Номер 53.
Прочитайте.
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) ине.. . Всё засыпано (пушистый) снег... . Особенно красивы ели в (снежный) наряд.. . В (морозный) воздух.. звонко раздаётся коротк..., отрывист... стук. Это больш... пёстр... дятел (крепкий) клюв... долбит дерево. Зимн... солнце скрылось. На (синий) неб.. зажглись звёзды.4
Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Всё засыпано пушистым снегом. Особенно красивы ели в снежном наряде. В морозном воздухе звонко раздаётся короткий, отрывистый стук. Это большой пёстрый дятел крепким клювом долбит дерево. Зимнее солнце скрылось. На синем небе зажглись звёзды.4
Синтаксический разбор
На синем небе зажглись звёзды.4.
На синем небе зажглись звёзды.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звёздах) В предложении слово звёзды отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (Зажглись) Слово зажглись отвечает на вопрос что сделали. Значит, слово зажглись – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее звёзды и сказуемое зажглись – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Зажглись (на чём?) на небе - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: на небе (каком?) синем - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания – зажглись на небе, на синем небе.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 54.
Прочитайте, вставляя в пословицы пропущенные имена прилагательные (большой, маленький) в нужной падежной форме. Запишите пословицы.
1. И ... пенёк опрокидывает ... воз.4 2. Даже самое ... дерево выросло из ... семени. 3. ... дело лучше ... безделья. 4. ... крючком ... рыбу не поймаешь.
Ответ:1. И маленький пенёк опрокидывает большой воз.4 2. Даже самое большое дерево выросло из маленького семени. 3. Маленькое дело лучше большого безделья. 4. Маленьким крючком большую рыбу не поймаешь.
Синтаксический разбор
И маленький пенёк опрокидывает большой воз.4.
И маленький пенёк опрокидывает большой воз.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чем говорится в предложении? (О пеньке). В предложении слово пенёк отвечает на вопрос "что?" Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем (опрокидывает). Слово опрокидывает отвечает на вопрос - что делает?. Пенёк (что делает?) опрокидывает. Значит, слово опрокидывает - это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод подлежащее пенёк и сказуемое опрокидывает - это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенные члены предложения, который поясняет подлежащее. Пенёк (какой?) маленький - определение - подчёркиваю волнистой линией. нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: опрокидывает (что?) воз - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняете другой второстепенный член предложения: воз (какой?) большой - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания: маленький пенёк, большой воз, опрокидывает воз.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 55.
Прочитайте. Объясните написание пропущенных падежных окончаний.
По крутой тропинк..2 горной
Шёл1 домой барашек чёрн...
И на мостик.. горбат...
Повстречался с бел... брат... .
С. Михалков
Ответ:Написание пропущенных падежных окончаний можно объяснить так: узнать по вопросу падеж имён существительных, с которыми прилагательные связаны. Прилагательное всегда будет стоять в том же падеже.
Разбор слова по составу:
Тропинке — сущ.
Фонетический разбор:
Шёл [шол] — 1 слог.
ш — [ш] — согл., глух. парн., тв. непарн.
ё — [о] — гласн., ударн.
л — [л] — согл., зв. непарн., тв. парн.
Номер 56.
Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу имена прилагательные.
1. Звучала мелодия ... вальса. Путники отдыхали в тени ... дуба. Экскурсанты любовались величием ... памятника. (Древний, старинный, старый)
2. Мы шли на лыжах по ... насту4. Больной1 лежал на ... матрасе. Дятел долбил дерево ... клювом. (Крепкий, жесткий, твёрдый)
3. С моря дул ... ветер4. Из ... песка дети строили башню. ... полено не горело. (Мокрый, сырой, влажный)
1. Звучала мелодия старинного вальса. Путники отдыхали в тени старого дуба. Экскурсанты любовались величием древнего памятника.
2. Мы шли на лыжах по твёрдому насту. Больной лежал на жестком матрасе. Дятел долбил дерево крепким клювом.
3. С моря дул влажный ветер. Из мокрого песка дети строили башню. Сырое полено не горело.
Синтаксический разбор
Мы шли на лыжах по твёрдому насту.4.
Синтаксический разбор
С моря дул влажный ветер.4.
Фонетический разбор:
Больной [бал’ной’] — 2 слога.
б — [б] — согл., зв. парн., тв. парн.
о — [а] — гласн., безуд.
л — [л’] — согл., зв. непарн., мягкий парн.
ь — [-] — не обозначает звука
н — [н] — согл., зв. непарн., тв. парн.
о — [о] — гласн., ударн.
й — [й’] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Мы шли на лыжах по твёрдому насту4.
С моря дул влажный ветер4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О нас) В предложении слово мы отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (шли) Слово шли отвечает на вопрос что делали? Значит, слово шли – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее мы и сказуемое шли – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Шли (по чему?) по насту - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией, шли (на чём?) на лыжах - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член: по насту (какому?) твёрдому - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания – шли по насту, шли на лыжах, по твёрдому насту.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О ветре) В предложении слово ветер отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (дул) Слово дул отвечает на вопрос что делал? Значит, слово дул – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее ветер и сказуемое дул – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ветер (какой?) влажный - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: дул (откуда?) с моря - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания – влажный ветер, дул с моря.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 53.
