Русский язык 5 класс учебник Ладыженская 2 часть ответы – номер 495

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.

Номер 495.
Прочитайте отрывки из стихотворений. Спишите, обозначая в словах(именах существительных) изученную орфограмму. Найдите в текстах стихотворений однокоренные слова. Подберите к ним ещё 2 – 3 слова с тем же корнем.
- Найдите в стихотворениях слова с повторяющимися шипящими звуками. Какие приёмы усиления выразительности текста использует К. Бальмонт, чтобы передать картину листопада?
1. В роще шелест, шо́рох, свист
Тихий, ровный, заглушённый,
Отдалённо-приближённый.
Умирает каждый лист,
В роще шелест, шорох, свист.
Сонно падают листы,
Смутно шепчутся вершины
И берёзы, и осины.
К. Бальмонт
Шорох (исключение), шепчутся – шёпот, шёпотом, прошептать, шепоток.
2. Но подо льдистою корой
Ещё есть жизнь, ещё есть ропот –
И внятно слышится порой
Ключа таинственного шёпот.
Ф. Тютчев
В стихотворении поэты использовали приём звукописи – повторение шипящих звуков (аллитерация), чтобы передать состояние осенней природы: в роще шелест, шо́рох; свист заглушённый, отдалённо-приближённый; вершины шепчутся.(К. Бальмонт)
Ещё есть жизнь, слышится ключа шёпот. (Ф. Тютчев)
Номер 495.
Сжатое изложение. Послушайте рассказ Е. Пермяка «Перо и чернильница». Как вы поняли притчу* деда? Выделите четыре основные части текста. Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части. Представьте себе, что вы запомнили дедову притчу и теперь хотите пересказать её вашим сверстникам в сборнике «Дедушкины истории», а вам в этом сборнике оставили место на 60 слов (меньше можно, а больше нет!).
— Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?
— Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
— А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
— Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
— Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
— Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.
Смысл притчи в том, что писательский талант тесно связан с умением жить среди людей, видеть и чувствовать их, замечать не только себя, но и других.
1 часть – первый разговор с дедушкой (основная мысль – сказки добываются из чернильницы «ручкой с перышком»). 2 часть – Сережа учится писать (основная мысль – умение писать не равно умению сочинять: «а сказка не зацепляется»). 3 часть – второй разговор с дедушкой (основная мысль – если жить среди людей и ради людей, то и сочинять сказки получится: «если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее»). 4 часть – вывод (основная мысль – Сережа не все понял в словах деда, но запомнил их: «на ус намотал — другим пересказал»).
Сжатое изложение
Однажды спросил Сережа дедушку, откуда тот сказки берет. Дедушка ответил:
- Из чернильницы, ручкой с перышком.
Пошел Сережа в школу, научился писать, а сказка из чернильницы не достаётся.
Спросил он дедушку, почему так. Дедушка ответил:
- Придет время, не только сказку вытащишь, если жить без людей не будешь. Тогда перо станет острее, а чернила гуще.
Не все понял Сергей, но слова деда запомнил.
Притча – рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение.
Напишите свой комментарий.