Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 56

- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.


Изменение личных местоимений по падежам
Правописание местоимений
Номер 118.
Прочитайте.
Я сижу на речке, ловлю пескарей4. Вокруг меня носятся комары. Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сцапала.
Э. Шим
- Найдите местоимение 1-го лица единственного числа. (Обратите внимание, что выделенные слова – это разные формы личного местоимения я.)
- Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений. Заметили, что вы задавали падежные вопросы? Определите падеж местоимения я в каждом предложении.
- Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимений.
Местоимение 1-го лица единственного числа — я (меня, мне, меня, мной, мне).
(кто?) я – И. п.
(кого?) меня – Р. п.
(к кому?) ко мне – Д. п.
(на что?) на меня – В. п.
(над кем?) надо мной – Т. п.
(на ком?) на мне – П. п.
я (И. п.)
меня (Р. п.)
ко мне (Д. п.)
на меня (В. п.)
надо мной (Т. п.)
на мне (П. п.)
Синтаксический разбор
Я сижу на речке, ловлю пескарей.4
Вокруг меня носятся комары.4
Разбор предложений:
Я сижу на речке, ловлю пескарей.4
Вокруг меня носятся комары.4
1. Читаю предложение
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (Обо мне.) В предложении слово я отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, обо мне? (сижу, ловлю.) Слова сижу, ловлю отвечают на вопрос что делаю? (Я (что делаю?) сижу, ловлю.) Значит, слова сижу, ловлю – это однородные сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее я и сказуемые сижу, ловлю – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Задаю от подлежащего вопрос: сижу (где?) на речке - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой, ловлю (кого?) пескарей - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания – сижу на речке, ловлю пескарей.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
.jpg)
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (о комарах.) В предложении слово комары отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем, о комарах? носятся. Слово носится отвечают на вопрос что делает? (Комары (что делают?) носятся.) Значит, слово носится – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее комары и сказуемое носится – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняют сказуемое. Задаю от сказуемого вопрос: носятся (где?) вокруг - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Нахожу второстепенный член предложения, поясняющий другой второстепенный член: вокруг (кого?) меня - дополнение - подчеркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания – носятся вокруг, вокруг меня.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
.jpg)
Личное местоимение, стоящее в именительном падеже, является в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.
Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.
Кто? я (ученик)
Кого? меня (ученика)
Кому? мне (ученику)

Номер 115.
Прочитайте таблицу склонения личных местоимений 1-го и 2-го лица. Чётко произнесите падежные формы каждого личного местоимения.

- В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?
- Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений, на раздельное написание местоимений с предлогами.
У всех личных местоимений формы родительного и винительного падежа совпадают.
Номер 116.
Прочитайте загадку и отгадку.
Кто тебя передразнивает,
А ты не сердишься?
(Эхо)
- Спишите. Подчеркните местоимения. Проверьте себя.
- Объясните, как определить лицо, число и падеж личных местоимений.
Кто тебя передразнивает,
А ты не сердишься?
(Эхо)
Чтобы определить их лицо и число, нужно поставить местоимение в косвенной форме в начальную форму, т. е. именительный падеж.
А чтобы определить падеж, нужно задать вопрос, как и к имени существительному.
Таким образом:
Тебя (ты) – (кого? что?) – В. п., ед. ч., 2-е лицо.
Ты – (кто?) – И. п., ед. ч., 2-е лицо.
Начальная форма местоимения – это форма именительного падежа.
Чтобы узнать лицо и число личных местоимений, которые употреблены в косвенных падежах, надо поставить местоимение в начальную форму.
Напишите свой комментарий.