Номер 1.
Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Спишите. Выделите окончания глаголов.
1. Что посеешь, то и пожнёшь. 2. Поспешишь — людей насмешишь. 3. Любишь кататься — люби и саночки возить. 4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Ответ:1. Что посеешь, то и пожнёшь – любые действия дадут результат.
2. Поспешишь — людей насмешишь — нужно не спешить, а действовать размеренно, вдумчиво.
3. Любишь кататься – люби и саночки возить – любое удовольствие требует труда.
4. Без труда не вынешь и рыбку из пруда – чтобы что-то получить, нужно хорошенько потрудиться.
Номер 2.
Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого. Объясните название рассказа.
Как глядишь, так и видишь
Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».
Ответ:Заголовок текста значит, что то, как ты все воспринимаешь, влияет на то, что ты видишь. Все зависит только от нас самих.
Номер 3.
Найдите в «Сборнике пословиц и поговорок» 10 пословиц и поговорок, в которых был бы глагол или глаголы во 2-м лице единственного числа. Запишите эти пословицы и поговорки. Выделите личные окончания глаголов.
Ответ:1. Кашу маслом не испортишь.
2. Поживёшь подольше – узнаешь побольше.
3. Шила в мешке не утаишь.
4. Выше головы не прыгнешь.
5. С кем поведёшься, от того и наберёшься.
6. Тише едешь – дальше будешь.
7. Едешь на день – хлеба бери на неделю.
8. С дураком говоришь – что горох в стену лепишь.
9. Насильно мил не будешь.
10. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Кашу маслом не испортишь – хорошего много не бывает.
Поживешь подольше – узнаешь побольше — чем больше живешь, тем мудрее становишься.
Шила в мешке не утаишь – все тайное становится явным.
Выше головы не прыгнешь – нельзя сделать что-то больше своих способностей.
С кем поведешься, от того и наберешься – все те, с кем мы общаемся, учат нас многому.
Тише едешь – дальше будешь — не всегда нужно торопиться.
Едешь на день – хлеба бери на неделю — даже маленькое дело, требует большой подготовки.
С дураком говоришь – что горох в стену лепишь – с глупым человеком общаться бессмысленно.
Насильно мил не будешь – если не нравишься человеку, то заставить кого-то любить себя не получится.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь – крепкую связь между людьми не разорвать.
Шила в мешке не утаишь
Маша с Гришей часто оставались дома одни, потому что мама и папа много работали. Бывало, старший брат сам укладывал сестру спать, читал ей сказки.
Однажды, Маша пришла домой и сразу закрылась в своей комнате. Гриша был занят уроками и не обратил внимания на странное поведение сестры. В тот день родители снова задержались.
Гриша обещал поиграть с сестрой в куклы. Они построили домик из подушек, кровать для каждой куклы Маши. Стали они истории с ними придумывать, настоящий кукольный спектакль сыграли.
Играют они играют, и тут Гриша смотрит, а среди кукол появилась какая-то незнакомая игрушка: беловолосая, с длинными косичками, синем платье. Не видел он никогда у сестры ее. Решил спросить:
– Маша, а Маша, какая у тебя красивая игрушка. Не видел ее раньше.
Маша как-то странно на брата посмотрела, глаза в пол опустила, край платья теребит, и отвечает:
– Была у меня эта кукла. Просто я с ней не играла.
И глаза в пол опустила. Ну, Гриша и решил не давить на сестру.
Стали они дальше играть, разные новые истории придумывать.
А потом вдруг маша как зарыдает и так жалобно, что Гриша испугался. Обнял сестру, и спрашивает:
– Машка, Машенька, ты только не рыдай. Знаю я, все знаю. Шила в мешке не утаишь. А куклу всегда вернуть можно.
Вцепилась она в шею брата и плачет. А сквозь слезы шепчет:
– Никогда. Я больше никогда, слышишь?!
✓ Подготовьтесь представить в классе записанные вами пословицы и поговорки, а также составленный текст по выбранной пословице.
Номер 182.
Прочитайте. В чём сходство и различие каждой пары глаголов? Определите спряжение глаголов.
встре́тить – встреча́ть
бро́сить – броса́ть
ко́нчить – конча́ть
гнать – догна́ть
слы́шать – услы́шать
вяза́ть – завяза́ть
В каждой паре есть глагол совершенного и несовершенного вида:
Встретить – встретит; встречать – встречает
Гнать – гонит; догнать – догонит
Бросить – бросит; бросать – бросает
Слышать – слышит; услышать – услышит
Кончить – кончит; кончать – кончает
Вязать – вяжет; завязать – завяжет
(что сделать?) Встретить – (что сделает?) встретит
(что делать?) встречать – (что делает?) встречает
(что делать?) гнать – (что делает?) гонит
(что сделать?) догнать – (что сделает?) догонит
(что сделать?) бросить – (что сделает?) бросит
(что делать?) бросать – (что делает?) бросает
(что делать?) слышать – (что делает?) слышит
(что сделать?) услышать – (что сделает?) услышит
(что сделать?) кончить – (что сделает?) кончит
(что делать?) кончать – (что делает?) кончает
(что делать?) вязать – (что делает?) вяжет
(что сделать?) завязать – (что сделает?) завяжет
Номер 183.
Прочитайте.
1. Живёт, глухом, разбойница-рысь, лесу, в. 2. В, хорошо, лесной, видеть, рысьи, темноте, глаза. 3. Тихо, по, её, лапы, ступать, земле, кошачьи. 4. Хорошо, украшенные, слышать, уши, рысьи, кисточками.
И. Соколов-Микитов
1. Живёт в глухом лесу разбойница-рысь.
2. Рысьи глаза хорошо видят в лесной темноте.
3. Её кошачьи лапы тихо ступают по земле.
4. Украшенные кисточками рысьи уши хорошо слышат.
Живёт – I спряжение, определяем по личному ударному окончанию -ёт; видят – II спряжение, глагол-исключение; ступают – I спряжение, определяем по неопределённой форме (ступать); видят – II спряжение, глагол-исключение.
При образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме и к формам настоящего и будущего времени: что делать? – что делает? и что сделать? – что сделает?
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок.
Напишите свой комментарий внизу страницы.