Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 55
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Часть: 2.
- Год: 2019-2024.
- Серия: Школа России (ФГОС).
- Издательство: Просвещение.
Номер 115.
Прочитайте.
Я слушаю мелодию дождя4.
Она однообразна и прекрасна.
А. Дементьев
- С какой целью использованы в предложениях местоимения? Вместо какого имени существительного употреблено в предложении местоимение она?
- Запишите предложения по памяти. Проверьте себя.
Местоимения не называют действующих лиц, но указывают на них. А значит, их можно использовать, чтобы разнообразить речь и избежать повторов.
Местоимение она употреблено в предложении вместо имени существительного «мелодия».
Я слушаю мелодию дождя.
Она однообразна и прекрасна.
Синтаксический разбор предложения:
Я слушаю мелодию дождя.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (Обо мне) В предложении слово я отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (слушаю) Слово слушаю отвечает на вопрос что делаю? Значит, слово слушаю – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее я и сказуемое слушаю – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: слушаю (что?) мелодию - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: мелодию (чего?) дождя - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: слушаю мелодию, мелодию дождя.
7. Записываю полную схему разбора предложения в тетрадь.
Номер 116.
Прочитайте.
1. Снег теперь уже не тот – потемнел ... в поле. (С. Маршак) 2. Весна идёт сторонкой, да где ж сама ... ? (А. Блок) 3. Знать, солнышко утомлено, за горы прячется ... . (В.Жуковский)
- Спишите, вставляя пропущенные местоимения 3-го лица.
1. Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле. (С. Маршак) 2. Весна идёт сторонкой, да где ж сама она? (А. Блок) 3. Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно. (В.Жуковский)
Номер 117.
Прочитайте.
К..л..кольчик г..лубой
Покл..нился нам с тобой.
К..л..кольчики-цветы
Очень вежливы...
А ты?
Е. Серова
- К кому обращается автор с вопросом? Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, как найти в предложениях местоимения.
- Как вы думаете, являются ли местоимениями выделенные слова? Объясните свой ответ.
Автор обращается с вопросом к каждому читателю, тому, кто читает текст стихотворения.
Я бы ответила, что я тоже вежлива, как колокольчик-цветок.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы...
А ты?
Чтобы найти в предложениях местоимения можно воспользоваться таблицей на странице 54 и вспомнить, что местоимения не называют действующее лицо, а лишь указывают на него. Здесь местоимения во фразах «нам с тобой» и «А ты?».
Выделенные слова (нам, с тобой) являются местоимениями, но не в именительном падеже, а в другой падежной форме.
Изменение личных местоимений по падежам
Правописание местоимений
Номер 114.
Прочитайте.
Я сижу на речке, ловлю пескарей.4 Вокруг меня носятся комары.4 Ко мне на удочку присела стрекоза. Стрекоза повела глазищами и смотрит на меня. Вдруг сорвалась стрекоза, скользнула надо мной. Послышался какой-то щелчок, и на мне оказалось блестящее комариное крылышко. Это стрекоза комара на лету сца́пала.
По Э. Шиму
- Найдите местоимение 1-го лица единственного числа. (Обратите внимание, что выделенные слова – это разные формы личного местоимения я)
- Поставьте вопрос к каждому из выделенных местоимений. Заметили, что вы задавали падежные вопросы? Определите падеж местоимения я в каждом предложении.
- Выпишите местоимения вместе с предлогами. В скобках укажите падеж местоимений.
Образец. я (И. п.), вокруг меня (Р. п.), … .
Местоимение 1-го лица единственного числа – я (меня, мне, меня, мной, мне).
(кто?) я – И. п.
(кого?) меня – Р. п.
(к кому?) ко мне – Д.п.
(на что?) на меня – В. п.
(над кем?) надо мной – Т. п.
(на ком?) на мне – П. п.
Я (И. п.), вокруг меня (Р. п.), ко мне (Д. п.), на меня (В. п.), надо мной (Т. п.), на мне (П. п.).
Синтаксический разбор предложений:
Синтаксический разбор предложений:
Я сижу на речке, ловлю пескарей.4
Вокруг меня носятся комары.4
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (Обо мне) В предложении слово я отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (сижу, ловлю) Слова сижу, ловлю отвечают на вопрос что делаю? Значит, слова сижу, ловлю – это сказуемые. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее я и однородные сказуемые сижу, ловлю – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: сижу (где?) на речке - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой; ловлю (кого?) пескарей - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: сижу на речке, ловлю пескарей.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О комарах) В предложении слово комары отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (носятся) Слово носятся отвечает на вопрос что делают? Значит, слово носятся – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее комары и сказуемое носятся – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: носятся (где?) вокруг - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой; вокруг (кого?) меня - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: носятся вокруг, вокруг меня.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Личное местоимение, стоящее в именительном падеже, является в предложении подлежащим. Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.
Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и имена существительные в каждом из падежей.
кто? я (ученик)
кого? меня (ученика)
кому? мне (ученику)
Напишите свой комментарий.