Русский язык 5 класс учебник Ладыженская 2 часть ответы – номер 495

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др.
  • Часть: 2.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличается задание? Переключите год учебника.
Переключение года издания

Номер 495.

Прочитайте отрывки из стихотворений. Спишите, обозначая в словах(именах существительных) изученную орфограмму. Найдите в текстах стихотворений однокоренные слова. Подберите к ним ещё 2 – 3 слова с тем же корнем.

  • Найдите в стихотворениях слова с повторяющимися шипящими звуками. Какие приёмы усиления выразительности текста использует К. Бальмонт, чтобы передать картину листопада?
Ответ:

1. В роще шелест, шо́рох, свист
    Тихий, ровный, заглушённый,
    Отдалённо-приближённый.
    Умирает каждый лист,
    В роще шелест, шорох, свист.
    Сонно падают листы,
    Смутно шепчутся вершины
    И берёзы, и осины.
            К. Бальмонт

Шорох (исключение), шепчутся – шёпот, шёпотом, прошептать, шепоток.

2. Но подо льдистою корой
    Ещё есть жизнь, ещё есть ропот –
    И внятно слышится порой
    Ключа таинственного шёпот.
            Ф. Тютчев

     В стихотворении поэты использовали приём звукописи – повторение шипящих звуков (аллитерация), чтобы передать состояние осенней природы: в роще шелест, шо́рох; свист заглушённый, отдалённо-приближённый; вершины шепчутся.(К. Бальмонт)
     Ещё есть жизнь, слышится ключа шёпот. (Ф. Тютчев)

Номер 495.

Сжатое изложение. Послушайте рассказ Е. Пермяка «Перо и чернильница». Как вы поняли притчу* деда? Выделите четыре основные части текста. Найдите слова, в которых выражена главная мысль каждой части. Представьте себе, что вы запомнили дедову притчу и теперь хотите пересказать её вашим сверстникам в сборнике «Дедушкины истории», а вам в этом сборнике оставили место на 60 слов (меньше можно, а больше нет!).

    — Скажи, дедушка, — как-то спросил Серёжа, — откуда ты сказки берёшь?
     — Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
     — А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
    — Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
    Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
     — Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
     — Не горюй, Сергей! — утешает дед. — Придёт время — не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее...
    Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал — другим пересказал.

Ответ:

Смысл притчи в том, что писательский талант тесно связан с умением жить среди людей, видеть и чувствовать их, замечать не только себя, но и других.

1 часть – первый разговор с дедушкой (основная мысль – сказки добываются из чернильницы «ручкой с перышком»). 2 часть – Сережа учится писать (основная мысль – умение писать не равно умению сочинять: «а сказка не зацепляется»). 3 часть – второй разговор с дедушкой (основная мысль – если жить среди людей и ради людей, то и сочинять сказки получится: «если без людей, сам по себе жить не начнёшь — тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее»). 4 часть – вывод (основная мысль – Сережа не все понял в словах деда, но запомнил их: «на ус намотал — другим пересказал»).

                Сжатое изложение
    Однажды спросил Сережа дедушку, откуда тот сказки берет. Дедушка ответил:
    - Из чернильницы, ручкой с перышком.
    Пошел Сережа в школу, научился писать, а сказка из чернильницы не достаётся.
    Спросил он дедушку, почему так. Дедушка ответил:
    - Придет время, не только сказку вытащишь, если жить без людей не будешь. Тогда перо станет острее, а чернила гуще.
    Не все понял Сергей, но слова деда запомнил.

Пояснение

Притча – рассказ, в иносказательной форме содержащий нравоучение.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.