в тексте: милый мальчик, жил – жила, в Далёкие и Старинные Времена, на мутной реке Амазонке, ел улиток и разные разности – ела разные разности, удастся поймать – не удастся поймать, лягушку или таракашку – ни лягушек, ни таракашек.

Перестановка слов в словосочетании: Черепаха Неспешная.
Придание животным человеческих свойств:
«И была у него подруга, Черепаха Неспешная …»
«А уж если нет ни лягушек, ни таракашек – он идёт к своей мамаше Ягуарихе, чтобы та объяснила ему, как нужно ловить черепах и ежей»

Подобные приёмы встречаются в волшебных сказках и сказках о животных.

Фонетический разбор1:

Опять – о|пя́ть: 2 слога.
о – [а]: гласный звук, безударный.
п – [п̓]: согласный звук, глухой парный, мягкий парный, шумный.
я – [а́]: гласный звук, ударный.
т – [т̓]: согласный звук, глухой парный, мягкий парный, шумный.
ь – не обозначает звука.


5 букв, 4 звука.

Сказку – ска́|зку: 2 слога.
с – [с]: согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, шумный.
к – [к]: согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, шумный.
а – [а́]: гласный звук, ударный.
з – [с]: согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, шумный.
к – [к]: согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, шумный.
у – [у]: гласный звук, безударный.


6 букв, 6 звуков.

Морфемный разбор2:

Расскажу.

Морфологический разбор:3:

Жил он на мутной реке Амазонке3, ел улиток и разные разности3.

(на) Амазонке.
1. Имя существительное, общее грамматическое значение – предмет.
2. Начальная форма: Амазонка.
3. Собственное, неодушевлённое, ж. р., 1-е скл., П. п., ед. ч.
4. Жил он (где?) на мутной реке Амазонке – обстоятельство.

Разности.
1. Имя существительное, общее грамматическое значение – предмет.
2. Начальная форма: разность.
3. Нарицательное, неодушевлённое, ж. р., 3-е скл., В. п., мн. ч.
4. ел (что?) разности – дополнение.

А уж если нет ни лягушек, ни таракашек – он идёт к своей мамаше Ягуарихе, чтобы та объяснила ему, как нужно ловить черепах и ежей3.

Ежей.
1. Имя существительное, обозначает животное
2. Начальная форма: ёж.
3. Нарицательное, одушевлённое, м. р., 2-е скл., В. п., мн. ч.
4. ловить (кого?) ежей – дополнение.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий внизу страницы.
Комментарии от пользователей
Наверх