Прочитайте.
Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) ине.. . Всё засыпано (пушистый) снег... . Особенно красивы ели в (снежный) наряд.. . В (морозный) воздух.. звонко раздаётся коротк..., отрывист... стук. Это больш... пёстр... дятел (крепкий) клюв... долбит дерево. Зимн... солнце скрылось. На (синий) неб.. зажглись звёзды.4
Хорошо в зимнем лесу. Деревья стоят в серебристом инее. Всё засыпано пушистым снегом. Особенно красивы ели в снежном наряде. В морозном воздухе звонко раздаётся короткий, отрывистый стук. Это большой пёстрый дятел крепким клювом долбит дерево. Зимнее солнце скрылось. На синем небе зажглись звёзды.
Устный разбор:
Хорошо в зимнем лесу.
1. Зимнем — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос каком? 2. Начальная форма — зимний. 3. Согласуется с именем существительным в мужском роде, в предложном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет другой второстепенный член: в лесу (каком?) зимнем.
Письменный разбор:
(В) зимнем (лесу) — прил., в каком?, н. ф. — зимний, м. р., в П. п., в ед. ч., вт. чл. (определение)
Синтаксический разбор
На синем небе зажглись звёзды.4.
На синем небе зажглись звёзды.4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звёздах) В предложении слово звёзды отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (Зажглись) Слово зажглись отвечает на вопрос что сделали. Значит, слово зажглись – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее звёзды и сказуемое зажглись – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Зажглись (на чём?) на небе - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член предложения: на небе (каком?) синем - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания – зажглись на небе, на синем небе.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Номер 54.
Прочитайте предложения, выбирая из скобок подходящие по смыслу имена прилагательные. Объясните свой выбор имён прилагательных.
1. Звучала мелодия ... вальса. Путники отдыхали в тени ... дуба. Экскурсанты любовались величием ... памятника. (Древний, старинный, старый)
2. Мы шли на лыжах по ... на́сту.4 Больной1 лежал на ... матрасе. Дятел долбил дерево ... клювом. (Крепкий, жёсткий, твёрдый)
3. С моря дул ... ветер.4 Из ... песка дети строили башню. ... полено не горело. (Мокрый, сырой, влажный)
1. Звучала мелодия старинного вальса. Путники отдыхали в тени старого дуба. Экскурсанты любовались величием древнего памятника.
2. Мы шли на лыжах по твёрдому насту. Больной лежал на жестком матрасе. Дятел долбил дерево крепким клювом.
3. С моря дул влажный ветер. Из мокрого песка дети строили башню. Сырое полено не горело.
Пояснения:
Древний — очень старый.
Старинный — очень древний, существовавший давно или издавна.
Старый — проживший или просуществовавший долгое время, достигший старости.
Крепкий — прочный, устойчивый к разрушительным воздействиям.
Жёсткий — твёрдый, плотный на ощупь; не упругий.
Твёрдый — не поддающийся при надавливании, жёсткий, крепкий.
Мокрый — покрытый или пропитанный водой, влажный.
Сырой — влажный, содержащий в себе значительное количество влаги, не сухой.
Влажный — насыщенный водяными парами, испарениями.
(Записать нужно одну из групп на выбор)
Синтаксический разбор
Мы шли на лыжах по твёрдому насту.4.
Синтаксический разбор
С моря дул влажный ветер.4.
Фонетический разбор:
Больной [бал’ной’] — 2 слога.
б — [б] — согл., зв. парн., тв. парн.
о — [а] — гласн., безуд.
л — [л’] — согл., зв. непарн., мягкий парн.
ь — [-] — не обозначает звука
н — [н] — согл., зв. непарн., тв. парн.
о — [о] — гласн., ударн.
й — [й’] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Мы шли на лыжах по твёрдому насту4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О нас) В предложении слово мы отвечает на вопрос (кто?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (шли) Слово шли отвечает на вопрос что делали? Значит, слово шли – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее мы и сказуемое шли – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Шли (по чему?) по насту - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией, шли (на чём?) на лыжах - дополнение - подчёркиваю пунктирной линией. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет другой второстепенный член: по насту (какому?) твёрдому - определение - подчёркиваю волнистой линией.
6. Делаю вывод: в предложении 3 словосочетания – шли по насту, шли на лыжах, по твёрдому насту.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
С моря дул влажный ветер4.
1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? (О ветре) В предложении слово ветер отвечает на вопрос (что?) Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? (дул) Слово дул отвечает на вопрос что делал? Значит, слово дул – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее ветер и сказуемое дул – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ветер (какой?) влажный - определение - подчёркиваю волнистой линией; нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: дул (откуда?) с моря - обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания – влажный ветер, дул с моря.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.
Разбор имени прилагательного
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
4. Роль в предложении.
Устный разбор
Расцвела душистая черёмуха.
1. Душистая – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая?
2. Начальная форма – душистый.
3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе.
4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая.
Образец записи
Душистая (черёмуха) – прил., какая?, н. ф. – душистый, ж. р., в И. п., в ед. ч., вт. чл.
Напишите свой комментарий внизу страницы.