Русский язык 4 класс учебник Канакина, Горецкий 2 часть ответы – страница 137

alt
  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
  • Часть: 2.
  • Год: 2019-2024.
  • Серия: Школа России (ФГОС).
  • Издательство: Просвещение.
Отличаются задания? Переключите год учебника.
Переключение года издания
русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 137

Номер 299.

Прочитайте. Скажите, из слов каких частей речи образовано каждое словосочетание.

Синий шар, весело играть, пришёл из школы.

Ответ:
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 299
  • Составьте словосочетания такого же типа и запишите их.
Ответ:

Прил. + сущ.: добрый мальчик, тёплый шарф, честный поступок.
Нареч. + глаг.: быстро дошёл, честно сказал, медленно двигался.
Глаг. + сущ.: надела кофту, выпил кофе, приобрёл машину.

Номер 300.

Прочитайте начало «Сказки про Сазанчика». Какова главная мысль этой сказки?

Ж..л Сазанчик в пр..ветлив... речк..,
Ж..л он в самом уютн... местечк..,
Где к..чалась прохладн... мгла
И трава з..лот... росла.
Утром солнце всх..дил.. з..лён... —
Солнце добр..., не раскаленн...,
Зайчик солнечн... плыл по волне,
Было тихо в лесной глуб..не.

И. Токмакова

Ответ:

Главная мысль: счастье приходит к тем, кто помогает другим людям.

  • Спишите любое предложение, вставляя пропущенные буквы и окончания.
  • Подчеркните слова, которые в единственном числе изменяются по родам. Укажите над этими словами часть речи.
Ответ:

Жил Сазанчик в приветливой речке,
Жил он в самом уютном местечке,
Где качалась прохладная мгла
И трава золотая росла.
Утром солнце всходило зелёное
Солнце доброе, не раскаленное,
Зайчик солнечный плыл по волне,
Было тихо в лесной глубине.


Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 300

Номер 301.

Вспомните, по каким признакам можно определить склонение имени существительного. Какие имена существительные относятся к 1-му склонению? ко 2-му склонению? к 3-му склонению? Приведите примеры.

Ответ:

    Склонение имен существительных можно определить по роду и окончанию:
    Первое склонение: относятся имена существительные женского рода и мужского рода с окончаниями –а, -я в именительном падеже. Например, семья, песня.
    Второе склонение: относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е. Например, весло, молоко.
    Третье склонение: относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце (с нулевым окончание). Например, любовь, морковь, кровь.

Номер 302.

Прочитайте. Распределите имена существительные в три группы в зависимости от их склонения.

    В..л..сипед, х..зяйство, т..традь, м..рковь, б..лет, б..гатство, б..седа, об..з..яна, пом..щь, г..зета, се..лка, г..р..зонт, лаг..рь, к..л..ндарь, пр..дс..датель, смел..сть, к..рабль, к..стрюля, площ..дь, д..рект..р, М..сква.

  • Запишите имена существительные каждого склонения с новой строки. Проверьте написание слов по орфографическому словарю.
Ответ:

Первое склонение: беседа, обезьяна, газета, сеялка, кастрюля, Москва.
Второе склонение: велосипед, хозяйство, билет, богатство, горизонт, лагерь, календарь, председатель, корабль, директор.
Третье склонение: тетрадь, морковь, помощь, смелость, площадь.

Фонетический разбор:
Морковь [маркоф’] — 2 слога.
м — [м] — согл., зв. непарн., тв. парн.
о — [а] — гласн., безуд.
р — [р] — согл., зв. непарн., тв. парн.
к — [к] — согл., глух. парн., тв. парн.
о — [о] — гласн., ударн.
в — [ф’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ь — не обозначает звука


7 б., 6 зв.

русский язык 4 класс учебник Канакина 2 часть страница 137. 2023 год

Номер 305.

Прочитайте. Определите тему текста.

    Пингвины идут с пляжа молча.4 Они держ..т3 в клювах камушки. Если урон..т пингвин камуш..к на землю, то об..зательно останов..тся и подним..т его. Быва..т и так: другому пингвину покаж..тся этот камуш..к лучш.. . Он свой выбрасыва..т и хвата..т3 чужой. Пингвинам камушки нужны не играть, а чтобы гнёзда строить.
По Г. Снегирёву

Ответ:

Тема текста: камушки для пингвинов.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя. Укажите над глаголами спряжение. Выделите личные окончания глаголов.
Ответ:
Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 305

Разбор слова как части речи:
Держат – гл., что делают?, н. ф. – держать, II спряжение (искл.), в наст. вр., в 3–м л., в мн. ч., сказ.

Хватает – гл., что делает?, н. ф. – хватать, I спряжение, в наст. вр., в 3–м л., в ед. ч., сказ.

Разбор предложения:

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 321

Разбор предложения:
Пингвины идут с пляжа молча4.

1. Читаю предложение.
2. Нахожу подлежащее. Задаю вопрос: о чём говорится в предложении? о пингвинах. В предложении слово пингвины отвечает на вопрос кто? Значит, это подлежащее. Подчеркиваю одной чертой.
3. Нахожу сказуемое. Задаю вопрос: что говорится о подлежащем? идут Слово идут отвечает на вопрос что делают? Значит, слово идут – это сказуемое. Подчеркиваю двумя чертами.
4. Делаю вывод: подлежащее пингвины и сказуемое идут – это главные члены предложения.
5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: идут (откуда?) с пляжа - обстоятельство, подчёркиваю пунктирной линией с точкой. Идут (как?) обстоятельство - подчёркиваю пунктирной линией с точкой.
6. Делаю вывод: в предложении 2 словосочетания: идут с пляжа, идут молча.
7. Записываю полную схему разбора в тетрадь.

Русский язык 4 класс. Учебник 2 часть, Канакина, Горецкий. Номер 321

Номер 306.

Рассмотрите схемы на первом форзаце учебника. Составьте сообщение о том, какую информацию о каждой части речи они содержат.

Ответ:

Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол.

Имя существительное

Оно обозначает предмет и отвечает на следующие вопросы:
кто?, что?, кого?, чему?, кем? о чём? и др.
Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, а так же изменяются по родам, падежам, числам, имеют 3 склонения.

Имена прилагательные

Они обозначают признак предмета и отвечает на следующие вопросы:
какой? какая? какие? кой? и т. п.
Имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам.

Местоимение

Оно указывает на лицо или предмет.
Местоимения бывают 1-го, 2-го, 3-го лица, изменяются по числам и падежам.

Глагол

Он обозначает действие предмета.
Глаголы бывают I и II спряжения.
В окончаниях I спр. пишется -е, в форме мн. ч. 3-го л. -у/-ю;
В окончаниях II спр. пишется -и, в форме мн. ч. 3-го л. -а/-я.
Глаголы изменяются по формам настоящего, прошедшего и будущего времени, по родам и числам.

Звуки и буквы

Номер 307.

Вспомните: одинаковое ли в русском языке количество гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки? согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки? Произнесите гласные звуки. Произнесите согласные звуки, парные по твёрдости-мягкости, парные по глухости-звонкости.

Ответ:

В русском языке количество гласных букв: 10 – а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я; а звуков – 6 : а, о, у, ы, э, и.
Согласных букв: 21 – б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ; а звуков – 36.

Парные согласные по звонкости – глухости:
[б] – [п]
[в] – [ф]
[г] – [к]
[д] – [т]
[ж] – [ш]
[з] – [с]

Парные согласные по твердости – мягкости:
[б] – [б’]
[в] – [в’]
[г] – [г’]
[д] – [д’]
[ж] – [ж’]
[з] – [з’]
[к] – [к’]
[л] – [л’]
[м] – [м’]
[н] – [н’]
[п] – [п’]
[р] – [р’]
[с] – [с’]
[т] – [т’]
[ф] – [ф’]
[х] – [х’]

  • Как обозначается мягкость согласных на письме? Когда произношение гласных и согласных звуков расходится с их обозначением на письме? Приведите примеры.
  • Объясните, как выполнить звуко-буквенный разбор любого из данных ниже слов: ельник, друзья, моряк.
Ответ:

    Мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком и гласными е, ё, и, ю, я. Например, конь – [кон’], лес – [л’эс].
    Только в сильной позиции гласные звуки звучат так, как пишутся, а в слабой – звучание с написанием расходится. Например, полете́ть – полёт.
    Слабой позицией согласных является позиция: в конце слова, например, зуб – зубы; перед глухими согласными.

1. Произнесём слово.
2. Определим, сколько в слове слогов. Произнесём ударный слог.
3. Произнесём каждый звук в слове по порядку и дадим ему характеристику.
4. Назовём, какой буквой обозначается каждый звук.
5. Сделаем вывод о количестве звуков и букв в слове.

Ельник [й’э́л’н’ик] – 2 слога
е – [й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
    – [э́] – гласн., ударн.
л – [л’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
н – [н’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
и – [и] – гласн., безударн.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.


6 б., 6 зв.
В слове ельник 6 букв, 6 звуков. Буква е в начале слова обозначает слияние звуков [й’э́].

Друзья [друз’й’а] – 2 слога
д – [д] – согл., зв. парн., тв. парн.
р – [р] – согл., зв. непарн., тв. парн.
у – [у] – гласн., безударн.
з – [з’] – согл., зв. парн., мягк. парн.
ь – не обозначает звука
я – [й’] – согл., зв. непарн., мягк. непарн.
    – [а́] – гласн., ударн.

6 б., 6 зв.
В слове друзья 6 букв, 6 звуков. Буква я на конце слова обозначает слияние звуков [й’а́].

Моряк [мар’а́к] – 2 слога
м – [м] – согл., зв. непарн., тв. парн.
о – [а] – гласн., безударн.
р – [р’] – согл., зв. непарн., мягк. парн.
я – [а́] – гласн., ударн.
к – [к] – согл., глух. парн., тв. парн.

5 б., 5 зв.

Номер 308.

Прочитайте. Спишите. Обозначьте в словах ударение.

    Баловать, поняла, столяр, каталог, договор, премировать, положить, торты, туфля, позвонить.

  • Проверьте себя по орфографическому словарю (с. 151).
Ответ:

Балова́ть, поняла́, столя́р, катало́г, догово́р, премирова́ть, положи́ть, то́рты, ту́фля, позвони́ть.

Конец страницы
Переход на другие страницы Содержание
Информация на этой странице была полезной?
0/5 (0 голосов)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!

Понравились решения?
Напишите свой комментарий.